Леонард Варфоломеев - 75

Грани и кадры


28 декабря 1936 - 17 сентября 2010.
 С 1968 года — артист Челябинского государственного академического театра драмы. Ведущий актёр театра, обладающий самым универсальным диапазоном. Сыграл более сотни ролей в театре и десятка два в кино. Заслуженный артист России (1976).
Народный артист России (1993).

Скорбная весть: не стало Богатыря.

Этого огромного человека я запомнил лет 30 назад. Незабвенный Иван Заикин - величайший русский силач и один из первых пилотов страны. Картина "Воздухоплаватель". Совершенно на равных (если так можно сказать о человеке саженного роста) с Арменом Джигарханяном, Екатериной Васильевой и Со Леонард Иванович вел, а еще точнее - возглавил творческий поход и штурм далей небесных, высей горних…
 
Очень жаль, что этакой глыбище выпала неприлично скромная грядочка в кино: где яблоку упасть негде, да только все больше ведь - ранетки.

Лукавить не стану: за пересмотр «Воздухоплавателя» взялся сразу после (и, увы, только лишь!) того, как прочитал о кончине, по верному замечанию почитателей, «великого русского провинциального актера» Леонарда Ивановича Варфоломеева.
 
Так часто бывает: собираешься, собираешься «прокрутить» любимое кино, да всё как-то недосуг. И все это до тех пор, пока не подстегнет… траурный повод. Так часто бывает: отнюдь не гремящее в авангардах (и даже забытое  слегка) произведение возьмет да западет в сердце на всю жизнь.
 
С «Воздухоплавателем» - именно эта история.

Не скрою, не последнюю роль здесь сыграл и тот факт, что 30 лет назад я шибко увлекался жизнеописаниями и рекордами выдающихся силачей: от Милона Кротонского, Бибона, Петра Великого и Августа Сильного до Георга Гаккеншмидта, Евгения Сандова, Артура Саксона, Георга Луриха, Луи Сира, Якубы Чеховского, Александра Засса («Железного Самсона»), Ивана Кощеева, Клеменса Буля, Валентина Дикуля… Кому эти имена небезызвестны, сразу поймет, что в этакой когорте просто невозможно обойти титаническую фигуру Ивана Михайловича Заикина. Сей легендарный Мужичище в 70 лет (!) - сразу после освобождения Румынии - доказал советскому солдату, что он и есть тот «самый Иван Заикин», переломив о свои старческие плечи телеграфный столб: просто для примеру.

Такова была натура, могучая, необузданная, как сибирская река, ну или Черное море. Однако, несмотря на точно воспроизведенную в фильме разухабистость, разгульность и забубенность типично русского богатыря, Заикин оказался вовсе не так прост. Иван Михайлович был не только феноменально могучим атлетом, чемпионом мира по французской борьбе, но и, наряду с Уточкиным, Мациевичем, вошел в историю как пионер отечественной авиации, снискав уважение самого Фармана...
 
Еще любопытнее то, что громадный и, казалось бы, «неотесанный» увалень, бывший одесский грузчик-амбал стал едва ли не первым писателем-летчиком.
 
Свои впечатления от бесчисленных приключений на цирковой арене и просторах облаков, от встреч с корифеями силы и мысли Заикин изложил на страницах чрезвычайно познавательной книги «В небе и на земле», увидевшей свет в Самаре.
 
Безусловно, умственному и культурному развитию «русского медведя» сильно поспобствовала дружба с передовой интеллигенцией - перво-наперво, великим прозаиком, плюс при этом чрезвычайно сильным мужчиной, А.И. Куприным (Армен Джигарханян), что довольно верно отражено в фильме. Российская и французская интеллектуальная элита, равно как и «амбальная галерка», до зрителя донесена поистине «олимпийскими» силами Анатолия Солоницына и Анатолия Равиковича, Валентина Никулина и Владимира Заманского, Олега Басилашвили и Виктора Ильичева, Федора Одинокова и Анатолия Рудакова…

Не могли осторонить авторы и полную перипетий трагическую любовь великого борца к французской аристократке де Ларош (запоминающийся образ Екатерины Васильевой)…

Вот так, медленно и степенно в картине возникает, оформляется и происходит «тектонический разлом, геологический сдвиг» уникального национального характера.

Благодаря прещедрой фактуре, подлинно заикинской стати и эпической широте, Леонард Варфоломеев виртуозно воссоздает мощный народный тип - упрямого и разностороннего русского самородка, красивого, почти фольклорного, но гораздо дальше и выше вырвавшегося за прокрустовы рамки кондового лубка – ну, всего того, чего ждала от него и требовала «почтеннейшая публика, общественность и пресса» - весь этот неуклюжий, во многом еще наивный дореволюционный пиар.

«Очень талантливый человек» - сей «титул» был пожалован Ивану Заикину его знаменитым коллегой, героическим воздухоплавателем Львом Мациевичем, ушедшим из жизни практически одновременно с баронессой де Ларош…

Впрочем, не греша против истины, с тою же ответственностью и объективностью высокие эти слова дОлжно переадресовать выдающемуся челябинскому мастеру Леонарду Варфоломееву, звонко, чеканно, грандиозно – на века! - воплотившему образ одного из самых сильных людей России и планеты нашей Земля.

Поклон, покой и память навечно...


Рецензии
И снова поражаюсь я,Володя, необъятным Вашим познаниям в любой сфере.Вот так когда-то оплакивала я актёра Лапикова.Запомнился он мне в Чеховской "Карусели",экранизации рассказа "Горе". Ну об остальном-то я уж молчу. А о Солоницине у Вас есть?Как он мне нравился! Особенно,в "Любить человека". Вот начала вспоминать, от Варфоломеева отошла.Знаю его и помню.

Галина Алинина   22.09.2011 15:10     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Галина, за память и напоминание.
О Солоницыне я хотел, но не успел (напомню, до осени прошлого года активно строгал свои посты для одного кино-форума, потом прервал с ним общение, так и не реализовал весь намеченный "иконостас"). Изредка подброшу что-то свежее, как отклик на смерть Кузьменкова.
Из той копилки сделанного, преимущественно, и черпаю "Грани и кадры". Вот собираюсь еще извлеченные из того же архива микро-эссе о фильмах начать ставить.
С уважением.

Владимир Плотников-Самарский   22.09.2011 16:05   Заявить о нарушении
Примите мою искренню благодарность за визит.

С теплом,

Владимир Плотников-Самарский   05.01.2012 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.