Мадонна сухого дерева

     Из множества сюжетов религиозной живописи, которой изобилуют галереи Испании, я привезла и храню в сердце один, таинственный для меня в своей простоте, ждущий объяснения в описании чуда или легенде, вдохновившей художника шестнадцатого века с неизвестным мне именем, которое к тому же мгновенно улетучилось из моей памяти.
     Эту небольшую картину я встретила в Мадриде, в галерее Прадо, полной сокровищ. И почему этот скромный пейзаж с серовато-бежевым освещением позднего вечера запечатлелся в моей душе?
     «Мадонна сухого дерева», так называется эта картина. Иногда мне уже кажется, что она написана анонимом... – так универсален для меня ее смысл, что любой художник мог вдохновиться им. На сухом, невысоком дереве в центре картины стоит Мадонна с Младенцем на руках. Одинокая фигура путника или монаха смиренно преклоняется перед Ними.
 
     Весь наш суетный мир подобен сухому дереву, в котором еще сохраняется структура изначального творения Божьего, но почти иссякли любовь и радость, соками которых могли бы распуститься листья и цветы на его ветвях. И в его кроне располагаются Мать – защитница душ человеческих, и Сын Божий, Спаситель мира – на ее усталых руках.
     Веру и Надежду, а также Мудрость – я могла бы сравнить, соответственно, с ветвями и стволом этого дерева, возможно овеществленного Дерева Жизни, но Любовь не вливает своей живительной влаги в его иссохшие сосуды. Возможно, что слезы Матери и святая кровь ее Сына, символизирующие жертвенную безусловную любовь к малым сим - нам, оживят сухое дерево, и в этом и есть суть чуда, легенды, тайна которой так волнует меня?
     Передо мной несколько вариантов «Мадонны сухого дерева», медитативно написанные миниатюры – и все это не то, не совсем то – они не рождают тех перемежающихся чувств безысходности и отрицающей реальность надежды, перед которыми склоняются головы и колени... и надо снова прикоснуться кисточкой к бумаге и продолжать.


Рецензии