отблеск пожарищ 41-го
Нет, и не может быть какого-то универсального алгоритма поведения человека, лицом к лицу столкнувшегося с бедой и горем, но что-то все-таки есть. Это что-то – истории и воспоминания людей,прошедших через это, их выводы, решения и геройства.
Моему поколению не досталось великой страны, диктующей свою волю всему остальному миру, и квантующей весь человеческий прогресс в своих научно-исследовательских центрах. Зато нам досталась великая история и память, пришедшая не только из глубины веков, когда наши предки стояли щитом между Европой и Азией, но и из более близкого времени,когда именно о стойкость наших дедов разбилась стальная немецкая лавина.
Нам не доводилось поумирать на полях Второй Мировой войны. Не вышло ломать фашистскую ночь, приближая рассвет огнем пожаров. Не вышло пасть в родную землю за безымянную Смоленскую деревушку. Но пепел пожарищ еще стучит в наших сердцах, и очень для многих слово Родина не только звук, но и великое значение.
Сейчас очень модно спекулировать исторической памятью и гордостью, но есть и среди нас те, кого не было бы стыдно представить перед их дедами и сказать: «Вот, это ваши внуки. За них вы умирали. И они вполне оправдывают ваш героизм».
Каждый из них достоин как-то по-своему. Есть у меня один друг, актер, так однажды, в канун 9 мая, он и его труппа после репетиции сбежали на улицу, прямо в военной форме и устроили маленькое представление, проиграв на обычной автобусной остановке привал красноармейцев. Кто-то просто спал, сдвинув на глаза пилотку, кто-то сочинял письмо любимой «в тыл», кто-то пел военные песни, а кто-то мечтал о том времени, когда закончиться война, и он будет строить новую, счастливую и справедливую жизнь для своих детей.
Это была всего лишь игра, но он сам мне признавался потом, что мало того, что люди очень сильно реагировали на это, так и они сами чувствовали себя иначе. Будто кто-то дал заглянуть за грань и увидеть себя других, такого же возраста, интеллекта, такой же личности, но –других. В другое время и в другом месте.
«Знаешь, - признался он мне тогда,- если бы сейчас была война – гори оно все огнем: университет, привычная жизнь,маленькие, ежедневные радости и удовольствия, я бы сам с радостью ушел на фронт добровольцем…просто за призрачное счастье – умереть с великой целью – спасти своей гибелью мир…»
И он такой не один. На самом деле.В сороковых годах было время героического народа, но и сейчас есть люди,которых с удовольствием приняли бы в свой отряд все партизанские командиры Белоруссии.
Это и поисковые отряды, которые вместо удовольствий,предоставляемых нашей цивилизацией, вместо пива, клубов и доступных девушек,выбирают комаров, болота и леса только с той целью, чтобы не дать себе забыть о великих свершениях предков, чтобы напомнить нам о наших героических дедах, чьи могилы так и остались ненайденными.
И сейчас есть свои борцы с фашизмом, которые сражаются не только со свастиками, заполонившими наши города,но и с их носителями. Еще остались люди, которые помнят, что это такое -фашизм, и что долг любого человека, встретившего эту заразу, - удалить опухоль,не дав ей распространиться.
Но бой можно продолжать не толькос современными нацистами, но и с человеческой забывчивостью, постоянно напоминая им о тех, благодаря кому мы живем, а значит, и прожить должны не только за себя, но и за них. В этом, пожалуй, и кроется подвиг нас, тех, кто остался жив и вообще появился благодаря ним.
И когда у меня родятся дети, я обязательно расскажу им об их пра-пра-прадедах, которые сделали все, что могли, ради их счастливой и мирной жизни. Надеюсь, и в их глазах загорится отблеск тех далеких костров полевых кухонь и пожарищ 1941 года.
Свидетельство о публикации №210091901389