Титаник. Статья о фильме

         «Титаник» – корабль-легенда, навеки оставшийся в памяти простых смертных  из-за своего крушения в водах северной Атлантики и гибели более полутора тысяч человек.
         «Титаник» – фильм, снятый на умопомрачительный даже для настоящего времени бюджет  в 200  миллионов  долларов и ставший в итоге самой кассовой картиной за всю историю кинематографа.

         Впервые Джеймс Камерон задумался о возможной кинопостановке еще в 1987 году после того, как увидел на телеканале «National Geographic» документальный фильм о «Титанике». Однако всерьез заниматься подготовкой к съемкам своей будущей сверхуспешной киноленты начал только тогда, когда  его лучший друг Льюис Эбернети подарил ему  на день рождения свою книгу о «Титанике». Эбернети является членом Общества Истории «Титаника» – некоммерческой организации, занимающейся сбором и структуризацией любой информации,  связанной с  легендарным кораблем.   Он считал, что о «Титанике» нужно снять хороший художественный фильм.  Но Эбернети даже не думал о том,  насколько серьезно Камерон  отнесется к его идеи.
         В 1994 году Джеймс Камерон лично написал большой сценарий, а в начале 1995 года предложил его кинокомпании «20th Century Fox». Однако для того, чтобы получить от компании деньги на стартовые расходы и дать «Титанику» новую жизнь, режиссеру помог не только его сценарий. Специально для «Fox» была  создана  компьютерная  анимированная модель крушения корабля. Впоследствии она была показана в самом фильме. Ее демонстрировал Розе Доусон и комментировал  сам Льюис Эбернети, приглашенный Камероном на роль Льюиса Бодина, бородатого участника команды искателей сокровищ, пытавшейся найти главное сокровище затонувшего судна – бриллиант «Сердце океана». 
         Съемки фильма начались в сентябре 1996 года и продлились почти 7 месяцев. Первый этап съемочного процесса режиссер посвятил  подводным съемкам останков знаменитого лайнера. Для этого ему пришлось ехать в Россию и договариваться об аренде российского исследовательского судна «Академик Келдыш», на борту которого имеются специальные глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» – одни из всего нескольких в мире, способных погружаться к самому дну Атлантического океана.  На  этих батискафах Джеймс Камерон  погружался к «Титанику» на глубину 3,5 километров 12 раз.
         Первоначально премьера картины была намечена на июль 1997 года, однако подготовить ее к сроку не  успели по причине затянувшегося  этапа «постпродакшн». Выход фильма отложили на конец года.  К этому моменту его окончательный бюджет возрос до 200,1 миллионов долларов, сделав его самым дорогостоящим проектом из всех,  которыми  когда-либо до этого занимался Голливуд.  Из-за огромных расходов  выпускающей кинокомпании «20th Century Fox» пришлось сотрудничать с другой компанией – своим конкурентом  «Paramount Pictures». Руководство «Парамаунт» сразу  отметило слишком большой хронометраж ленты (свыше 3-х часов) и непомерно высокие расходы на съемки, высказав сомнение в том, что  прокат «Титаника» окажется удачным, и все расходы окупятся. Но Джеймс Камерон уверенно защищал свою картину, не желая сокращать длину фильма. В итоге он добился своего, и  мы увидели именно то, что хотел показать нам режиссер.
         Впервые кинофильм показали зрителям             1 ноября 1997 года на фестивале Tokyo International Film Festival в Токио. В широком прокате «Титаник» появился 19 декабря, а в  России его впервые увидели во второй половине февраля 1998 года.  Вопреки всем ожиданиям злорадствующих критиков и скептически настроенных кинокомпаний творение Камерона стало самым успешным фильмом из всех, когда-либо им снятых.  Картина с триумфом прошла по экранам мира, собрав, в общей сложности,  1 миллиард 900 миллионов долларов.  До сих пор ни один фильм не может похвастать  такой кассой, а сравниться с ней могут, разве что, фильмы трилогии «Властелин Колец» и третий эпизод «Звездных войн».  Помимо этого «Титаник» установил ряд иных рекордов. В январе 1998 года он получил 4 награды «Золотой Глобус», а чуть позже был выставлен на премию «Оскар» в 14-ти номинациях и 23 марта победил в 11-ти из них.  «Титаник» стал первым кинофильмом в истории, максимально быстро преодолевший отметку в 400 миллионов долларов по сборам в кинотеатрах, а также вторым в истории (после «Инопланетянина» Стивена Спилберга), максимально долго продержавшимся на верхней позиции американского бокс-оффиса  (16 недель). 
         По признанию большинства кинокритиков, спецэффекты «Титаника» являются наиболее совершенными и продвинутыми  с визуальной точки зрения среди всех фильмов 1997-1998 годов. Не даром во время их производства только  на одной студии «Digital Domain», принадлежащей Камерону, над  лентой трудилось около 300  специалистов. Из всего набора  специальных визуальных эффектов выделим основные, неоспоримо заслуживающие высших оценок. Это «цифровые» пассажиры, мечущиеся на палубах тонущего судна; точные копии корабля, выполненные в различном масштабе для съемки разных сцен (причем одна из моделей  была сооружена почти в натуральную величину), анимированная вода  во внутренних помещениях корабля в некоторых эпизодах и  эффектный разлом лайнера во время  крушения.
         Мы уже привыкли к громадному количеству спецэффектов, заполняющих  большую часть современных кинокартин, и часто не замечаем игру актеров, прикрытую графикой.  Даже внимательному  и образованному кинолюбителю, порой, сложно  разобраться, где актеры действительно играют, полностью отдавая себя роли, а когда просто украшают собой кадр.  В «Титанике» режиссер добился идеального баланса зрелища и живой составляющей – реальных актеров, чья качественная работа заметна невооруженным глазом.  Именно благодаря своей роли в «Титанике», сыгранной особенно ярко и правдоподобно, мировую известность и статус большой звезды получил Леонардо  ДиКаприо.  С этого момента его актерская карьера резко пошла вверх, он стал получать  приглашения во многие серьезные кинопроекты на главные роли. 
         Общее впечатление от фильма  у каждого может быть своим, но у всех оно, несомненно, только положительное.  И это правильно, так как Джеймс Камерон подарил нам одну из самых  ярких, трогательных и  впечатляющих драм в современном кино.   С 1997 года творение Камерона – лучшая кинопостановка  о гибели  «Титаника» из всех, существующих на настоящий момент времени, и эталон для всех последующих фильмов,  которые будут создаваться в этом жанре на подобные темы. И какие бы события ни потрясали наш мир, какие бы фильмы ни выходили в прокат, трагическую историю «Титаника» будет помнить еще не одно поколение, а художественный фильм о нем, снятый  голливудским  кинорежиссером Джеймсом Камероном, никогда не потеряет своей привлекательности и останется в истории как один из шедевров мирового кинематографа.
         Сюжет ленты кажется весьма простым. Это история любви  девушки из первого класса  Розы Дьюит Бьюкейтер и бедного художника-любителя Джека Доусона, отправившегося через Атлантику третьим классом.  Все начинается с того, что Роза, страдающая от навязанного ей матерью брака, решается на самоубийство и хочет спрыгнуть с кормы в океан.  Оказавшись рядом, Доусон замечает ее и убеждает не делать этого. Несколько дней они общаются и вскоре понимают, что влюблены друг в друга. Однако им не суждено быть вместе. Одному из них не дано пережить  ночь катастрофы. Тем не менее, за простым, если не сказать примитивным сюжетом скрывается определенный, пусть и не глобальный, смысл, который легко виден в конце ленты, весьма символичном и многоговорящем.
         После дня общения с исследователями останков  известнейшего корабля в истории на борту «Академика Келдыша» уже постаревшая Роза выходит на корму судна и выбрасывает в воду тот самый бриллиант, «Сердце океана», все время с  момента катастрофы хранившийся у нее в тайне, считая, что его место на дне рядом с «Титаником». После этого Розу уже ничто не держит в нашем мире, и она спокойно уходит – старой-престарой женщиной в теплой постели, как и обещала Джеку в ночь трагедии. Ее душа возвращается на «Титаник» ко всем погибшим и встречается с Джеком Доусоном, оживавшим ее на парадной лестнице ресторана 1-го класса. Всю свою жизнь Роза хранила память о Джеке, и после стольких лет разлуки они вновь оказались вместе – теперь навечно. Роза снова молода и красива,  пара обнимается и целуется, а все умершие в ту страшную ночь приветствуют их аплодисментами.  А  на часах парадной лестницы 02:20 – то есть всего через 5 минут после того, как «Титаник» пошел ко дну…


Сергей ЕРМОЛАЕВ
1 апреля 2008   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.