О лозунге модернизации в эпоху пост-постмодерна

Последнее десятилетие прошлого века прошло в нашем обществе под знаком стихийного постмодерна. Это течение мысли, пришедшее на смену цельной парадигме марксизма-ленинизма, характеризующееся релятивизмом этического и плюрализмом эстетического. В литературе это означало сведение любого художественного произведения к тексту, набору слов или даже букв. С этих позиций запись на заборе или в туалете, случайный набор слов или фраз, телефонная книга, реализованный в виде текста поток сознания шизофреника-графомана и роман «Анна Каренина» выступали на равных. Отличия этих произведений – этические и эстетические – это уже оценки, в каждой из которых есть произвол суждения, но нет никакого сверхценного аргумента, чтобы какое-либо суждение доминировало этически или эстетически над другими в рамках общей паутины сверхтекстовых связей, точнее – интертекстовых столкновений.

И в этом первичном бульоне, в состоянии квазипервобытного Хаоса имевшего место быть до рождения Космоса по вящему Слову Теурга-Демиурга, царило противоборство всесильных внутри своих границ, но бессильных за его пределами, вовлеченных в броуновское блуждание и столкновение друг с другом отдельных «я», микрокосмических производителей паутинок текста, на которых они пытались летать. Каждое столкновение и запутывание интратектуальных индивидуумов рождало вскрик локального ужаса, обыкновенно замирающий в ближней зоне на грани объективной и субъективной реальности, точнее их пересечения в момент столкновения. И много текстов с умертвившейся личинкой индивидуального «я» внутри, кануло в лету, но много и породилось вновь как из их обломков, так и непосредственно из турбулентных завихрений Хаоса. Вокруг была Тьма, и Хаос был Силой, который всех равняя с собой, обращал в пар.

Музыки не было, царили шум и какофония, смешения стилей, мельтешение Янусовых масок, коловращение поп-механик, затягивавших своих дирижеров в темные глубины распада. И вот раздался глас личинки, из-за флуктуаций временного континуума созревшей и затвердевшей больше, чем другие: пора дать вещам их настоящие имена, правдивые имена, ибо не в Силе Бог, а в Правде. Это Данила Багров случайно услышал музыкальный отрывок и на долю вечности пришел в себя. Но вскоре все и закончилось, потому что слова и сущности так перемешались, что когда по мановению Багрова Хаос застыл и прислушался к его музыке, многие носили маски, не выявив своего настоящего облика. Негроид должен жить в Африке, иудей – в Иудее, русский на Руси, россиянин – в Россиянии, советский – в Советии… На всех стран не хватало. И когда новоявленный Даниил-пророк героическим усилием поклал каждого груздя в свой кузов, катастрофа артефактов была неизбежна, равновесие мира нарушилось, сошла лавина непознанных смыслов и вещей в себе, поглотив смельчака, взявшего на себя роль крепко уснувшего на седьмой день Демиурга. Но Слово было сказано, и процесс превращения Хаоса в Космос пошел.

Разумное управление этим процессом должно было бы способствовать выявлению все более общих смыслов, скрепляющих естественным образом народы в их естественных границах, но с оглядкой на судьбу Даниила: не выдумывай понятий неизвестным сущностям, не предопределяй тем самым их судьбу, иначе и весь мир утратит предсказуемость. Лучше познай эти сущности и действуй им в унисон, когда они стремятся к благу, которого тоже не понять, не слившись с ними органично. Это и есть пост-постмодерн. Это и есть правильная политика государства среди народа, выходящего из Хаоса постмодерна.

Это не есть модерн, который опирается на монументальные внешние образцы, разобранные по учебникам вчерашнего дня, либо азбуки, принесенные из других мест, порождающих иные смыслы. Если прививать чуждое силой, извратится смысл. Если навязывать чуждый смысл, можно потерять свою силу. Модернизация в наших условиях равна декорированию западной современности на дряхлеющих руинах СССР, созданию потемкинских деревень – не для жизни людей, а для отчетности.

Прогрессивность постмодерна была в том, что он уравнял город и деревню, деревянный сортир и особняк, «мерседес» и «запорожец» (по сути их и правда отличают лишь вторичные неполовые признаки). Теперь надо провести по деревням Интернет, организовать равноценный дистанционный доступ к библиотекам и образованию, высокотехнологичной трудовой деятельности (которая тоже возможна через Интернет, например, использование приборов в исследованиях), дистанционному, с помощью веб-камер посещению театров и других зрелищ по выбору, чтобы закрепить это достижение постмодерна.

Главное для России -  не должно быть дискриминации в пространстве, от близости субъекта к центру чиновничьего государства, ни в уровне жизни, ни в доступности образования, ни в комфорте. Центр государства – каждый его гражданин.

Рано или поздно, груздь сам найдет свой кузов, потому что самоорганизация – это основа мира. И чуткое ухо услышит здесь музыку, и ему откроется Слово, которое было в начале.


Рецензии