Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая дипломная работа была посвящена новым религиозным движениям, которые действуют на территории России. Нами были рассмотрены наиболее крупные или радикальные объединения, история их возникновения, деятельность на современном этапе.
В первой главе (общая характеристика религиозных движений в 1980-х-2000-х гг.) была сделана попытка оценить масштабы деятельности НРД на территории Российской Федерации, выявить основные причины их распространения в нашей стране. Был определён круг терминов и понятий, касающихся НРД, а также приведено несколько наиболее популярных классификаций религиозных и псевдорелигиозных объединений.
НРД были оценены нами и с точки зрения социологии и психологии. Было выяснено, что НРД более социально мобильны, чем традиционные конфессии, что и является важной причиной их привлекательности для современного российского человека, оказавшегося на перепутье после долгих лет подавления его религиозного сознания и чувства (в данном конкретном случае – православного).
С психологической точки зрения НРД разрушающе действуют на личность человека. Главной причиной этого является распространение тотального контроля над сознанием человека, его действиями во времени и пространстве. Деструктивные культы используют целый набор методов по вербовке адептов, их обработке и подчинению, что приводит в дальнейшем к уходу человека из привычного ему социума, разрыву отношений с близкими и родными, физическим и психическим расстройствам. Новые религиозные культы рассчитаны на вмешательство в духовную сферу общества, во взаимоотношения человека с богом. Эту духовную нишу лидеры различных сект используют для коммерческой наживы и удовлетворения своего властолюбия. Следует отметить, что некоторые из лидеров НРД имели проблемы с психическим здоровьем и находились на излечении в психиатрических учреждениях.
«Почти по определению, – пишет А. Баркер, – харизматические лидеры непредсказуемы; они не связаны ни традицией, ни правилами, неподотчётны никому из смертных. Таким образом, признавая за своим лидером харизматическую власть, члены движения признают законность его права диктовать им, как жить. Он может решать, где им жить, чем заниматься, как распоряжаться своим имуществом, с кем и в какие отношения вступать»1.
Православие сыграло в истории Руси, Российской империи и России огромную роль. В настоящее время РПЦ пытается достичь своего былого могущества, но и в законодательном, и в духовном смысле она оказалась наравне с НРД. Какая-то небольшая часть людей всегда оставалась искренне православной, кто-то возвратился в православную церковь по веянию моды. Многие оказались втянутыми в псевдорелигиозные организации и выступают против догматов РПЦ. Нами был затронут вопрос взаимоотношений православной церкви с НРД. РПЦ остаётся пока единственной силой, реально противостоящей сектантству.
Вторая глава исследования посвящена вопросам законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях, а также правонарушениям, которые совершаются сектантами.
Нами был проанализирован широкий круг законодательных источников по проблеме свободы вероисповеданий, на основании чего сделан вывод о слабости российского законодательства в данной сфере.
Что касается противоправных действий со стороны сектантов, то мы можем говорить о многочисленных примерах, когда преступления совершались людьми, подвергнувшимися всесторонней обработке в секте. НРД часто нарушают права граждан, уклоняются от уплаты налогов, регистрации и перерегистрации в органах юстиции, что приводит к судебным разбирательствам и запрещению деятельности на территории Российской Федерации (пример: Московская община Свидетелей Иеговы, Аум Синрикё).
В третьей главе дипломной работы были рассмотрены: история возникновения, религиозные системы и деятельность на современном этапе таких НРД, как Общество Свидетелей Иеговы, Церковь Саентологии, Церковь Объединения Муна, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), Аум Синрикё, Белое Братство. Критерием выбора послужила наибольшая распространённость этих НРД на бывшем постсоветском пространстве и сила влияния, которую они оказывают на личность человека.
Большой интерес, на наш взгляд, представляют мировоззренческие системы лидеров-основателей вышеупомянутых движений.
К сожалению, за рамками проведённого исследования остались многие псевдорелигиозные объединения. Например, Международное Общество Сознания Кришны, Церковь последнего завета Виссариона и др.
В кратком изложении были рассмотрены такие явления, как астрология, магия, экстрасенсорика. В качестве основного примера была избрана деятельность Григория Грабового.
В процессе исследования был сделан ряд выводов.
Каждый из религиозных культов стремится к первенству, для чего в ход идут все те методы и наработки, которые позволяют манипулировать людьми. Однако лидер такого движения должен действительно обладать харизматическим даром.
Основная масса людей неспособна противостоять вредному влиянию со стороны лидеров НРД, так как духовные поиски продолжаются, несмотря на хорошее образование и некоторую стабилизацию общественной жизни. Главная причина кроется в психологии человека и человечества. «В областях верований и жизненной практики люди участвуют не только отвлечённым пониманием и простым желанием пользы, но ещё чувством страха и надежды, любви и ненависти»1.
Достоверную и полную информацию выделяют как основной способ уберечься от тлетворного воздействия на личность со стороны НРД, которые научились замалчивать истинную историю своей организации и скрывать свои намерения. Но одной информации мало. Важным остаётся организация воспитания и учебного процесса таким образом, чтобы человек научился анализу информации, её синтезу и переработке.
Нам следует различать понятия «секта» и «тоталитарная секта». Сектами можно назвать «большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и в этом случае слово «секта» не несёт в себе негативный характер»2.
Религия часто граничит с политикой. Её используют политики для реализации собственных идей. Политические механизмы далеко не чужды православным патриархам и руководителям новых религиозных культов. И зачастую ареной борьбы этих двоих оказываются души людей, случайно попавшихся им на пути.
Но следует учитывать тот факт, что каждый человек имеет право на исповедание какой-то определённой религии, однако он должен осознавать, что любое государственное устройство подразумевает существование юридического закона, который необходимо соблюдать.
Настоящее законодательство о религиях требует доработки. И выработано оно будет только при содействии всех составляющих российского общества.


Рецензии
Очень полезная статья. А по поводу высказывания :"Политические механизмы далеко не чужды православным патриархам ", я думаю:
что же остается делать в такой сложной обстановке засилия этих сект?Да и к тому же как часто упрекают православную церковь за бездействие.
А ведь политика-это наверное, и есть, в конечном итоге, - борьба религиозных течений.
С уважением,

Машенька Ярова   01.08.2012 00:03     Заявить о нарушении
Политика - это политика, религия - это религия, у неё своя политика.
Недавно услышала гениальную фразу патриарха Кирилла, которую он сказал жителям Крымска: "Народ и власти вам помогут". Я удивилась: а как же православная церковь-то? То ли она себя тоже к власти относит - но тогда уже о духовности говорить не приходится. То ли умывает руки, не желая поделиться своими богатствами с несчастными людьми.
Это не в тему я написала. Но я к тому, что у меня как не было, так и нет уважения к православной церкви. Так же, как и к многочисленным сектам. Одеяло тянут только на себя. Стыд и позор!

Диана Доронина   01.08.2012 13:07   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за ответ,Диана. Если не возражаете,я выскажу и свою точку зрения. Дело церкви-молитва и посильная помощь. Дело власти-спасение людей и забота о нуждах населения.Как относиться к церкви-это личное дело каждого человека. Но если подходить к этому вопросу с позиции веры, любое дело, совершенное без молитвы, может оказаться впустую,потому что все блага для человека приходят свыше, от Бога,а все беды - от противоположной силы.
Политика часто связана с политической идеей, в основе которой лежат определенные принципы,и в том числе и религиозные,а не только материальные интересы. При всех недостатках, которые присутствуют в религиозных течениях, мы не можем не признать того факта, что человек нуждается в религии для сохранения самой идеи, сохранения определенного опыта духовного общения человека с Богом, накопления и передачи духовных ценностей последующим поколениям. И я бы все-таки не стала отождествлять православную церковь с сектами. Но это мое личное мнение.
С уважением,

Машенька Ярова   01.08.2012 16:18   Заявить о нарушении
Христианство вышло из секты. И сути не меняет, что теперь это - религия.

Диана Доронина   02.08.2012 11:48   Заявить о нарушении
Если считать, что основоположник этой секты Христос, то я в принципе, и не против.Буду в секте:).
Но сейчас под этим словом уже подразумевается несколько иное значение. И основное отличие-отсутствие духовной свободы. Секта отнимает ее...
С уважением к Вашему мнению,

Машенька Ярова   02.08.2012 13:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.