Полтинник

«Начало» и все что с ним связано – открытие визы на загранплавание, всевозможные бумажки, медкомиссии, прививки, бесконечные хождения на сборы в отдел кадров и т.п. – все позади. Рок дал отмашку, и колесо судьбы, если пафосно, закрутилось в новом направлении…

Если честно, мне совсем уже ни в какую Эфиопию идти не хотелось… Заграница нам представлялась завершающим ее этапом – это когда ты сходишь с трапа парохода «весь в делах и друзьях», держа в обеих руках сумки типа «мечта оккупанта», битком забитыми прочими, кроме тех что на тебе, «делами» (сейчас это называется «добряками»). Тебя ждут на берегу, ты нужен всем…. Ты в предвкушении посещения бригадной кассы, после визита в которую ты становишься еще более необходим этому миру и нужен теперь практически всем…. Какой наивняк!!!!

Да и Удав слегка прикис в последние дни. Но мы друг – друга взбадривали, гоношились, показывая, или скорее – доказывая, что тоже не лыком шиты. Но, как говорится, сколь веревочка не вейся – пришло время на деле доказать, из какого ты сделан теста.

И вот…

31.01.1982г.  три сменных гражданских экипажа в/ч 31085 («МВТ – 23», РБ – 225 и МУС – не помню цифрового индекса) были загружены со всем своим имуществом (личным и техническим) на борт   БДК  «50 лет шефства ВЛКСМ» с целью перехода к месту работы на ПМТО ТОФ в Эфиопии.

БДК сразу и немедленно был переименован нашей братией в «Полтинник».

Хотелось бы несколько слов сказать о «Полтиннике»…

Когда – то в далекие 60-е годы нашим яйцеголовым показалось, что качественный и количественный рост ВМФ СССР уже позволяет ему выйти на просторы Мирового океана. За количественный не спорю, а вот за качественный, насмотревшись на эти чудо-корабли, я бы поспорил… Хотя это мнение человека со стороны… Ну не будем о плохом…

Строились целые стратегические доктрины, глобальные, амбициозные… В числе прочих появилась и такая: «Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам». Во как! А государства эти на другом краю света… А это требовало особых средств, в том числе технических, ну, разумеется, постройки других кораблей, в дополнение к количеству и, подразумевалось, вероятно, к качеству… и к доставке различных грузов, ресурсов, в том числе – людских… тьфу, пушечного мяса.

И вот в 59 году эры нашей, но века прошлого, родилось мнение и воплотилось в конкретное задание (где и кому – понять и найти не представляется возможным) на разработку океанского тактического десантного корабля с тактико-техническими данными (ТТД), сопоставимыми с  ТТД  аналогичных кораблей буржуйских стран, предполагаемых наших противников в вероятной войне и …. 

Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз с носовой аппарелью для доставки мирных грузов в места а-ля Чукотка и «где-то там рядом» на необорудованные причальной стенкой и другими портовыми сооружениями – кранами, буксирами и тому подобной портовой требухой. Предполагалось, что в военное время такой сухогруз должен служить тем же целям – доставка и высадка десанта в таких же условиях и при подобном устройстве береговой линии. Разумеется, в места другие…

Оба проекта объединили в один и получили чудо-военно-гражданский пароход-корабль под общим обозначением «1171 Тапир». У нас как всегда хотели и рыбку съесть, и … дальше вы знаете… А так не бывает, иначе присказки бы не появилось…

Требования гражданских – высокая экономичность, использование максимально большего объема трюмов, хорошие, человеческие условия для проживания экипажа, никак не совпадали с требованиями военных – место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование и совершенно по*** какие условия для проживания экипажа, а тем боле для десанта.

Компромисс в подобной ситуации найти сложно. Но проектировщики старались. Было несколько вариантов проекта…

Но то, на чем настаивали гражданские, отметалось военными. И наоборот… Что-то типа басни Крылова в жизни. А вообще, любые попытки объятия небъятного заканчиваются разрывал связок, другими словами - тупиком. Не могу понять, почему люди взрослые, не глупые, иногда занимаются такими вещами – достичь согласия там, где оно по определению не может быть достигнуто.

Последней каплей явилась замена главных двигателей  мощностью 2500 л.с. на два дизеля 58А-3 мощностью по 4500 л.с. каждый. Такая энергетическая установка позволяла развивать ход до 17 узлов, что вполне устраивало военных, и наоборот, не устраивало гражданских, поскольку эксплуатация судна при столь мощных механизмах и ограниченному объему перевозимого груза становилась нерентабельной.  Гражданские отказались от проекта и «Тапир» стал полностью военным, оставив, впрочем, во внешнем облике черты гражданского парохода.

К постройке серии приступили в 1966 году,  построив до 1975 года 14 единиц.

Наш «Полтинник» был заложен 12 марта 1968 года и спущен на воду 31 августа 1969 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде.   

Вот… Предистория такова.

Меня вот какой момент смущает…  Решение о строительстве было принято в 1959 году… И основная задача – сделать корабль, не уступающий аналогам буржуев. Неужели за то десятилетие с хвостиком, а вернее, полных полтора десятилетия, спроектированный корабль отвечал современным требованиям настолько, что продолжал строиться? Быть может, я допускаю, что по меркам 60-х годов, корабль был внушительным средством транспортировки и десантирования морских пехотинцев со всем их вооружением и необходимыми запасами продовольствия и боеприпасов….

Но!...

Один БДК мог брать один батальон морской пехоты со штатным количеством техники и имущества. Только один! И перебрасывать его на расстояние не менее двух тысяч миль. При этом автономность по запасам топлива и провизии составляла 10 суток. Десять! Не будем вдаваться в подробности перевозки одного батальона, а главное - ее целесообразности, потому что батальон морской пехоты может сделать хоть и многое, но  в отдаленности две тысячи морских миль от основной базы – много ли?   И  сколько нужно батальонов, а значит и кораблей для их переброски, чтобы достичь положительного военного результата на чужой территории. Зациклимся на автономности…

«Тапир» постепенно модернизировался… Его дальность плавания увеличилась до 4800 морских миль, если вместо традиционной морской воды в балластные цистерны заливалось топливо. При этом условии автономность по запасам топлива и продовольствия увеличилась до 20 суток. Более-менее хорошо. Не понятно, только за счет каких объемов были увеличены запасы продовольствия в два раза! Дополнительные провизионки? Или паек в два раза сокращен?

И вот самое главное. БДК направляют на другой конец света, до которого совсем не 4800 миль, а как минимум в два больше. Причем, задачи ему предстоит выполнять совсем в других природных условия, очень не похожих на те, в которых он проектировался. Видимо, поэтому на нем не предусмотрено никаких систем кондиционирования, кроме повышающих температуру, тогда как особенности климата того района, где ему предстоит работать, требует их понижения. 

И запасы пресной воды по проекту пополняются должны только в попутных портах, причем дружественных, либо с танкеров вспомогательного флота, ибо проектировщики решая задачи по созданию корабля для мирового океана, блять, совершенно не подумали об установке на нем опреснителей морской воды. Как забыли и о кондиционировании воздуха в каютах в зависимости от широты, на которой находится корабль. Блять, корабль, предназначенный для плавания в мировом океане, имел скудные запасы пресной воды и не имел кондиционеров! Экипаж 90 человек плюс батальон морской пехоты 200 человек. Их надо помыть, приготовить четыре раза и поставить на стол завтрак,  обед, ужин и вечерний чай, помыть посуду, произвести приборку помещений (тоже четыре раза в сутки, и пресной водой, заметьте). Далее – разместить по человечески, дать им возможность отдохнуть… Нет, лучше все имеющееся объемы заполнить топливом, вооружением, имуществом, впихнуть любыми средствами еще немного … людей. Жить ведь этим людям не долго. И зачем тратиться на какие-то опреснители, кондиционеры, если при военном конфликте кораблю уготовано погибнуть? При реальной боевой высадке экипаж должен был уходить вместе с десантом… т.е. кораблю был уготован путь в один конец…

При разговоре с одним из офицеров, он, показывая на матросов, сказал, что это все трупы, но пока живые… так зачем же создавать людские условия для трупов?

 Таков был наш «Полтинник». Я думаю, не он один...

Кстати, во время нашей погрузки на борт я услышал первый раз фразу, пренебрежительно брошенную одним из офицеров корабля в наш адрес: «А-а-а, Тюлькин флот!...». Тюлькин флот – это про нас, про гражданских.

Достойно ответить не получилось, да и не к месту это было бы – все-таки мы были гостями. Только кто –то из наших пробормотал по ***аков из береговой обороны, но как – то невнятно… Но фраза по Тюлькин флот врезалась в голову и иногда пилила мозг словно циркулярка – Тюлькин флот – это как – то несерьезно… и обидно.


Рецензии
Здравствуйте!
МУС-556, кажется. Мы с Вами не служили вместе, если только Вы не возвращались. У меня есть что добавить по поводу БДК и ПМТО.
ГИ 933 ПМТО 1985-1987 гг.
Пишите <apl_1949@mail.ru>

Александр Лещинский   26.07.2011 15:55     Заявить о нарушении