Витрина православия из истории смоленской епархии

Западный форпост православия -- Смоленская и Калининградская епархия -- одно из самых молодых и противоречивых территориальных образований Русской Православной церкви. Сформировавшаяся в своем нынешнем составе в 1985 году, епархия демонстрирует собой явный дисбаланс сил,противоборствующих в различных сферах деятельности.
Во-первых, чисто географическая близость к Польше и наличие католического населения, имеющего польские корни, сильно осложняет жизнь в условиях, когда Ватиканский престол занимает этнически поляк. Лично стараниями папы, в Смоленске возрожден католический приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии; его глава, о. Птоломеуш тратит немало сил на расширение общины (потенциально до 400 человек), развитие инфраструктуры и создание благоприятного общественного мнения. Реставрировано заброшенное польское кладбище, открыта каплица, постоянно поднимается вопрос о возвращении верующим костела. (Костел -- монументальный неоготический храм, одно из немногих культовых сооружений города, остающихся под бдительной "охраной государства). В 1997 году отметил свое столетие. Сегодня приход ведет активное строительство на деньги "одной из германских благотворительных организаций" по реставрации и расширению костельного дома причта.
Калининградская часть епархии вообще "территория нового освоения", не имеющая сколь-либо значимых православных традиций. Впрочем, от иных традиций осталось лишь материальное: как известно, немецкое население Восточной Пруссии после войны было репатриировано, и территория заселялась жителями западных областей России (особенно Смоленской). До 1945 года здесь было всего два православных храма. Таким образом, укоренить православие на земле, хранящей материальные свидетельства неправославных культур -- задача не из легких.
Западная окраина в первую очередь подвержена и разнообразному протестантскому влиянию. Исторически здесь сильны баптисты и пятидесятники. Сегодня к ним добавились миссионеры других, нетрадиционных западных течений протестантизма новоапостольцы, иеговисты. Из более чем полутора десятка официально зарегистрированных на Смоленщине религиозных объединений, десять являются протестантскими.
На востоке, ближе к Москве, ортодоксальные традиции Православия выражены сильнее. Однако, в "медвежьих углах" Смоленщины (Сычевский район) наряду с традиционным православием гнездится и старообрядчество, в принципе малохарактерное для западных регионов страны.
Во-вторых, Смоленщина в последнее время неожиданно испытала явный подъем традиционных и нетрадиционных нехристианских религий. Консолидировались иудеи, создав развитую общественно-религиозную организацию и открыв некое подобие синагоги. Ряд районов Смоленской области ранее вообще не были великорусскими и, соответственно отсекались чертой оседлости. Многие райцентры -- в прошлом местечки. И, конечно, знаменитые Любавичи, исторический центр мирового хасидизма, ныне находящийся на территории Смоленщины. Правда, стоит заметить, что активность вокруг Любавичей наименее заметная – смоленские евреи не склонны хабаду, а от западных единоверцев ощутимой помощи нет.
В связи с наплывом беженцев, встал вопрос о создании в г.Ярцево (город-сателлит Смоленска) религиозной организации мусульман и строительстве мечети. Вынесенный во властные органы, вопрос был решен отрицательно, ссылаясь на незначительный казус нового закона о религиозных объединениях. Однако сама его постановка на таком уровне говорит о многом.
Якобы  на Смоленщине есть даже сатанисты;  однако, скорее всего эта тема просто выдумана газетчиками в период информационного вакуума. Среди молодежи популярны восточные религиозные философии -- кришнаиты ведут активную пропаганду своей религиозной деятельности. Именно им, да еще саентологам и мунистам -- последние на Смоленщине являются, мягко говоря, диковиной -- больше всего достается от епархиальной прессы. Поднимая бурю в стакане воды по поводу продажи кришнаитами вегетарианских пирожков (имеющих какое-то культовое значение), православная печать упорно не замечает по настоящему серьезных проблем церкви и веры.
В-третьих, подавляющее число номинально православного населения ("демократически новообращенные") отчасти в связи с разочарованием в демократии, отчасти ввиду временного лага охладевает к религии. Власть, "обновленная" за счет коммунистов старой закалки, испытывает мало готовности идти навстречу какой бы то ни было религии. Финансовые проблемы церкви, а также их своеобразное решение (всем известное "табачное дело")
также не способствуют укреплению влияния православия.
В четвертых, как и во всякой закрытой системе, в епархии имеет место и подковерная борьба, и местничество, клановость, семейственность. Оттесненные на периферию смоляне кулуарно "соревнуются" с приближенными к собору и митрополиту не-земляками. Положение самого митрополита, являющегося членом Священного Синода (и как следствие, вероятным кандидатом на патриарший престол), усугубляет эту борьбу, а также открывает ее вмешательству извне, чинимому завистниками владыки.
Но это как бы "внешние" проблемы; есть же и внутренние, глубинные. Смоляне -- западники, никогда не отличавшиеся особой ортодоксальностью в религии. Исторические "переделки" монастырей в кляшторы и наоборот происходили здесь с легкостью и без угрызений совести. Православие западных территорий боится Запада, но и стремится к нему с неизбежностью.
Духовно укорененное на Востоке, и территориально, и общекультурно православие на Смоленщине медленно и неуклонно дрейфует на Запад. Женщина может зайти в Успенский собор без платка и в брюках -- митрополит официально разрешил это в период своей деятельности в экуменическом движении. Он же освятил Храм Святого Духа – знаменитый памятник "тенишевского кружка" расписанный Рерихом с явным нарушением канона. И это несмотря на то, что изначально Храм задумывался в качестве первого храма так называемой вселенской, мировой религии! Ой, как неортодоксально!
Таким образом, мы не только витрина православия, но и его окно на запад.

ЦЕРКОВЬ УБЕР АЛЕС

На западных рубежах идет постоянная борьба, как с внешними, так и в внутренними противоречиями, в ходе которой стороны порой не склонны к щепетильности. Дисбаланс Смоленской епархии -- производное этой борьбы. В борьбе нет правых и нет виноватых -- есть лишь победители и побежденные. И не будь во главе самой западной епархии такой личности как митрополит Кирилл, православие на западных рубежах потерпело бы сокрушительное поражение!
Но каким путем действовать, как внешними средствами решить внутренние проблемы? Очевидно, приспосабливаться к географической и ментальной реальности все-таки необходимо.
Интересно подобная адаптация происходит в Калининградской части епархии. Как уже было отмечено, здесь мало исторических православных храмов, поэтому приходится использовать бывшие костелы и кирхи.
Благо архитектурного канона нет! Но строгий канон на внутреннее
оформление иконостасов существует, и при том он абсолютно не
соотносится с архитектурой кирхи. Что делать?
Приходится как-то решать эту проблему. Конкурсы, лично патронируемые митрополитом, очень строги. Владыка, как человек, обладающий несомненным вкусом, одобряет далеко не каждую работу оформителей...
Однако зачастую церковная активность в епархии сводится так сказать к экстенсивному расширению. На фоне возвращения исторических храмов идет возведение новых. "Стройки века": в Калининграде -- Большой собор во имя Христа Спасителя (неужели московская параллель?); в Смоленске -- пятиглавая церковь Новомучеников Российских. Открываются и храмы при тюрьмах.
Возрождение древних и исторических храмов происходит не всегда на должном уровне. По меткому выражению, передача храма в ведение церкви порой заканчивается тем, что на нем ставят крест сначала в прямом смысле слова, а затем в переносном. Но это уже общая проблема нехватки церковных кадров низового звена священнослужителей.
Зато возрождение монастырей идет очень активно. В 1991 году открыт Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь (Дорогобужский район), в 1996 г. -- Спасо-Преображенский (г. Рославль). Открытый в 1990 г. как мужской Иоанно-Предтеченский монастырь (г.Вязьма) в 1995 г. был "перепрофилирован" в женский. В 1998 г. также открыт женский монастырь  в г.Дорогобуже. Все монастыри епархии сосредоточены на великорусской территории.

СВОЯ РУКА ВЛАДЫКИ

Митрополит Кирилл -- умелый организатор. Активно занимаясь делами Церкви, митрополит лично посещает Смоленск не часто -- как правило, это двунадесятые праздники, праздник Одигитрии Смоленской, Кирилла и Мефодия, служба Андрея Критского (здесь, в исполнении дивного по красоте канона идет своеобразное зычное соревнование митрополита Кирилла со своим белорусским "коллегой"), а также некоторые другие.
Однако его присутствие ощущается постоянно. Кириллу удалось собрать достаточно надежную "команду", на которую можно всецело полагаться. Ядро команды -- это непосредственное церковное окружение митрополита. Интересная особенность: в "ближнем кругу" оказываются преимущественно западные украинцы. Отец Михаил (Горовой) -- протоиерей собора, о.Александр (Мельничук) — зав. отделом церковного образования, протодьякон, о.Виктор (Крюков) -- протодьякон, секретарь епархии, о.Владимир (Мочульский) -- эконом епархии), его жена Надежда – регент архиерейского хора и т. д. Необходимо помнить и о присущей украинцам семейственности -- таким образом, количество рядовых членов команды прогрессивно умножается. Именно эти люди в конечном итоге и создают постоянный "эффект присутствия" владыки в Смоленске.
Команда в своей каждодневной работе автономна, иногда ее даже заносит. Развернув масштабную экономическую деятельность (выпечка хлеба, производство ритуальных товаров и др.), епархиальные коммерсанты демонстрируют порой излишнюю предприимчивость. Так, менее полугода назад весь Смоленск любовался рекламным щитом епархиальных изготовителей венков, памятников и надгробий, украшенным сакраментальной фразой: "Работаем круглосуточно". Нелепица имела место до тех пор, пока не поступило прямого и резкого указания "свыше". Нельзя сказать, что команда состоит из полностью и всецело
преданных людей. Скорее, здесь имеет место система “сдержек и противовесов”, основанная на всеобщей зависти и доносительстве. Но как бы то ни было, система исправно работает! И в этой работе – великий организаторский талант митрополита Кирилла.
Несмотря ни на какие потрясения в общероссийском масштабе, связанные со знаменитым "табачным делом", авторитет владыки на Смоленщине неколебим. На все центральные треволнения местное общественное мнение отвечает олимпийским спокойствием. Ряд смоленских газет, пробовавших было поднять свои рейтинги муссированием табачных скандалов, буквально зависли в вакууме демонстративного равнодушия к проблеме. Епархиальная "команда" вяло парировала нападки, митрополит снисходительно общался с оппозиционными ему журналистами. (Однако на сегодняшний день одна из двух вставших во фронду газет приказала долго жить, а другая сменила редактора и штат).
Причина подобной монументальности авторитета владыки кроется в безоговорочной поддержке со стороны смоленской интеллигенции, в конечном итоге и определяющей общественное мнение города. Митрополит всегда явно тяготел к этим кругам, находя здесь понимание, поддержку, а в последнее время и подобострастие. Показателен своей анекдотичностью факт заочного "вручения" митрополиту членского билета Смоленского земского движения. Смоленское земское движение -- аналог провинциального  дворянского собрания, объединяющего элиту местечковой интеллигенции. Митрополит, будучи одним из организаторов общероссийского Земского движения, но в принципе не разделяя тогдашнюю суету верхушки местных земцев, по "инициативе снизу" был "удостоен" билета "номер ноль", т. е. вообще без номера и вне системы координат. Аналогичный прогиб местное "дворянское собрание" сделало и в сторону тогдашнего губернатора, за что сегодня, кстати, жестоко расплачивается.Впрочем, все течет, все изменяется: нынешняя официальная власть с неменьшим усердием готова поддерживать авторитет митрополита. Но интеллигенция все равно и по привычке остается самой верной и преданной "пятой колонной" владыки.

МИТРОПОЛИТИКА

Митрополит Кирилл -- политик? Да что вы, Боже (и Патриарх, запретивший участие в официальной политике) упаси! Хотя вот что-что, а именно митрополиту как политику следовало бы без колебаний вручить билет "номер ноль". Потому что он выше политики. Но выше не по убеждению, а по статусу: он -- предполитика!
"Церковь должна разговаривать с окружающим миром, в том числе и с властью" -- слова учителя Кирилла митрополита Никодима, полностью разделяемые учеником. Отношения владыки Кирилла с местной властью всегда были удовлетворительные, сегодня они полюбовные. Тяготеющий к национал-патриотам в пику коммунистическому "происхождению" (на выборах шел от КП РФ) новый губернатор Смоленщины – Александр Прохоров -- буквально в первый месяц после прихода к власти заручился поддержкой в соборе. В ответ митрополит получил "отпущение греха" прошлой дружбы с предыдущим губернатором Анатолием Глушенковым. И теперь, когда каждый чуть ли не официально гарантирован от противодействия с противоположной стороны, сближение позиций идет по пути развития социальной сферы и патриотического воспитания.
Митрополит не скрывает симпатий к патриотическому движению. В качестве одного из организаторов, нечто вроде “духовного отца”, он является сопредседателем, членом Президиума и т. д. Всемирного русского собора (позже в названии организации прибавилось слово "народный"), Общероссийского земского движения и др. При этом, участвуя в общественной деятельности на уровне государства, владыка официально не особо покровительствует местным национал-патриотам. За последнее время, ни одна из смоленских патриотических организаций не получила его явного благословения. Здесь митрополит вне политики.
Правда, тесны связи с военными. Мало кто знает, но митрополит Кирилл -- почетный профессор Военной Академии ПВО Сухопутных войск РФ (в настоящее время Военный университет), расквартированной в Смоленске. Начальник академии генерал-полковник В.К.Чертков всегда особо подчеркивает тесные связи своего учебного заведения с соборным двором. Иногда имеет место поддержка православной прессы. Однако, по словам бывшего, редактора газеты "Народное слово", издававшейся на средства епархии, "такой цензуры он не встречал со времен работы в политотделе армии". В результате, вся православная печать Смоленска сводится к периодической публикации на страницах местного официоза безликой и сухой полосы под названием "Смоленский собор". (Журнал "Смоленские епархиальные ведомости", также издающийся в Смоленске, отнюдь нельзя
назвать общедоступным и популярным). Бывшей же редактор "Народного слова" сейчас занимается выпуском газеты евангельских
христиан-баптисов, в чем немало преуспел, создав регулярно выходящий еженедельник. Калининградская пресса более разнообразна: здесь издаются две православные газеты.
Безусловны заслуги митрополита Кирилла на образовательном поприще. Открытое в 1988 году духовное училище в 1995 преобразуется в семинарию и насчитывает чуть менее сотни учащихся. В начале девяностых открывается Православная гимназия N1, преподавание в которой ведется лучшими педагогами города, в том числе университетскими. Три года назад при Свято-Преображенском монастыре (г. Рославль) открыта Православная гимназия N2 и православная школа в г.Калининграде. Имеются православные и богословские факультативы в различных школах города. Также открыты два православных детских сада.
Митрополит является одним из вдохновителей создания Смоленского гуманитарного университета, а епархия -- одним из соучредителей этого вуза. Регулярно здесь проводятся Кирилло-Мефодиевские чтения. На базе других высших учебных заведений неоднократно организовывались солидные международные конференции, посвященные православной и церковной
тематике. Немало сделано и на поприще профессионально-прикладного образования и воспитания. Например, созданное еще в 1998 году Православное сестричество милосердия взяло под опеку один из домов престарелых  расположенных в пригороде Смоленска. Совсем недавно на базе Смоленского медицинского колледжа при личном участии митрополита эта организация открыла общедоступные курсы.
Таким образом, номинально борьба против западничества идет  полным ходом. Однако, в том ли направлении? Смоленские и западные земли (Белоруссия, Калининград) всегда были и остаются особой реальностью, волютивно преобразовать которую абсолютно невозможно. Приходится мириться. Однако это смирение дается отнюдь непросто.  Смоленская и Калининградская епархия, руководимая митрополитом Кириллом - передовая православного фронта. А на войне, как на войне: нужны свои герои. Сделать окно прозрачным, но не призрачным - не каждому под силу. Во имя великой цели, оправдаем средства? - В этом, очевидно,   и кроется великая тайна и великая миссия Смоленской и Калининградской епархии.
                М.Славный, П.Фиц (Смоленск, 2002 год)


Рецензии