Куда же пропал эполет Массена?

                Всем  нам с  детства  (благодаря рассказу С. Алексеева  «Генеральский погон») очень хорошо известна душещипательная  история  о том, как во время  решающего сражения при Муотатале (Муттентале) в 1799 году гренадерский капрал (по другим источникам унтер-офицер) Иван Махотин едва не взял в плен легендарного  французского генерала Массена. Хотя счастливчику - генералу и повезло спастись бегством, но Махотин, согласно рассказу, стал обладателем ценного трофея – не то погона, не то эполета Массена. Эта история за двести лет перекочевала практически во все книги об знаменитом Швейцарском (Альпийском) походе князя Суворова и настолько укоренилась в нашем сознании, что никто вобщем то серьезно и не задавался вопросом: не выдумана ли она?
                Писателей С. Алексеева, О. Михайлова и В. Катанова, упомянувших этот эпизод, в целом понять можно,  они ведь авторы художественных, а не научных  произведений. Но вот Антона  Керсновского, автора известной и очень талантливой работы «История Русской армии», подхватишего эту легенду понять немного труднее.  Ведь действительно  странно, что человек,  всю  свою сознательную жизнь отдавший изучению  военного дела в России не проверил эту таинственную историю с эполетом  Массена. 
                Кстати, в наши дни  эта легенда по-прежнему популярна.  Так, например,  в 2002 – 2010 гг.  в  известном  журнале «Вокруг Света» и на сайте «Военного Обозрения»  без какого-либо критического анализа  была опубликована научно-популярная  статья А. Сергеева «Эполет  Массены»,  давшая  этой  туманной  истории  второе дыхание.
                Давайте же попытаемся разобраться в этом сложном и запутанном  деле.  Но для начала сравним, то как данное  событие описано у вышеназванных авторов.  Начнем, пожалуй, с самого авторитетного из них – с А.А. Керсновского. У него об эпизоде с эполетом сказано так: « Три дня — 18-го, 19-го и 20-го сентября — вел неравный бой в Муттенской долине этот геройский арьергард. 4000, а затем 7000 русских — оборванных, голодных, изнуренных — разгромили 15000 солдат Республики. Массена едва избежал плена. В этих боях французы лишились 3000 убитыми и ранеными, 2200 пленными, 2 знамен, 12 орудий. В руках одного из чудо-богатырей — гренадера Махотина, схватившего было Массена, французский главнокомандующий оставил один из своих эполет.»
                Автор научно-популярной статьи А. Сергеев в описании боя в Муотатале в целом согласен с Керсновским, но, правда, уже уточняет нам воинский чин Махотина: «Сам же Массена едва не угодил в плен. В суматохе боя унтер-офицер Махотин стал пробиваться к вражескому генералу. Приблизившись вплотную, он, ухватившись за его эполет, попытался стащить Массену с коня. Подоспевший на помощь французский офицер сумел опрокинуть Махотина, но золотой генеральский эполет остался у него в руке. Этот факт позже подтвердил плененный главный адъютант Гюйо де Лакур».
                Писатель  О. Михайлов в своей книге «Суворов» описывает этот эпизод следующим образом: «Унтер-офицер Иван Махотин, рослый и мужественный воин, теснил с двенадцатью неразлучными своими товарищами «шапошников»-гренадер. Поодаль он заметил вражеского офицера в блестящих эполетах:
– Братцы! Вон видите золотого-то молодца на прекрасной лошади? К нему! Вы с шапошниками управляйтесь, а я с ним! «Мы-таки добрались до молодца, – рассказывал впоследствии сам Махотин, – кругом него рослые ребята дрались с нашими насмерть. Я со своими просился, когда он повернул свою лошадь и уезжал из свалки. Мне хотелось взять его живьем. Я подлетел к нему сзади и во всю мочь ударил штыком его лошадь. Она бросилась вбок и стала на дыбки. Вмиг я попотчевал ее и еще. Она грянулась на землю с седоком. Товарищи мои, усердно укладывая французов, берегли меня. Схватив молодца за воротник, я сорвал с плеча его эполет и бросил, и опять за него, а он эфесом своей сабли огрел меня довольно порядочно в грудь. Видя, что он добром не сдается, и чувствуя боль в груди, дал я ему леща всею правою, да такого, что он упал на спину. Вырвав из рук его саблю и отбросив, стал я честно, по-русски поднимать его за воротник и получил удар в левое плечо. Мигом оглядываюсь и вижу, что этот подарок саблею дал мне французский офицер, сидевший на лошади, и готов еще меня наградить. Я толкнул первого так, что он упал, и обратился на нового, отскочил на шаг, хватил его штыком. Офицер, как сноп, слетел на землю. Покуда я с этим бешеным управился, первый-то мой знакомец улетел на чужой лошади и был уже на полвыстрела. Жалко было, да нечего делать. Я пустил пулю ему в провожатые, поднял эполет, сунул в сухарный мешок и начал опять работать».
После Махотин с эполетом предстал перед Суворовым в Гларисе. Плененный в Муттенском сражении генерал Лекурб показал, что эполет этот был на плече Массена. За отличную храбрость произведен был Махотин в подпоручики и переведен в егерский полк».
                Где-то в том же ключе преподносит эту  историю  и В. Катанов: «Унтер-офицер Иван Махотин из корпуса Розенберга привез Суворову подарок: золотой эполет, сорванный с одного французского генерала, ускакавшего от его пули. Эполет показали Лекурбу, захваченному в плен в Муттенском сражении. Лекурб узнал эполет Массены».
                Авторы «Истории войн и военного искусства» рассказ про эполет передали следующим образом: «Унтер-офицер Иван Махотин добрался до Андрэ Массены, схватил его за воротник и сдернул с лошади. На помощь командующему бросился французский офицер. В то время как Махотин, повернувшись к нападающему, ударил его штыком, Массена успел бежать, оставив в руках суворовского воина золотой эполет, опознанный попавшим в плен генералом Ла Курком и предъявленный Суворову. После боя Суворов, узнав об этом подвиге, произвел унтер-офицера Махотина в подпоручики».
                С.Cибейкин, автор очерка "Суворов.Краткая биография" тоже  не стал выяснять куръезность истории с эполетом Массена, а просто пересказал ее: "Сам Массена чуть не попал в плен - рядовой Махотин вцепился ему в плечо, но Массена вырвался и ускакал, оставив Махотину в качестве трофея золотой эполет - Массена, выросший в бедности, любил драгоценности." Последняя фраза немного удивляет своей категоричностью. Напомню во французской армии рубежа XVIII-XIX вв.  генералы уже  не могли по своему усмотрению носить или же, напротив, не носить эполеты - в это время  уже  существовала  определенная регламентация. Да к тому же "золотой" эполет  сложно  назвать драгоценностью (скорее драгоценностью  он  был только лишь  для солдата  Махотина); если бы "выросший в бедности" Массена  считал  эполет сколько-нибудь ценным - он  его ни за что бы не нацепил перед боем, а  свято  хранил бы  в банке, как те 3 млн франков,  которые  у  него  конфисковал  Наполеон в 1806-1807 гг.
                Пересказывать еще и  С. Алексеева нет смысла – у него почти все тоже самое, что и у остальных авторов.  Разница только в том, что вместо эполета Махотин, по Алексееву,  сорвал с Массена погон и звание носил не унтер-офицера, а капрала (хотя это почти одно и тоже). Кстати, воинское звание  "капрал" в 1799 году в  русской  армии  уже  отсутствовало, годом  раньше  оно  было  ликвидировано в результате военных преобразований  императора  Павла I Романова.
                Как  видим, все авторы в принципе пересказывают эпизод с Махотиным практически одинаково.  Расхождения касаются только мелких деталей вроде того какой у Махотина был чин или же что он оторвал  у  Массена.  Правда, если внимательно вчитаться в эти сообщения, то можно заметить еще одно расхождение.  Оно не так заметно, но тоже  важное. Речь идет о пленном французском генерале, опознавшем эполет Массена. Авторы называют его то Лекурбом, то Ла Курком. В общем-то  только  А. Сергеев и  С.Cибейкин  назвали  его имя почти правильно –  Николя Бернар  Гийо  де  Лакур (Ла Кур, 1771-1809). Позднее  де Лакур  стал  видным дивизионным генералом  Великой  Армии  Наполеона.  Путанница в имени французского генерала была вызвана донесением  русского полководца Розенберга. Дело в том, что в  донесении генерала Розенберга Суворову о сражении при Муотатале  он назвал взятого в плен генерала "Лакурбом", а сам Суворов в реляции императору Павлу I написал эту фамилию  как «Лекурб».  Тогда же видимо и родился анекдот о цветке, приведенный  в  одной из книг  Е. Б. Фукса  о  Суворове: "Отпуская пленного Лекурба, Суворов спросил, есть ли у него жена. "Да" - ответил генерал. "Тогда подарите ей это" - Суворов сорвал розу и протянул Лекурбу, и тот до конца жизни хранил этот дар Суворова."  От  себя же  к  вышеизложенному  добавлю, что реальный  генерал Клод Жак Лекурб, которого  Суворов  перепутал  с  Лакуром,  в плен русским никогда не попадал.  В плен Лекурб сдавался единожды,  да и то австрийцам в далеком 1815 году.

Историческая справка: Лекурб (Lecourbe) Клод Жак (22.2.1758, Безансон -22.10.1815, Бефор), граф (31.12.1814), дивизионный генерал (7.10.1799). 3.5.1777 поступил добровольцем в Аквитанский фузилерный полк.  В авг. 1789 вступил в Национальную гвардию в Юре и был избран капитаном.  С янв. 1799 командир дивизии в Гельветской армии. Пытался сдержать продвижение войск А.В. Суворова в Швейцарии. Прибыв в Цюрих, решительно подавил бунт в своей дивизии, лично застрелив 2 зачинщиков. С 25.9.1799 недолго командовал Рейнской армией.    Во время «Ста  дней» 27.3.1815 получил назначение командующим 18-м военным округом и 3 апр. ему был пожалован титул графа Империи.  2 июня получил титул пэра Франции. До 11.7.1815 вел упорные бои против превосходящих австрийских войск на швейцарской границе. Наполеон признавал, что Лекурб был бы «превосходным маршалом Франции».  Умер от болезни мочевого пузыря.


                Теперь поговорим о главном действующем лице - генерале Андре Массена.

Историческая справка: Массена (Massеna) Андре (6.5.1758, близ Ниццы, — 4.4.1817, Париж), маршал Франции (1804), герцог Риволи (1808), князь Эслингский (1810). Сын коммерсанта-виноторговца,  смолоду был настоящим сорвиголовой. В возрасте 13 лет  устроился юнгой на корабль. Четырьмя годами позже записался в Королевский Итальянский полк,  в 1789 вышел в отставку, но в 1791 вступил в революционную армию Франции. В 1793 бригадный генерал, участвовал в осаде Тулона. В 1794 дивизионный генерал. В Итальянском походе Бонапарта 1796—97 успешно действовал во главе авангарда армии. В 1799 командовал войсками в Швейцарии, нанёс поражение русско-австрийскому корпусу генерала А. М. Римского-Корсакова. В 1800 командовал войсками, осажденными в Генуе. В австро-французской войне 1809 командовал левым крылом при Ваграме. В 1810—11 командующий войсками в Португалии, был смещен за ряд поражений. В 1814 перешёл на сторону Бурбонов. С 1815 пэр Франции. Умер после роскошного  обеда тихо и без мучений (в своем парижском особняке на улице Лилль).

                В 1799 году будущий маршал Франции  и  князь Эслингский был уже достаточно известным французским военачальником. Победа над  русско-австрийской армией Римского-Корсакова  под  Цюрихом  сделала 41-летнего дивизионного генерала знаменитым на всю  тогдашнюю Европу.  С тех времен сохранилось несколько портретов генерала Массена, но вот одна только незадача – нет на них  у  бравого генерала ни погонов ни эполетов! 
                Казалось бы вывод напрашивается  сам собой: наверное  художники ошиблись и напутали чего то. Но  тогда если так, то странно, что уже на поздних  портретах  (1-й четв. XIX века)  Массена  изображен  в  маршальском мундире без  каких либо неточностей.
                Все  правильно – художники здесь совершенно не причем. Дело в том, что на рубеже  XVIII-XIX веков французский генералитет обязан был носить форму (образца AN IV), введенную Директорией 10 плювиоза 4-го года Республики (1795-1796 гг.): синие мундиры с красной отделкой и галунным золотым шитьем. Бригадный генерал имел один ряд шитых  галунов  на воротнике, обшлагах и карманных клапанах. У дивизионных генералов  к этому добавился еще один ряд  шитого галуна на воротнике, а у полных генералов – генерал ан шефов – появился  еще и шитый галун по борту мундира. Кроме того, функции знаков отличия выполняли также  шарфы и плюмажи на генеральских шляпах. То есть эполетов у французских генералов тогда и в помине не было.
                Собственно эполеты у генералов, а затем и у маршалов,  появляются только после постановления  1 вандемьера 12-го года (AN XII) Республики (1803-1804 гг.). Тогда же эполеты и становятся основными отличительными знаками французских генералов:  у бригадного генерала на эполетах было по две звездочки, у дивизионного – по три звездочки,  у генерал ан шефа эполеты были вовсе без звезд, а у маршала  Франции вместо звездочек  были скрещенные маршальские жезлы (исключением стали лишь эполеты маршала князя Юзефа Понятовского – на них были скрещенные булавы).
                Таким образом, получается, что на мундире дивизионного генерала Массена во время сражения при Муотатале в 1799 году не было никаких погонов и эполетов! До их  введения во французской армии оставалось еще целых четыре года. Тогда что же  с генерала  сорвал  «чудо-богатырь» Махотин и срывал ли  он  что-то вообще?
                Тут уже сложно ответить однозначно:  видимо все же срывал (хотя французские источники и умалчивают об этом обстоятельстве), но только не эполет или погон, а скорее всего часть отложного воротника,  бывшего тогда у французских генералов  как мы уже знаем уставным.  В принципе, по этому фрагменту с шитым золотом 2-х рядным галуном вполне возможно было определить воинское звание владельца воротника и  без  помощи  Ла Кура. Но  меня  лично во всей этой истории удивляет, пожалуй,  одно: это с какой же силой нужно было схватить за  шиворот бедолагу  Массена, чтоб оторвать ему  половину  воротника?! Да уж, сильна наша Земля Русская богатырями!


                ЛИТЕРАТУРА:

1. Большая Советская энциклопедия.
2. Залесский К.А. Наполеоновские войны 1799-1815. Биографический энциклопедический словарь, Москва, 2003. 
3. Керсновский А.А. История Русской Армии, в 4-х томах.


Рисунок вверху  показывает ту  самую  сцену  срывания Махотиным несуществующего  эполета  с  плеча  Массена.


Рецензии
Спасибо за интересную статью, Вадим. Подобные военно-исторические исследования когда-то были моей слабостью, поэтому и сейчас не смог пройти мимо. Осмелюсь предположить с вероятностью попадания 50%, что эполет, а скорее витой погон на плече генерала Массена во время битвы при Муотатале в 1799 году быть мог! В доказательство приведу вот эту ссылку http://wars175x.narod.ru/bgr_svr4.html#
На страничке есть портрет Массена, работы Луи Гауфера (могу ошибиться в переводе имени художника, во французском не силен). Портрет датирован 1796-1799 гг., то есть интересующим нас периодом. Не очень хорошего качества фотография старого портрета, но можно увидеть, как на левом плече Массена, что-то блестит, очень похожее на погон. Подумал, что это окантовка спинки кресла, но, приглядевшись, можно увидеть, что генерал сидит вполоборота, под углом 90 градусов к спинке.
Мое предположение следующее. В униформе послереволюционной армии Франции еще не было строгой унификации. Не до изысков юдашкиных того времени было, слишком много шло в то время войн, да и ресурсы страны не позволяли особо тратиться на переодевание. У генералов существовала определенного рода униформа, довольно аскетичная, в сравнении с формой наполеоновской империи. Если провести анализ портретов и батальных картин того периода, то можно увидеть, что у Наполеона и других военачальников, как правило на плечах ничего не было. Но генерал Массена мог заказать униформу по своему вкусу у портного, что вполне допустимо, предполагая отсутствие строгого регламента, да и возможности, позволительные военачальнику.

Однако мои рассуждения не следует принимать за доказательство бесспорности факта инцидента с участием Махотина. Считаю, что этот вопрос можно считать еще открытым. С уважением,

Дмитрий Воблин   13.02.2012 16:20     Заявить о нарушении
И ещё интересный вывод из анализа портрета. На столе лежит украшенный пышным плюмажем с республиканским триколором кивер. Это явно не генеральская шляпа. Одет генерал скорее всего в какой-то вицмундир, панталоны того же цвета, что и сюртук. На ногах скорее всего кавалерийские сапоги. Это еще одно доказательство в пользу того, что генерал в одежде не придерживался строгого регламента. То есть в битве при Муотатале он мог быть одет и не в принятую в то время генеральскую униформу. Вспомним Наполеона, который предпочитал одеваться в скромный мундир артиллерийского офицера.

Дмитрий Воблин   13.02.2012 15:34   Заявить о нарушении
На странице все портреты генерала, среди которых и искомый. Можно увеличить и рассмотреть более детально.

http://www.art.com/asp/search_do.asp/_/posters.htm?ui=AF00B506756D42168ED131137CEBF4D4&searchstring=massena

http://www.art.com/asp/View_HighZoomResPop.asp?apn=8087812020&imgloc=49-4957-Z00GHXS5.jpg&imgwidth=670&imgheight=894

Дмитрий Воблин   14.02.2012 00:17   Заявить о нарушении
Это Вам, Дмитрий, огромное спасибо за действительно интересную рецензию! Своею ссылкой на портрет Массена, работы Луи Гоффье, даже заинтриговали и, признаюсь, едва не поколебали мою уверенность в себе. Но… но я все же остаюсь при своем изначальном мнении об эполете и попробую обосновать свою точку зрения…
Вот Вы пишите: «генерал Массена мог заказать униформу по своему вкусу у портного, что вполне допустимо, предполагая отсутствие строгого регламента, да и возможности, позволительные военачальнику». Согласен, мог заказать униформу по своему вкусу, но в любом случае она вряд ли бы сильно отличалась от генеральской формы, предписанной регламентом 4-го года. Массена не был монархом и законодателем мод, он был генералом регулярной французской армии и обязан был придерживаться регламентированных норм. Зачем ему шить себе какую то экзотическую форму с персональными знаками отличия штаб-офицерского типа? В полевых условиях этот маскарад мог бы закончиться для него весьма плачевно – свои попросту не признали б… Нам известно несколько генеральских портретов Массена периода 1796 – 1804 гг и на всех этих портретах эполеты у него отсутствуют (http://adjudant.ru/suvorov/images/orlov/massena.jpg ). Один из этих портретов даже точно датирован – 2 фримером 4–го года Республики (http://www.repro-tableaux.com/a/ecole-francaise/portrait-of-andre-massena.html&search_width=0&search_height=0&search= )… То есть мундиры Массена на всех этих портретах не выходят за рамки регламента от 10 плювиоза 4-го года. Известны портреты дивизионного генерала Жубера, генерала Мармона (работы Аппиани), датируемый 11-м годом, портрет генерала Бертье 1796 г и др. Все они тоже без эполет и продолжать можно еще и еще… Портреты 2-й половины 1790-х гг на которых можно увидеть мундиры с погонами с бахромой (эполеты) – это портреты обер-и штаб-офицеров французской армии. Генеральских портретов периода 1796-1804 гг с эполетами попросту нет… Мне известен только один портрет Массена с эполетами. Это портрет 19 в, работы Фердинанда Вашмута. Да и то здесь Массена изображен в форме подполковника 2-го батальона Вара в 1792 г. (http://napoleonbook.narod.ru/Massena.html ). Собственно на этот чин и указывают эполеты его мундира.
Теперь по поводу портрета Массена работы Луи Гоффье, который Вы указали ссылкой. Этот портрет безусловно генеральский и датируется действительно 2 пол. 1790-х гг. Мундир генерала на этом портрете практически не отличается от мундиров с других генеральских портретов того времени. А отсюда и единственно возможный вывод: на этом портрете у генерала тоже нет никаких эполетов. То есть то, что Вы посчитали эполетом – скорее всего и в самом деле фрагмент спинки стула.
P.S. Хотел бы еще высказать свое мнение по поводу Вашей фразы: «В униформе послереволюционной армии Франции еще не было строгой унификации. Не до изысков юдашкиных того времени было, слишком много шло в то время войн, да и ресурсы страны не позволяли особо тратиться на переодевание». Вот исходя из этого я думаю, что какое то время в армии мог еще соблюдаться регламент 1786 г (хотя бы частично).
С Уважением

Вадим Добрянский   14.02.2012 04:53   Заявить о нарушении
Интересная у нас получилась, Вадим, дискуссия.) Интрига заставила меня пересмотреть большое количество картинок в Интернете, что-то полистать из литературы и дома. Спешу Вам сообщить о своих выводах.
Во-первых, то, что я первоначально принял за кивер, является на самом деле генеральской шляпой, украшенной укороченным султаном и плюмажем (нужно просто посмотреть под иным углом – шляпа лежит к зрителю отороченным галуном углом).

Во-вторых, на генерале Массена надет не парадно-выходной французский генеральский мундир, которые нам знакомы по большинству изображений военачальников того периода, а, скорее всего, походный, может быть служеьный, мундир. Об этом говорят отсутствие на поясе генеральского шарфа, узкий галун по отвороту сюртука вместо широкого, панталоны того же синего цвета, что и сюртук, кавалерийские сапоги с опушкой и кисточками, которые обычно носили гусары.

В-третьих, сам портрет выполнен в манере реализма, что лично у меня вызывает больше доверия к правдивости изображенных на нем деталей, чем пафосные парадные изображения. Генерал не позирует, а как бы оторвался на минуту от работы над картой. Он изображен улыбающимся, в непринужденной позе, его сюртук расстегнут, левая рука облокотилась на спинку стула. Как будто генерал говорит художнику: «Дружище, изобрази меня, таким как я есть, без всяких там прикрас…»

Насчет стула я уже писал, если бы за спиной генерала была его спинка, то он бы сидел не вполоборота, облокотившись рукой, а прямо. Мебель стиля барокко, конечно, могла отличаться затейливостью форм, но не до такой степени.

То, что на плече Массена не эполет это однозначно, поскольку отсутствует бахрома, но это мог бы быть какой-то погон. Погоны в тот период могли использоваться для фиксации портупеи, и не играть роли знака различия. На правом плече, кстати, тоже что-то вроде бы есть, но невооруженным глазом не понять, может это потертость холста.

Зашел на один французский форум, посвященный наполеонистике и убедился еще раз в том, что армия поры революции, Конвента и Директории в плане обмундирования была совершенно разношерстной. Да, генералы и офицеры, конечно, стремились блюсти регламент, но определенная самодеятельность вполне могла присутствовать. Найти бы образцы формы кавалерийских генералов 1795-1799…

С уважением, Дмитрий

Дмитрий Воблин   14.02.2012 20:05   Заявить о нарушении
Дмитрий, я почти согласен со всеми Вашими выводами (кроме, разумеется, предположения о погоне)… Но хотел бы все же уточнить несколько моментов. Во первых, хочу сказать, что большинство генеральско-маршальских портретов 1796-1804 гг – это как раз «пафосные парадные изображения». И эти портреты довольно неплохой источник для изучения униформы интересующего нас периода. Кстати, именно парадные мундиры, как правило, и изобиловали разными деталями, которые в походных условиях вряд ли бы присутствовали на мундире. То есть, грубо говоря большая вероятность встретить эполеты с погонами на парадном мундире, нежели на походном… По поводу самостоятельности генералов при выборе мундира я уже писал, добавлю только то, что, если проанализировать портреты и французских и не французских генералов рубежа 18-19 вв, мы увидим, что отличаются их мундиры преимущественно орнаментикой шитого галуна. Это действительно лишний раз подтверждает то, что форму генералы заказывали не в одном общем ателье.
О портрете Массена работы Гоффье мне добавить к уже сказанному мною (в сообщении от 14.02.2012 ) особо и нечего. Разве только вот, что: блестеть на портрете может не столько спинка стула (как я предположил ранее), сколько воротник слившийся с ней (в погоны с эполетами я по прежнему не верю, это принципиальный момент). Вот, кстати, встретил любопытное изображение Массена с очень длинными краями воротника (правда, за счет того, что воротник разложен), которые полностью закрывают плечи генерала и блестя своим шитьем действительно могут напоминать погоны или эполеты (http://www.nicerendezvous.com/car/andre-massena.html ). Может быть на портрете Гоффье изображен именно такой мундир…
С уважением

Вадим Добрянский   18.02.2012 20:48   Заявить о нарушении
Вспомнил вот, Дмитрий, еще один нюанс … о художниках. Исторические картины – это безусловно очень ценный и важный материал для исследователя (иногда даже едва и не единственный), но слепо полагаться со 100% уверенностью на ту или иную картину тоже нельзя. Художник, каким бы талантливым и гениальным он не был, вполне может допустить неточность или ошибку: очень сложно заострить свое внимание на абсолютно всех деталях, особенно, когда это, например, масштабная батальная картина. Я очень люблю батальные полотна, с самого детства восхищаюсь такими замечательными художниками, как Брандт, Матейко, Коссак, Гро, Рубо и др. Но если я хочу получить представление о конкретной эпохе, то помимо картин пересмотрю еще уйму материалов (преимущественно, экспонаты, как самых надежных свидетелей ушедшей эпохи). В подтверждение своих слов приведу Вам один характерный пример, как раз из Наполеоновских времен. Во Франции в то время жил и работал талантливейший художник Антуан-Жан Гро. В 1806 г. он создал прекраснейшую картину, шедевр батальной живописи – «Bataille d'Aboukir, 25 juillet 1799». Картина просто поражает воображение, там прорисована до мельчайших подробностей практически каждая деталь. При желании на турецкой сабле-кылыче (клыче) в руке Мюрата можно рассмотреть даже насечку золотом, картуш с именем мастера и т.д. То есть оружие там нарисовано почти безупречно (хотя несколько моментов все же вызывают вопросы), но есть одно «но». Непонятно, то ли это ошибка художника, то ли он специально (возможно и по просьбе маршала) нарисовал Жоашена Мюрата в мундире 1804-1806 гг, а не 1796-1804 гг, как нужно было. Кстати, это довольно отчетливо видно даже первокласснику (по характерному «стоячему» воротнику и эполетам). Что же до картины, то из-за этого «ляпа» она совершенно не теряет своего значения для исследователей живописи, униформы и оружия. Оружие, изображенное Гро, еще какое то время будет состоять на вооружении французской армии, а у турок их сабли с каплевидной головкой продержаться аж до сер. 19 в. Мундир Мюрата также представляет для исследователей большой интерес, но уже, правда, как форма времен войн Третьей и Четвертой коалиций…
С уважением

Вадим Добрянский   19.02.2012 02:19   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вадим! Честно говоря, у меня тоже была такая мысль - на портрете Массена изображен не эполет, не погон, а отворот воротника. Но в таком случае возникает вопрос: почему этот отворот не идет, как и полагается, под углом от верхнего края, а стелется по плечу горизонтально? И почему этот отворот такой длинный? Я нашел еще два генеральских портрета работы Гоффье. Первый портрет изображает генерал-лейтенанта Жана-Жозефа Дессолле http://www.allposters.co.uk/-sp/Jean-Joseph-marquis-Dessolle-Dessole-1767-1828-lieutenant-general-Posters_i7254584_.htm. Этот портрет подходит более как образец классического парадного генеральского мундира эпохи.
Второй портрет: дивизионного генерала Бертье.
http://www.allposters.co.uk/-sp/Victor-Leopold-Berthier-general-de-division-en-1805-1770-1807-Posters_i7333917_.htm

Мундир на портрете Бертье похож на мундир Массена. Однако и на мундире Берье и на мундире Дессоле отворот воротника виден четко, его ни с чем не спутаешь. То, что изображено на плече Массена можно принять за отворот воротника, но только в той части, которая изображена красноватым цветом и закрывает, как и положена отвороту половину плеча. Если применить аналогию с воротниками мужских рубашек 1970-х годов, которые назывались в народе "собачьи уши", то в этом случае у мундира Массена воротник "уши слона".))) За пренебрежение нормами регламента генерал, по-видимому, и был наказан в битве при Муотатале.) Однако чудесное его спасение так впечатлило всех остальных генералов, что уже через несколько лет в эполетах щеголяли военачальники почти всех стран.) Если серьезно, я не приложу уже ума, что это такое на плече любезного нам генерала.

Что касается Мюрата, то этот исторический персонаж наверное в самой меньшей степени подходит для изучения порядка ношения униформы - того что мы именуем регламентом. Склонный к позерству и показной роскоши, Мюрат поражал воображение современников пышностью своих нарядов. Наверняка на него работала целая дюжина лучших портных Парижа и Неаполя. Причем во время сражений он одевался особенно броско. Мюрат так полюбился русским казакам, что те, увидев его на поле боя, кричали "Ура! Ура! Мурат!" и договорились между собой не убивать его, а пленить. Что им, увы, не удалось. Кто знает, может быть прожил бы гораздо дольше.
С уважением,

Дмитрий Воблин   21.02.2012 06:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.