Наши деды - аталар
Подметив это, Касым ата (папин старший брат, уроженец аула им. Ибраева СКО, (1903-1996 там же) , работал ветеринаром, инвалид Великой Отечественной войны, участвовал в боях за оборону Ленинграда, имеет боевые награды, в т.ч. «За оборону Ленинграда». Знал наизусть народный эпос «Кыз - Жибек».)(1), когда однажды я с родителями гостила в ауле, взяв чистые тарелку, ложку и пиалу, еще раз пополоскал их под краником самовара кипящей водой и отдельно от всех положил мне еду. При этом, показывая мне свои руки, где на одной не было трех пальцев, потерянных во время войны, он приговаривал «Кызым, міне кара, менім колым «чистай»!» (Дочька, смотри, мои руки чистые!)
Оказывается, его отец, мой дедушка Иманкул пирадар (в то время такой статус давали всем тем, кто совершил малый хадж в Туркестан,это с севера на юг Казахстана пешком) был таким же, как и я, «чистюлей» и для деда Касыма это было обыденным делом, т.к. в детстве часто то же самое проделывал с посудой для своего отца.
Вот здесь я хочу подробно рассказать о нашем ата Иманкул пірадаре (уроженец аула «Аганас» СКО, (1852-1937) (похоронен в России, Курганская область, г. Сумка ). Всю свою жизнь дед Иманкул помогал больным людям излечиваться от различных недугов. Обращаясь к Всевышнему (С.А.), по пульсу больного он определял заболевание, затем специальными молитвами и травами лечил , а также в случае необходимости (при аппендиците – (старое название «тунек») - сокыр ішек (аппендицид) мог сделать операцию без ножа , бараньей реберной косточкой, при этом не было ни крови, ни шрама... Также мог, обращаясь к Всевышнему, помочь раскрыть судьбу человека и рассказать о его будущем. В случае если нужна была помощь врача - специалиста он советовал обратиться к доктору. Но доктор жил далеко в городе и аульчане надеялись только лишь на помощь бога и на него - знахаря ...
Каждую весну и лето дед Иманкул вместе с детьми отправлялся в лес собирать дикий лук (а назывался он почему-то «сарымсак»( чеснок), дикий картофель (буылдырык), различные травы ( «Ат кулак» , «Киік оты» ), делал из них настойки и различные снадобья . А из травы «Ат кулак» все аульчане готовили душистый и крепкий красный чай...
Его сын Исхак – мой папа, («Заслуженный артист Казахской ССР», (1915-2009- ЮКО), уроженец аула Ибраева СКО.Ветеран ВОВ. Был одним из организаторов первого Казахского театра драмы г.Петропавловска, основатель Атырауского, Жетысайского театров. Автор нескольких пьес и книг «90-да калымым колымда»( И в 90-то в моей руке перо..), «Осы ма Колмек атты туган жерім» (Алматы:«Уш киян», 2006). писал о нем, как о человеке, глубоко верующем, знающим и проповедующем Коран, имеющем большую личную библиотеку с различными произведениями как религиозного, так и светского характера.
При этом, наш ата Иманкул не был как большинство аульчан и наших родственников скотником (малшы) , а был ремесленником – сельским кузнецом, также мастерил различные серебряные женские украшения, изготавливал старинную казахскую мебель и посудные изделия, был уста - «мастером на все руки».
А после работы в его доме собирались аульчане, и он читал им книги «Муктасар», «Кырык кадес», «Аптиек», «Иман-шарт», «Тажуит», «Зылика мен Жусіп», «Коруглы», «Рустем дастан», наши народные произведения «Кыз Жібек», «Айман – Шолпан», «Біржан мен Сара», «Козы Корпеш - Баян Сулу», «Орынбай мен Арыстан» и многое другое, т.е. занимался просветительской деятельностью.
Особенно меня восхищает его дарование вызывать дождь посредством чтения специальной молитвы. С самого раннего детства часто мы слышали папин рассказ о том, как папа сам был свидетелем того, как наш ата в жаркую безоблачную погоду вызвал кратковременный освежающий дождь. Однажды засушливым летом он с ата вдвоем ехали верхом на одной лошади и в пути было очень угнетающе жарко. Когда от нестерпимой жары многочисленные слепни совсем не стали давать покоя лошади, на которой они ехали, облепляя и кусая ее, ата со словами «Жок, болмайды екен»( так дальше нельзя), покачиваясь из стороны в сторону , стал читать молитву и через некоторое время посреди яркого безоблачного неба над головой возникло маленькое облачко. Ата с закрытыми глазами все читал и читал молитву и , через некоторое время, конечно же благодаря Аллаху (С.А.), произошло чудо – вдруг ритмично, крупными каплями на их головы и на всю округу поблизости полил освежающий дождь. Измученная слепнями лошадь, облегченно вздохнув, бодро поскакала в сторону родного аула. Уже ближе к аулу папа заметил, что земля сухая и здесь не было дождя. На его вопрос «Жанбыр жауды ма?»(Дождь был?) , дети, удивленно тараща глаза, отвечали: «Жанбыр? Ыстыктан басын айналып кеткен бе, алде сокырсын ба? Кара! Аспанда бір да булт жок кой!» (Какой дождь? От жары у тебя завихрения пошли? Смотри, на небе ни облачка!)
Таким образом, наш Иманкул ата был особенным человеком и мы гордимся этим. (Ата к своим детям обращался «каралдым»- «карактарым» (по старинному – дорогие мои), любимое слово «Даданынаком» ( по – арабски)- «На этом все!») Его удивительное дарование, обращаясь к Всевышнему с молитвами – лечение людей, диагностика по пульсу, а также ясновидение, перешло через гены к нашей Улжанке.. И не только это...
А старший сын его - дед Касым всегда слыл в ауле острословом и большим шутником. Где бы он не находился, везде стоял смех и веселье. Также он был неугомонным человеком, постоянно что- нибудь переносил, строил, всегда был в движении. Его супруга Жакай аже часто жаловалась папе на него: «Ысхак, агана карашы, мына жаткан кирпиштерді бугін осы жерге акелсе, ертен баска жерге апарып жинайды! Озіне де , бізге де тыныштык жок!» ( Смотри , Искак, каждый день переносит эти кирпичи, ставит то туда, то сюда. И себе и нам нет покоя!)
До конца своих дней Жакай аже была очень ревнива.Она старше ата на 2 года и в возрасте 88 лет часто стала болеть, и каждый раз Касым ата, в дни, когда она особенно болела, начинал ритуал «бакылдасу» (прощание) , тогда аже со словами «Сен шал, жастау катынды тауып, соган уйленуді ойлап журсін гой, сіра?» (Ты, старый, уже молодайку нашел ? Теперь ждешь не дождешься моей смерти?) и со словами типа «Не дождешься!» в гневе быстро приходила в себя и долгое время Касым ата таким образом «продлевал» ей жизнь.
И только в возрасте 90 лет, после смерти Жакай аже, ата немного угомонился, притих, стал часто засиживаться дома, изредка выходя на люди . Один раз, две девушки, случайно увидя его, сидящего у своего дома на завалинке на приличном расстоянии и думая, что дед плохо слышит и не видит их, смеясь воскликнули: «Осы шал олмейді екен!»(Этот дед все живет, не умирает), на что он незамедлительно громко ответил: «Немене, менін... куырып жеймін деп едіндер ме?»( Что , после моей смерти хотели мой ... поджарить и съесть?).
Особенностью характера Касыма ата было то, что он всегда, когда куда – нибудь шел или ехал (а ездил он верхом на арбе с большими колесами на шинах, запряженной одной гнедой лошадью) , то время от времени останавливался , слезал и убирал с дороги камни. Даже в преклонном возрасте, очень быстро шагая по дороге и приговаривая «Жолаушы біреу осыган сурініп калады гой» (Пешеход может споткнуться ), убирал камни и всякие лежащие на ней препятствия и этим, как мне кажется, («Движение – жизнь!») продлевая себе жизнь, а прожил он более 93 лет, и если бы ни тяжелые годы перестройки, он прожил бы дольше. Эта особенность его характера - душевная доброта в совокупности с неуемной физической подвижностью, как мне кажется, продлевали его жизнь, а прожил он более 93 лет.
“Каждый хороший поступок – есть дело милосердия. Ваша улыбка брату есть милосердие; побуждение ближнего делать добро равно милостыни; указание путнику настоящей дороги есть милосердие; ваша помощь слепому тоже милосердие; очищение дороги от камней, терний и другого сора тоже милосердие; если вы подаете жаждущему напиться, то вы совершаете дело милосердия. Истинное богатство человека в будущей жизни составляет то добро, которое он делает ближнему на земле. Когда он умрет, люди спросят: какое богатство оставил он после себя? Ангелы же, которые будут допрашивать его за гробом, спросят, какие добрые дела совершил он при жизни” – примерно так, по словам учеников, определял любовь к людям пророк Мухаммед (С.А.С), что для меня является основным стержнем веры. А пятикратная молитва, пост, очистительная милостыня и прочие необходимые обряды веры каждого мусульманина без добра, которое он вообще не делал и не делает ближнему на земле, для меня равносильно пустому небу - днем без солнца, а ночью – без луны и звезд...
«Добро – мой путь и сунна – моя стезя” – вот этого основного правила веры, думаю, придерживался в своей жизни и Касыма ата. Особенно эта черта проявилась в суровые годы репрессий, когда арестовали моего нагашы ата Жанузака. Его супруга Мариям аже с детьми осталась одна на произвол судьбы. После того как у них отняли все - дом, работу, доброе имя им негде было жить и некуда было идти, ведь даже ближайшие родственники отвернулись от них, называя их семьей “врага народа”. И именно тогда, невзирая ни на что, рискуя собой, своей семьей и даже жизнью, Касым ата протянул им свою руку помощи, встретил Мариям аже подобающе, уважительно называя “кудаги”(сватья) и приютил ее с дочерьми в своем доме. Этот поступок, я считаю, - это милосердие истинно верующего человека, наделенного большой любовью к людям и в то суровое время поступок Касым ата равносилен был подвигу! Да будет ему земля пухом! Да расскроются перед ним за доброту души его все семь ворот рая! (В рассказе “Превратности судьбы”, опубликованном ниже, повествуя о жизни Мариям аже, я подробно описала этот случай .)
От отца Иманкула перешло ему такое качество как целительство. Он мог (обратившись с молитвами к Всевышнему Аллаху (С.А.) и подув немного в глаза, помочь больным излечить некоторые глазные болезни. Жаль, что его любимая привычка выпивать «50 грамм» не давала ему быть истинным целителем. Зная, что он может помочь излечить некоторые болезни глаз, аульчане частенько приходили к нему. Он дул им в глаза, а те восклицая «Ойбай, Касым ата, козім коріп кетті!»(Ой, мои глаза видят!) и, не зная, куда девать принесенную в знак благодарности «поллитра», сували ему в руки, а он торопиливо говорил «Мынаны ана жерге койып, артына карамай журе бер!»( Поставьте это туда и не оборочиваясь, уходите побыстрее!)
Несмотря на бесчисленное количество внучек и внуков, а также правнуков, больше всех дедушка Касым любил нашего Мурата ! Каждый год, в ожидании приезда Мурата на каникулы, он чистил и смазывал велосипед, специально купленный для него. Затем они , вооружившим длинными удочками и ведерком с загодя заготовленными червями, а дедушка и еще и со своими «50 граммами», вдвоем на этом велосипеде ездили на рыбалку .
На полноводном Есиле (Ишим) ловили карпов, карасей и щук, там же на берегу реки разводили костер и варили ароматную и густую уху. Пробыв весь день до первых комаров, вечером возвращались домой с большим уловом. Дома, разрубая мелкую рыбу топориком на маленькие кусочки, бросали многочисленным и прожорливым гусям и уткам, а крупную рыбу отдавали хозяйке дома Казия женеше. Так проводил свои каникулы мой брат Мурат, о котором напишу позже.
Как Вы заметили, все дети Иманкул ата – это папа, дед Касым и ныне живая бабушка Кайша оказались долгожителями! Бабушке Кайше сейчас больше 95 лет. Это потому, что , каждый раз теряя детей еще в детстве, наш Иманкул ата совершил хадж пешком в Туркестан с единственной просьбой, чтобы его оставшиеся дети были живи и жили долго. И это сбылось.
Аллага шукир! (Слава Аллаху!)
Из книги "Айна - зеркало моей жизни"
1. Подробности в автобиографиях были предназначены для внуков.
Свидетельство о публикации №210092000362