Анализ поэмы Владимира Маяковского Флейта-позвоноч

Владимир Маяковский
поэма «Флейта-позвоночник», 1915

Поэма «Флейта-позвоночник» - одно из ранних творений Владимира Маяковского. Тема, идея, содержание произведения – любовь в том значении и в том смысле, в каком видел и понимал ее поэт: «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем» .
Любовь исчерпывала для Владимира Маяковского все. «Это " все " было в полном смысле "всем": революцией, страной, миром, народом, друзьями, женщинами, которых любил поэт» .
Внутреннюю творческую установку автора, на наш взгляд, можно определить словами одного из исследователей его произведений: «говорить о любви для поэта значит – говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе» .
В основе названия поэмы «Флейта-позвоночник» – образ-сравнение, вырастающий до масштабов метафоры. Второй компонент названия - «позвоночник» - выдвигается автором на первое место. Романтическая тональность, на которую читатель готов настроиться, нейтрализуется, сводится к нулю. Руки творца не касаются поэтической лиры, не качаются они и флейты; его музыкальный инструмент – собственный позвоночник, стержень тела, на котором исполняется реквием человеческой жизни, человеческой любви.
Я сегодня буду играть на флейте.
На собственном позвоночнике.
«Флейта-позвоночник» - ноты человеческого сердца в произведении души.
Проблема произведения «Флейта-позвоночник» - проблема человеческой жизни-любви. Лирический герой Владимира Маяковского несет в себе «ад», исхода которому нет.
Версты улиц взмахами шагов мну.
Куда уйду я, этот ад тая!
Его любовь – выше чувства и чувственности. Это – тяжелый путь, путь крестный, путь страдания и очищения. Лирический герой Маяковского ведет внутренний монолог с Всевышним, где самые страшные муки, рисуемые воображением, не сравнимы с муками земными, настоящими:
Делай что хочешь.
Хочешь, четвертуй.
Я сам тебе, праведный, руки вымою.
Только –
слышишь! –
убери проклятую ту,
которую сделал моей любимою!
В поэме «Флейта-позвоночник» четко прослеживаются параллели с Евангелием: всей логикой произведения поэт ведет лирического героя к известному концу:
В праздник красьте сегодняшнее число.
Творись,
распятью равная магия.
Видите – гвоздями слов
прибит к бумаге я.
Отсюда – весь образный строй произведения, соответствующая лексика: «за всех вас, <…> хранимых иконами у души в пещере»; «ширился в воздухе запах ладана»; «… целую покаянными губами в холодных скалах высеченный монастырь»; «в муке <…> коленопреклоненный выник»). Для Владимира Маяковского слово -  «распятие» («Творись, распятью равная магия»), поэт – «чудотворец» («Мне, чудотворцу всего, что празднично, Самому на праздник выйти не с кем»), который свою любовь «как апостол во время уно, по тысяче тысяч разнесет дорог».
Поэма построена как музыкальное произведение: прелюдия (пролог), трехчастная структура. Внутри каждой части поэмы - движение по музыкальным ступеням: исход (тоника), развитие творческой мысли (доминанта, субдоминанта), финальный аккорд (тоника);  начало и конец каждой части - созвучны. Тем самым поэт подчеркивает некую «окольцованность», замкнутость лирического героя в самом себе («Куда уйду я, этот ад тая!»), единственный путь которому –  в творчество и через творчество («Запрусь одинокий с листом бумаги я»; «Я хочу одной отравы – пить и пить стихи»). 
Поэтесса Марина Цветаева отмечала: «… у самого Маяковского из всей его действительности был один выход – в стихи <…> Маяковский при всей его динамичности – статичен, та непрерывность, предельность, однородность движения, дающая неподвижность <…> Так динамично небо, которым идут тучи» .
Отсюда – замкнутость композиции, напряженное внутреннее движение.
Актуальность произведения, на наш взгляд, проистекает из самой жизни человеческой. Как глубоко заметил религиозный философ начала XX века Василий Розанов, «боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни» . Для Владимира Маяковского любовь – жизнь, творчество вера, крестный путь. У каждого из нас - своя голгофа, свое распятие, каждый из нас хотя бы однажды был «гвоздями слов прибит к бумаге».
Поэма «Флейта-позвоночник» - уникальное произведение. Поражает мастерство автора: не выработанное, не приобретенное - генетически заложенное чувство меры и безмерности творчества, проявляющееся на всех уровнях организации произведения. В каждой фразе – удары сердца. Каждое слово – воплотившийся и воплощающийся творец.
Вслед за писателем Борисом Пастернаком, современником Владимира Маяковского, хочется сказать: поэзия Маяковского – «поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь» .
 
Литература
1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. I полугодие. – М.: ВАКО, 2004
2. Марина Цветаева. Эпос и лирика современной России// Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. Проза. – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2000
3. Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. Проза. – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2000
4. Розанов В. Метафизика христианства. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
5. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1/В.В. Агеносов и др.; По ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2002
6. Смирнов. Вл. Сплошное сердце// Маяковский В. Сплошное сердце: Стихотворения и отрывки из поэм. – М.: Дет. лит., 1983


Рецензии