Красный лебедь, несущий облака

Сценарий юбилейного вечера поэта, прозаика и журналиста - Члена Союза писателей СССР-
                Владимира Михайловича Смирнова

                «КРАСНЫЙ ЛЕБЕДЬ,     НЕСУЩИЙ ОБЛАКА»      
                (Облака – Свет Истины)
               
                Русский хороводный танец

          Езжу на телегах и такси
          По Ростово- Суздальской Руси…
          Зазвените, чащи, соловьями,
          Взвейся над околицей закат.
          Тут для песен выбрали славяне
          Место в самый-самый аккурат.
          Там, где перелески и дубравы
          Шумно говорят про жизнь свою,
          Встану я и у тропинки славы
          Лишь в благоговеньи постою.
          И когда кукушка потревожит,
          Оборвав нерадостную весть,
          Погрущу я. А душа, быть может,
          Погостит ещё немного здесь.

Вед. 1.   Эти стихи принадлежат перу ивановского, а если   ближе сказать тейковского поэта и  прозаика Владимира Михайловича Смирнова.

Вед.2. И сегодня в этот зимний  февральский день – в юбилейный день рожденья поэта Иван - края мы приветствуем вас, дорогие друзья, в этом уютном зале.


Вед.1. А «щедрым родником» творчества Владимира Михайловича Смирнова, который питал поэтическое начало его стихов и прозы,  навсегда оставалась родная «зеленоокая» тейковская» земля с её неброской, но милой сердцу природой и городом – тружеником.

          Не полынь у дороги,
          Не лист на осине –
          Вырос мал – городок
          Посреди России.
          Деревянный на треть,
          Брат сосне да соломе,
          Он пред славой ничьей
          Сдревле шапку не ломит.
          Он характером прям,
          Он к друзьям хлебосолен.
          У него на руках
          Трудовые мозоли.
          Крепко помнят враги
          Его северный норов…
          И без мал – городка
          Нет широких просторов!

Слово главе города Тейково – Александру Васильевичу Гончарову!

Владимир Михайлович Смирнов родился 12 февраля 1934 года. Родители –  Михаил Михайлович и Анастасия Николаевна – были из крестьян, перебравшихся на работу в город.

На улице Гористой до сих пор сохранился отчий дом, где провёл своё детство и юность, а затем и работал над своими произведениями наш замечательный земляк.


                Здесь осенью приходит не тоска,
                Хоть я давно не юноша влюблённый.
                А улицы зеленая река
                Так нехотя теряет цвет зелёный.
               
                Давно дома здесь новые стоят,
                И во дворе по-утреннему гулко.
                И смотрит, смотрит молодость моя
                Из-за калитки в тесном переулке.

Школа №4 города Тейково широко распахнула двери познания перед маленьким любознательным Володей Смирновым.

 Но всё же порывом к необъяснимому желанию писать стихи, которое пришло к нему в восемь – девять лет, послужило не первое прочтение букваря и красивых книжек с картинками, а встреча с молодым лейтенантом – поэтом.

И из толстой тетрадки  маленькому мальчику – будущему поэту запомнились стихи: «Когда я прилетел на самолёте…»

Лейтенант погиб в бою, а Володя Смирнов ещё долго делал «из трофейной бумаги свои рукописные книжки, в которых рядом со строчками о войне, о будущей победе появлялись краснозвёздные ястребки и парашюты».

В школе №1, в которой Владимир Смирнов учился  с шестого класса, интерес к литературе проявился с большей силой. В 9 - 10 классах преподавал русский язык и литературу необыкновенно одарённый учитель и поэт Всеволод Евгеньевич Мамушин, ставший профессором Ивановского государственного университета.
В школе работал и литературный  кружок, и издавался журнал «Наше творчество».  Живой интерес к русскому литературному языку и меткому поэтическому слову вдохновлял начинающего поэта на написание собственных стихотворений.
 
Слово Любови Александровне Родионовой – преподавателю русского языка и литературы школы №1.

А теперь подарок от театрального коллектива «Маска» школы №1 – руководитель Елена Михайловна Беликова –
  Литературно – музыкальная композиция на стихи Владимира Смирнова.

 Любовь к своей родной школе, к учителям и школьным друзьям  навсегда осталась в душе поэта. 

 А после окончания школы, в 1952 году Владимир Смирнов становится студентом историко – филологического факультета Ивановского педагогического института, где бережно хранятся традиции Михаила Дудина, Владимира Жукова и других поэтов.

По совету Михаила Васильевича Исаковского  молодой поэт стал поддерживать связь с Ивановским отделением союза писателей СССР, занимался в литобъединении, которым руководил поэт и настоящий книголюб Макарий Ефимович Бритов. На занятия к начинающим поэтам часто приходили известные поэты Дмитрий Семёновский, Михаил Шошин, Александр Благов, что создавало творческую обстановку.

Слово Ивановской писательской организации .



В 1956 году Владимир Смирнов – участник третьего Всесоюзного совещания молодых писателей, работа в котором показала молодому литератору, как сложна и трудна  стезя профессионального писателя. Там, в Москве, Владимир Михайлович занимался в творческом семинаре большого поэта и крупного теоретика стиха – Ильи Львовича Сельвинского.

Большую роль в творчестве поэта сыграли вначале переписка, а затем и личные встречи с Константином Симоновым. Именно Константин Симонов по первой книжке стихов молодого поэта «Нерль», вышедшей в 1965 году в Ярославском книжном издательстве, дал ему рекомендации в члены Союза писателей СССР.

А в речке Нерли
Вода чиста,
А под Нерлью
Трава густа.
А через травы
Пчелиный лёт,
А через травы
Тропа ведёт,
Как в сказке той
Отмечено,
Близко ли,
Далече ли…
Иду – пою.
Эх, мамка- мать!
До счастья здесь
Рукой подать.



Эх, Нерль – река,
Волной бей, река!
От берега
И до берега,
От правого
И до левого
Ты стань рек
Королевою.
Твоя-то стать
Дворцам подстать.
Выйди синяя
Из осинника.
Туда теки,
Где дубы высоки,
Где радуга
Расколота,
Где не песок,
А золото…
Молчит река,
Волной не бьёт река.
От берега
И до берега,
От правого
И до левого
Не хочет быть
Королевою!

Лучшая школа для поэта – жизнь. Как никто Владимир Смирнов знал свой родной край и своих земляков, жил их радостями и бедами. Он знал и любил тейковский говор, бесхитростную речь нерльского мужика или поммастера с комбината – бесхитростную, но мудрую и глубокую.


Многое для него, как для писателя,  дала работа редактором газеты хлопчатобумажного комбината «Красная звезда», ответственным секретарём районной газеты «Ленинский путь», теперь она называется «Наше время»,  и собкором областной газеты «Рабочий  край».

Слово ответственному секретарю газеты «Наше время» - Нине Васильевне Барановой.
   
Владимир Михайлович очень много встречался со своими земляками. Из воспоминаний коллеги по работе в районной газете Александра Малышева:

«Иной раз встречи выпадали на конец дня, после блужданий за газетным материалом. Проходили они в школах, в тихих поселковых библиотеках, в бедных служебных кабинетах сменных мастеров и скучных красных уголках фабричных общежитий.
Но вот поднялся и заговорил Владимир Михайлович. Поговорил прозой и перешёл на стихи. Одно, другое -  и точно тёплым майским ветром дохнуло по коридору, точно отблески солнечной речной ряби пробежали по лицам…

 Ах, моряк ты, моряк,
 Ты, видать, не земляк.
Что к нам тебя направило?
Запомни наше правило:
Перво- наперво учти,
Радость полосатая,-
Ты с любовью не шути
С нерльскими девчатами.
Ты, по чести говоря,
Не кичися: я да я.
Не такие якали,
Да здесь бросали якори.
«Всё, - подумал я, - он их взял. Завораживающее было прежде всего в самих стихах, певучих, образных, звонких и на диво задушевных».
 
Наверное, таких, как  матросский  танец  «Яблочко».

                Танец «Яблочко»

«В пояснениях эти стихи не нуждались – так чист и ясен был их смысл, но Владимир Михайлович всё же иногда растолковывал:
- А теперь про частушку и фокстрот. Ну,  частушка – это сельская девчонка, шустрая, весёлая, насмешливая. А фокстрот – он городской,  задавакистый,  а может даже стиляга». 

      Частушки в исполнении театрального коллектива «Маска».

 Всё творчество Владимира Михайловича Смирнова по–настоящему народно. «Людей и жизнь своего народа я узнавал из фольклора, которым богата ивановская земля» - писал наш замечательный земляк.

В разные годы вышли сборники стихов поэта о родном крае: «Перелески» - 1971 год, «Кукушкин лён» - 1977 год, «Иван – край» - 1989 год.

Сборник стихов «Иван – край» начинается такими словами: «Другу и жене, Альбине Валентиновне посвящаю эту книгу».



Альбина Валентиновна – друг, жена и, конечно же, муза поэта – человек необыкновенный, помощница, добрый советчик и первый строгий судья новых произведений.

Владимир Михайлович и Альбина Валентиновна познакомились в пору своего студенчества, когда учились на историко - филологическом  факультете Ивановского педагогического института.

Иной рассвет, иной закат,
И мир весь стал иной.
О нас немало говорят,
И ты ему виной.

Уйду, чтобы прийти скорей,
И тридцать три версты –
Не крюк до улицы твоей,
И в том виною ты.

И, словно, мальчик оробев,
Я сторожу твой дом.
И если песня о тебе,
То ты виною в том.


Так, в завражье, лето
                буйной силе
Ходит, ходит травы
                теребя…
Хорошо, когда живёт
                в России
Счастье где-то около
                тебя!


Мне оно не то, чтобы
                не к спеху,
Но боюсь держать
                его в груди:
Запою: - оно умчится
                с эхом…
А тогда ищи его поди!

По окончанию института, молодые супруги, став профессиональными филологами, ненадолго обосновались в городе Пучеже. Но любовь к родной тейковской земле возобладала – и молодая чета Смирновых – вновь в родном городе Тейкове.

Многие земляки хорошо помнят эту удивительную – одухотворённую пару – он писатель, вечно в движении, вечно в поиске, и она – красавица, про таких в народе говорят – « как артистка!», учитель русского языка и литературы в своей родной школе № 4.

В большом и уютном доме на 1-ой Гористой улице росли замечательные дети супругов Смирновых Владимир и Михаил. Владимир Владимирович – долгое время работал старшим преподавателем на кафедре физики Ивановского государственного университета, а Михаил Владимирович – стал профессиональным журналистом – работал редактором ивановской газеты «Будни», редактор – ивановского областного  журнала «Наша Родина – Иваново – Вознесенск».

Из воспоминаний Михаила Владимировича: «Любовь к литературе, вообще к чтению у меня от мамы. Потребность читать – от неё. Потребность же писать – от отца…»

Слово Михаилу Владимировичу Смирнову.

Большой и гостеприимный дом Смирновых всегда был рад принять друзей, собратьев по перу, которым поэт Владимир Смирнов посвящал свои поэтические строки:

А лес – то лес!
А рожь – то рожь!
Ну, как ты так
Без них живёшь?
Что снится, как густиться?
Как там река Царица?
Как говорит она слова,
И как все травы в трепете?
У ней, поди, из рукава
Всё лебеди да лебеди…
Не описать её пером,
Ей солнце сыплет злато…
А здесь оно и серебром
Не очень-то богато.
Но рек зато у Севера –
Семь раз считай
По семеро.
Как зажурчит –
Пословица,
Поят,
Коль им поклонятся.
И тот, кому дано испить
Их северной водицы,
Не в силах реки те забыть
И на реке Царице.

Эти удивительные слова, проникнутые любовью к своему родному Иван – краю Владимир Михайлович посвятил известной поэтессе Маргарите Константиновне Агашиной, талант которой вырос и окреп здесь, на тейковской земле!
Владимир Михайлович и Маргарита Константиновна познакомились в 1967 году, из переписки выяснилось, что детские и юношеские годы поэтессы связаны с городом Тейковом и родной для поэта Владимира Смирнова школой № 4.

Слово хранителю музейных реликвий школы № 4 – Кочкарёвой Нинель Степановне.

Переписка Владимира Смирнова и Маргариты Агашиной длилась долгие годы, в своих письмах, адресованных друг другу, поэты делились маленькими житейскими радостями, огорчениями, творческими удачами и перспективами, посылая друг другу свои новые стихи.

Песня «Подари мне платок».

У лесных застенчивых фиалок
Вдруг смелеет запах по ночам…
Подошёл и лёгкий полушалок
Разметал по дрогнувшим плечам.

Пусть на нём, и ласковом, и ярком, -
Голубые чистые края.
Но твоим приветам и подаркам
Не умею радоваться я.

Не тебя, хорошего, мне жалко,
И не мне мила твоя гармонь.
И пушистым краем полушалка
Не согреть холодную ладонь.

Песня Григория Пономаренко на стихи Маргариты Агашиной «Что было, то было».

Маргарита Агашина долго вспоминала поездку в Тейково в 1968 году и вела записи в своём личном дневнике: « Лес –  что и говорить! Грибы, конечно, уже осенние – сыроежки – губы, немножко боровиков, подберёзовиков, один рыжик да белых штук 15. Это на всех. Да в грибах ли дело?
Фоторепортаж всё время вёл Владимир Смирнов. У берёзок. У прясел. У ещё чего-то …».

Но  главный репортаж поэта Владимира Смирнова – это его удивительные задушевные строки, воспевающие красоты родного Иван – края:

Такая горит костяника
В бору и далёко окрест,
Что стонет под ветром
До крика
Пожарами тронутый лес.

Такой растревоженный вечер,
Что кажется:
В краешку дня
Придёт наша первая встреча
И чуть не погубит меня.

Но говорить Владимире Михайловиче Смирнове, как о поэте – сказать только о половине его творческого наследия. Владимир Смирнов – удивительный прозаик, в основе повестей и романов которого лежит исторический краеведческий материал.

В 1966 году вышла небольшая книга «Тейковский хлопчато - бумажный комбинат» и Владимир Михайлович был одним из её соавторов. Как сложившийся мастер слова он проявил себя в романе «Красные лебеди», повести «Ледоход», поэме «Последний выстрел».
Но особое место в его творчестве занимает первое большое прозаическое произведение «Водополь». События романа происходят на Тейковской земле – фабричной слободе Притыка.

В красочном описании, которое присуще прозаику с душой поэта, угадываются родные тейковские пейзажи: «Церковь была статная, словно девушка в кокошнике, возносилась она над глинистым крутым оврагом одного холма…», «Притыка … была изрезана глубокими оврагами, в которых неукротимо росла сорная черёмуха».

В романе живо описаны образы героев – местных жителей – Алёша Гвоздок, Малаховы и Васёна, красавица Стешка Коннова и бывший фабрикант Иван Алексеевич Суханов.

Но самое главное – Владимир Михайлович не побоялся вынести на суд читателя события голодной весны 1932 года,
державшиеся в тайне, рассказал, как текстильщики одной слободы осмелились на «голодный поход» в райцентр, а некоторых партийцев вывел не в розовых тонах.

Отрывок из романа «Водополь».

Материал для романа писатель собирал по зёрнышку, встречаясь с участниками событий, листая страницы газет. В художественные образы воплощалась реальная жизнь.

Константину Симонову Владимир Смирнов осмелился послать лишь шестой вариант романа. И 14 января 1971 года «Водополь» лёг на стол главного редактора журнала «Москва» Михаила Алексеева.


Именно с этого момента начались для молодого писателя «хождения по мукам». Вся переписка Смирнова контролировалась, из Москвы в Тейково наведывались то «композитор», то «работник Всесоюзного радио». Наконец пришла большая бандероль из ФРГ. В бандероли – журнал «Посев» и прочая атисоветчина, которую Владимир Михайлович отнёс в горком КПСС.

Окончательный суд над романом состоялся на «литературной среде» Ивановской писательской организации 19 апреля 1972 года.

Из протокола заседания:
«В романе нет настоящего большевика»
Не ясна партийная линия произведения.
Мало понятна позиция».

И лишь в 1977 году в Московском «Современнике» увидел свет восьмой вариант романа «Водополь», в котором по совету профессора Павла Вячеславовича Куприяновского писатель перенёс действие романа в 1921 год, во времена НЭПа.

«Первый вариант романа «Водополь» оставался моей болью все эти годы», - вспоминал Владимир Михайлович в своём последнем письме.



В 1992 году Ивановское книжное издательство при содействии Тейковского городского Совета народных депутатов и администрации города Тейково  выпустило в свет роман «Водополь» в том, первозданном виде, в том виде, в котором он задуман и каким он должен быть.

Второе большое прозаическое произведение писателя «Красные лебеди» также интересно и содержательно. И в основе его также положен исторический краеведческий материал – описание драки между местными крестьянами и гусарами Ингерманландского гусарского полка. А в образах потомственных текстильщиков Батаргиных и художницы Евы Яновны, несомненно находят своё отражение черты наших земляков – текстильщиков. «Наверное, тейковская земля всегда буде питать мою прозу», - писал Владимир Михайлович Смирнов.

Сценка из романа «Красные лебеди».

Через судьбы всех героев проходит война. Главная мысль книги – тревога за судьбы мира, решительное «нет!» войне.
Роман по своей сущности оптимистичен, полон света и веры в неодолимость жизненных сил.

Несмотря ни на что, так жизнеутверждающе   прекрасны те цветы, которые рисует Ева Яновна.  И те,  которые бросают Батаргины в реку Сту. И, конечно же,  «Красные лебеди, которые несут облака». Так первоначально Владимир Смирнов дал название своему роману.

«Красный лебедь, несущий облака» - поэт и прозаик Владимир Смирнов навсегда остался парящим в своей поэзии и несущий на своих поэтическо – прозаических крыльях свет истины над родной тейковской землёй, родным «Иван – краем».

         
              Спадает с осин позолота,
              Рябина роняет огни…
              Ну, вот и готовы к отлёту
              Мои отболевшие дни.
              Готовы подняться с тревогой
              И чёрною стлаться бедой
              Над самой последней дорогой,
              Над самой печальной водой.
              И будет всё строже и проще,
              Чем это казалось в пути…
              Но дайте мне долы и рощи
              Пред смертью ещё обойти!
              К сосне прислониться скрипучей
              И тропкой брести наугад,
              И видеть осенние тучи,
              И слушать лесной листопад.
              К листве отшумевшей приникнуть,
              К ростовскому глянуть кремлю,
              И встать, и рвануться, и вскрикнуть:
              Я это любил и люблю!
              И тихо, и сумрачно станет,
              И вдруг загрустят зеленя.
              И люди, как эхо помянут
              Моею же песней меня.


Автор – составитель С. Ягодкина по материалам публикаций в газете «Наше время» и журнале «Наша Родина – Иваново – Вознесенск», интервью с сыном писателя – Михаилом Смирновым.


Рецензии