Жить без страха
В качестве цели психотерапевтических усилий часто называют «здоровье», трудоспособность, способность реализовать собственные возможности и получать удовольствие (Фрейд), адаптацию к обществу (Адлер), радость творчества и способность испытать счастье. «В качестве самоочевидной цели лечения признается стремление к тому, чтобы, вывести клиента из состояния тревоги. Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха; но вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы изгнана тревога».Карл Ясперс считает, что у человека в этом случае возникает сердечная «черствость». Такая свобода от тревоги есть не что иное, как оборотная сторона почти полной потери свободы вообще. Возбуждение тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию и взаимопониманию может стать жизненной задачей для человека [К.Ясперс. Общая психопатология. «Практика». М. 1997. c.958].
Тревога может быть освещена с точки зрения психодинамической и поведенческой.
Тревога по З.Фрейду.
Дальние источники тревоги:
а) Отсутствие матери.
б) Наказание приводящее к страху утратить родительскую любовь.
в) Страх кастрации.
г) Неодобрение со стороны сверх -Я или наказание себя за действия, неприемлемые ,несправедливые или аморальные. Ребёнок может испугаться своих инстинктивных желаний, вынуждая Я противостоять желанию, вызвавшему у него тревогу. М. Кляйн считает, что первоисточник тревоги заключён в страхе смерти. Кляйн различала 2 типа тревоги: преследующую, порождаемую страхом уничтожения "Я" и депрессивного ,связанного со страхом ребёнка причинить вред внешними и внутренним объектом любви из-за своих деструктивных импульсов. Ролло Мэй характеризовал тревогу как опасение, вызываемое угрозам ценностям, которые индивидуум считает необходимыми для своего существования как личности.
Г.С.Салливан понимал тревогу как крайне неприятное состояние напряжения, возникающее вследствие переживания неодобрения в межличностных отношениях. Он описывает, как, в силу эмпатической связи между малышом и матерью, тревога и напряжение матери, вызывают тревогу у младенца. Семюэл Куташ считает, что тревога, это состояние потери равновесия, когда испытываемый человеком уровень стресса не соответствует оптимальному для его конституции. Тревога может быть адаптивной, если достаточно выражена и символизирует индивидууму о необходимости изменений, и не адаптивной, если её уровень настолько высок, что вызывает иммобилизацию или же слишком низок, чтобы мотивировать каким либо действиям (Психологическая энциклопедия под ред.Корсиани.и.Питер.М.2003г .стр.928.)
Свидетельство о публикации №210091600987
***
Удачи и вдохновения Вам,
С уважением
Таисия Кучина 20.09.2010 10:47 Заявить о нарушении