93-й год. Николай попал в Ивдельлаг. Текст 12

...Через два года отец Димитрий опубликовал ещё одну мою вещь, озаглавленную "Кругом измена, и трусость, и обман? (В Екатеринбурге приговорен к тюремному заключению человек, защитивший от поругания святыню)". Я подчёркиваю факт публикации, потому что очень просто о чём-то написать, а вот ты поди-ка обнародуй… За этим всегда стоит мужество издателя.
"Представьте, вы пришли к месту гибели своего отца. Пришли в день его рождения, чтобы помянуть, прочитать заупокойные молитвы. И вдруг некий гражданин увидел вас из окна троллейбуса, специально покинул транспорт, подошёл к кресту и принялся говорить гадости: "Чего ты его почитаешь, он же такой-сякой…" Да с матерком.

Вы ему говорите: "Уйди, дорогой, не бери грех на душу", - а он не слушается. Вы его берете за шиворот, а он всё равно не хочет уходить. Машет руками, отбивается, губу вам расквасил. Потом, споткнувшись, падает лицом вниз, уходит. И возвращается на милицейской машине. Вас хватают, везут в отделение, возбуждают уголовное дело по факту ваших "хулиганских действий". В конце концов суд объявляет вам приговор: назначить наказание в виде одного года лишения свободы ("Ивдельлаг"). По статье 112, часть 1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Наверное, надо было тогда стерпеть поругание отца… И даже стерпеть кощунственный жест: хочу, мол, помочиться на этот ваш крест…

Конечно, сейчас можно бы сказать: извините, господа, всю эту историю я просто придумал. Такого не может быть, потому что не может быть никогда. Но, к сожалению, здесь придумано только одно: находящийся ныне в тюрьме Николай Борисович Воробьёв 19 мая 1997 года пришёл почтить память не своего собственного отца. Он пришёл к месту гибели Царственных Мучеников – помазанника Божия Николая Второго и его семьи. Пришёл к деревянному Храму-на-Крови. Вот что пишет в своём ходатайстве в Кировский районный суд г. Екатеринбурга владыка Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский: "При вынесении приговора по делу Н.Б.Воробьёва прошу учесть следующее: в день памяти Императора Николая Второго …гражданин П.Н.П., как показали свидетели, подошёл к группе почитателей святых Царственных Мучеников и нецензурно выразился в адрес Императора, затем непристойным действием попытался осквернить Крест, стоящий на месте убиения Царской семьи. Воробьёв Н.Б. пытался удалить богохульника со святого места.

На месте, где произошёл инцидент, установлен освящённый закладной камень будущего храма Храма-на-Крови. Прискорбно, что это событие находится в ряду таких событий, как взрыв Креста, поджог часовни и других строений на этом святом месте. Мы полагаем, что Воробьёв Н.Б. защищал почитаемое православными людьми место от поругания".

Православный епископ напомнил суду: на Вознесенской горке уже не в первый раз совершаются святотатства. Не осуждайте человека, защищающего святыню. Впрочем, надо полагать, наш сегодняшний судья искренне не понимает, о чём его просит Преосвященный владыка. Святыня? Что такое святыня? Помнится, Высоцкий пел: "И ни церковь, ни кабак – ничего не свято…" Не свято? Наверное, каждый раз надо объяснять, что такое святыня.
Так вот, в "Словаре русского языка" С.И.Ожегова святыня определяется так: "1.То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. "Враги попирают народные святыни". Национальная святыня. 2.Предмет или место религиозного поклонения (устар.)". Ожегов полагал, что второе значение слова "святыня" устарело. Это понятно: атеистам казалось, будто Православная Церковь вот-вот исчезнет с лица земли (мы, мол, всё это упраздним в ближайшей исторической перспективе). В 1994 году был переиздан "Толковый словарь русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова, где религиозное значение слова "святыня" стоит, как и положено, на первом, на главном месте: "1.У верующих – предмет религиозного почитания… Святое, священное место; место, где находятся предметы поклонения или где оно совершается… 2.перен. Что-н. особенно дорогое, заветное, любовно хранимое и чтимое". И здесь же о слове "святотатство": "1.Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни. 2.перен. Оскорбление чего-н. заветного, особенно дорогого, святого".

Важно понимать и такую простую вещь: если человек или народ перестали защищать святыни, то они близки к исчезновению. Когда про кого-то говорят: "Для тебя нет ничего святого", то это значит, что речь идёт о пропащем, злом, вероломном человеке, с которым невозможно вместе жить. А народ без святынь – это вообще нечто непредставимое. Недаром в мире живёт пока ещё такая истина, выраженная, кстати, одним не самым известным философом: "Нация есть ничто иное, как соборное лицо народа, творчески живущее исповеданием своих святынь" (Фёдор Степун).
Мы уже поняли: создаётся впечатление, что ни судья В.А.С., ни работники Кировского РОВД даже и не знают этих слов – "оскорбление святыни". Так, при расследовании оно совсем не принималось в расчет, а уголовное дело было возбуждено "по факту хулиганских действий" Николая Воробьёва. В приговоре суда чуть ли ни главным объектом исследования стал "механизм падения потерпевшего".

…Николай Воробьёв полагает, что П.Н.П. сознательно выступил в роли провокатора, а следствие и суд имеют заказной характер. Впрочем, он счастлив, что пострадал за Царя-Мученика. Бог не каждому даёт такую возможность. Сегодня Государь вряд ли написал бы: "Кругом измена, и трусость, и обман". Сейчас, через восемьдесят с лишним лет после его убийства, слава Богу, кругом не одни изменники и трусы. В начале века Россия не сумела защитить Православного Царя, но сегодня есть люди, готовые защитить его честь даже под угрозой лишения свободы.

Правда, в сфере нравственности пока по-прежнему царит такой хаос, что судьям порой невозможно объяснить самые простые вещи. Хотя всем нам надо бы тут и азбуку вспомнить. Например, хорошо бы понять: к деревянному Храму-на-Крови, что стоит на Вознесенской горке, идут лишь те, кто почитает Православного Царя. Все, кто почитает его убийц, должны идти в другое, ведомое им самим место. Потому что Храм-на-Крови – это Дом молитвы, а не дискуссионный клуб. В Храме мы приобщаемся к Истине, а не ищем её в спорах. Поэтому не надо идти к месту гибели Царя и его детей, чтобы сказать людям: "Почему вы царя прославляете, он ведь добровольно отрёкся от престола и получил такую кару" (слова П.Н.П., цитируемые в приговоре суда).

Приходить к Храму-на-Крови и говорить такое – кощунственно, оскорбительно, безнравственно. Тут такая степень цинизма, что не отличишь от патологии. Такого ещё не было на Руси – ходить на поминки, чтобы говорить гадости о покойном".

Вот такой девяносто третий год, который начинался в восемьдесят седьмом, а закончился… Не знаю, закончился ли он.

Сегодня дуумвират Путин – Медведев пытается реанимировать государство, лежавшее в клинической смерти 90-х годов. Кажется, покойник уже начал дышать, открывши глаза… Не знаю, успеют ли… Не знаю, успеем ли…

Впрочем, в 2011-2012 гг. общественное мнение в России стало благосклонно смотреть на КПРФ и "Справедливую Россию". Возможно, в конце концов у нас появится "левый" Президент, с коим Путин разделит власть. Социал-демократия -- хороший вариант для России, по горло сытой олигархами...

+++

РЕЦЕНЗИИ:

- Да уж... калейдоскоп.
Хананович говорит: - Было такое антисемитское общество “Отечество”, которое развязало целую кампанию против меня, назвав меня извергом, который губит русскую культуру. Мой вклад в театральное дело Свердловска позволял мне ждать в ответ от властей благодарности и защиты от мракобесия. Увы, этого не произошло.



Когда веры нет, человек не вмещает того, о чём писали классики той самой русской литературы, которая была признана Великой, которая дышала воздухом православия, совсем иным духом она насыщена. Не вмещают не только ахаханы, чиновники и, едущие по жизни в высших эшелонах, не вмещают учителя и ученики - все абсолютно, кто веры не имеет. И вдолбать, доказать, показать ничего невозможно. Имеющий уши, да услышит...
Потому и речь идет о спасении малого стада.

Хочется ли есть икру, если не знаешь, что это за солёная такая ягодка? К слову о мамонизме :))
Так вот на праздник в детский сад икру привезли, а дети её размазали по стульчикам.
Мы в 91-ом жили на одном пшене и гуманитарная помощь новорожденному моему сыну в виде сухого молока нас выручала. А теперь уже есть на что посмотреть, есть произрастания...
Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так
что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. (Ис.5,8)
И это во всём, даже в мелочи... помните слово такое было "достать". Не купить, не заработать и не украсть, а достать. Теперь у этого слова другое значение. )) Теперь говорят: достали классикой, достали нравоучениями... И всё же, кто-то хочет достать глубины собственного сердца, например.
Людмила Либерцева   

- Да, Мила, к сожалению, - стадо очень маленькое... И когда из его глубин раздаётся голос в защиту вечных ценностей (даже если это голос епископа)... в направлении этого голоса начинается стрельба из всех видов оружия... Видимо, задача - сразу же задавить, растоптать... Ладно, ничего, пробьёмся, где наша не пропадала...
Христу дали ходить по земле всего-то три годочка - после начала проповеди... А нам, грешным, чего уж жаловаться...
Борис Пинаев   

- А как же иначе, если свобода в массовом понимании - вседозволенность. И тут оказывается, что вседозволенность - это никакая не свобода, а распущенность и анархия... Хотя интуитивно, каждый понимает, что это не просто плохо, но и безнравственно, и бесчеловечно, что это страшно. Потому что когда к любому из нас применима эта ничем не ограниченная свобода, то мы становимся беззащитны и уязвимы. Но признавать это открыто, когда хочется творить самому беззаконие, - сложно. Вот политика - это область нарушения законов не мытьём, так кАтанием, и кто становится, чтобы противостоять,на того обрушивается вся эта стихия беззакония, лжи и унижения. И наше общество уже столько раз на те же грабли наступает, что его смело можно назвать "бегущим по граблям" и непредсказуемым. Тяга к постоянным переворотам и кульбитам плачевна.
И такие потрясения у людей, втянутых в политические тяжбы, могут служить толчком к потере здоровья и внутреннего равновесия.
Как выражать свою гражданскую позицию в условиях вседозволенности-распущенности я не знаю. Только первый псалом звучит у меня в мыслях...
Людмила Либерцева   

(Окончание)


Рецензии