ОН, ОНА И...

Александр Шустиков.

ОН  ОНА  И…
Одноактная пьеса.

Действующие лица:
ОН – мужчина. 55 лет.
ОНА – девушка. 19 лет.
ГАЛИНА – подруга. 21 год.
СЕРЖАНТ МИЛИЦИИ.- 20 лет.

Вечер. На сцене, в центре, стоит садовая скамейка. За сценой слышен шум проходящего поезда, разномастные звуки городского вокзала, голос диспетчера. На сцену выходит мужчина. В руке небольшая дорожная сумка. Садится на скамейку, достаёт книгу. Читает.
Появляется девушка. Несколько секунд смотрит на мужчину. Подходит.

ОНА – Извините, мужчина, вы не смогли бы угостить даму сигаретой?
ОН – А дама успела закончить детский сад?
ОНА – Если жалко, то так и скажите… Мне уже девятнадцать, и я сама решаю, что мне делать!
ОН – На, кури на здоровье.
ОНА – А, можно, я посижу с вами рядом? Вы не будете против?
ОН – Садитесь.
Она садится и начинает пристально разглядывать Его. Он чувствует взгляд, но занят чтением книги, поэтому реагирует только тогда, когда этот осмотр надоедает.
ОН – Насмотрелись?
ОНА – Извините меня, пожалуйста… А что вы читаете?
ОН (глубоко вздыхает) – «Ночной дозор»… Ещё есть вопросы?
ОНА – А, это там где вампиры и Хабенский.
ОН – Да… Слушайте, девушка, можно я спокойно, без вопросов, почитаю? Или вам заняться нечем?
ОНА – Нечем… Меня с работы уволили… Вот…
Он откладывает книгу, всматривается в лицо девушки.
ОН – И за какой проступок, если не секрет?
ОНА – Да ни за какой… Просто под сокращение попала… Я и плакала и говорила, что всё выучу и буду очень хорошо работать, а они: ты молодая, опыта нет. У нас вон сколько пожилых и семейных. Что: их на улицу выгонять?… Вот и получается: их нельзя, у них семья, а меня, значит, можно… Паразиты…
ОН – А в профсоюзную организацию вы обращались?
ОНА – Пыталась… Зашла, а там такой бугай сидит – лощённый весь, как из маргарина сделанный. Глаза холодные-холодные… И слушать не стал… Вы, говорит, девушка, нам просто не нужны. Газеты читаете, значит, знаете, что везде идёт сокращение работников. Штаты сокращаются, чтобы людям повысить зарплату, повысить благосостояние, в свете последних решений Верховного Совета  России. Наперекор верховной власти никто идти не позволит… Закон, говорят, милочка…
ОН – М-да… Послушайте, а другую работу вы искали ?
ОНА – Конечно… И нашла: вагоны разгружать… Да ещё массажисткой приглашали… Какая из меня массажистка – я и не представляю, что это такое.
ОН – Ну и не надо представлять… А родители у вас есть?
ОНА – Мама. В Северном районе живёт.  Деревня Иволга… Там-то я, точно, лишняя… Мама пишет: колхоз развалился, колхозники сами не знают куда бежать, а на мамину пенсию много не наживёшь… Да и сердце у неё болит част . А тут как узнает про меня –  точно,  хоронить придётся.
ОН – А специальность-то у вас есть? Может я смогу помочь?
ОНА – Курсы секретарей-машинисток. А больше никакой специальности у меня нет.
ОН – А живёте вы где?
ОНА – У подруги… Галька  тоже нигде не работает, а живёт в квартире родителей… У неё родители на машине разбились полгода назад…Но ей легче: у неё есть богатый «папенька»… Я пыталась тоже подцепить одного, так он посмотрел и сказал…(девушка смотрит на мужчину. Чуть улыбается)… я в детском саду работать не умею… Скажите, а у вас жена есть?
ОН – Есть.
ОНА – Жаль… А дети?
ОН - Два мальчика: 33 и 29 лет.
ОНА – А они женаты?
ОН – Да.
ОНА – Ещё раз - жаль… Ай!  Да и кому я нужна – нищая… А вы-то сами кто? Ну, где работаете?
ОН – Я - инженер на заводе… Главный…
ОНА – У-у… И денег у вас много. Да?
ОН – Ну, пока хватает…
            На сцене появляется сержант милиции.
СЕРЖАНТ – (несколько секунд внимательно смотрит. Вначале на мужчину). Прошу извинить. Сержант линейного отделения милиции Капустин. Документы предъявите, пожалуйста.
           Мужчина предъявляет паспорт.
СЕРЖАНТ – Спасибо. Извините… А ваши (подозрительно поворачивается к девушке).
ОНА – Вот. Смотрите…(подаёт паспорт).
             Сержант проверяет. Удручённо хмыкает. Возвращает паспорт. Извиняется, козыряет и уходит.
ОНА – Бегают, деньги сшибают… Тоже: вымогатели… Я теперь всё время паспорт с собой ношу. А то, мгновенно, в «кутузку» упрячут… Значит, деньги у вас есть… Эх…
ОН -  Скажите, только откровенно, если сможете:  вы  за деньги на всё согласны?
ОНА – (долго молчит). Да, на всё… Конечно, если это без унижения,  без рабства, без извращений… (плачет)… Да как тут без унижения, если всё приходится просить! Всё!  Ну почему так получается? Помните: все профессии важны, все профессии нужны… И мы верили в эту глупость… Да никому мы без денег не нужны! Никому!… Они только в телевизоре добрые да умные: ах, ах… А придёшь в кабинет – скоты, настоящие скоты… Вот вы говорите – профсоюз, то да сё… Я пришла тут в одну организацию. А он мне говорит: плати, устрою на работу. А денег нет – так ложись…
ОН – Что, так и сказал?
ОНА – А что ему стыдится? Он с деньгами. Он считает, что у него всё в руках… Скоты… Самые настоящие скоты… Я вот смотрю на вас и думаю… А знаете,…  что я хотела,…  когда подошла?
ОН – Знаю.
ОНА – Пусть я недолго живу, но вижу: вы – хороший человек… Купите меня… Я… недорого стою… Только, чтобы хоть  на еду хватило…
ОН – (пристально долго смотрит в её лицо). Нет.
ОНА – Я понимаю: вы пожилой и…
ОН – Нет. Я здоровый и способен… Просто… Сколько вы хотите денег за свою услугу? Я дам вам эту сумму. Без отдачи. Просто: дам…
ОНА – Деньги, конечно, нужны: что уж тут отнекиваться… Но просто так я их  не возьму… Мне не нужны подачки. Я пусть нищая, но гордая. И у меня есть совесть. Купите меня и тогда мне будет не стыдно взять деньги за работу… Не бойтесь: я не заразная. И умею это делать. Пусть не всё, но главное делать – могу… Я не буду на вас в обиде. И не буду вас шантажировать… Ну, что же вы? Вы хотите, чтобы я умерла с голоду?…
ОН – (смотрит на неё как мужчина. Глубоко вздыхает). Нет. (решительно встаёт со скамейки. Намеревается уйти.)
ОНА – Подождите… Ну, куда же вы?…  Не уходите… Я прошу вас: останьтесь, побудьте со мной. Пожалуйста…
           Но мужчина уходит. Она садится на скамейку и плачет. Появляется сержант.
СЕРЖАНТ – Ну что подруга? Как успехи? Получила своё… Давай, давай – не отнекивайся: я тебя здесь не первый вечер вижу… Ну как: будем делиться или в отделение?…
ОНА – Ты чего, сержант?… Какие деньги? Да я просто сигарету у него стрельнула – и всё. Ты ведь только что тут был…
СЕРЖАНТ – Давай, давай, подруга, делись, а то насидишься в «обезьянике»… Потом рада будешь – да поздно… Ты что, считаешь, я по твоим глазам не видел, что ты деньги решила с мужика «срубить»… Мне плевать: было у вас что – не было, но денежки ты выцарапала. Вижу…
ОНА – Да иди ты! Хочешь, чтобы я твоему начальнику капнула, как ты тут деньги вымогаешь? Иди, служи.
СЕРЖАНТ – Она капнет… Капай, подруга. Кто тебе поверит? Свидетелей-то нету…
ГАЛИНА – (выходит). Да ошибаешься, Капустин – свидетели есть… Мотай в свою конуру, а о ней, на будущее, забудь… Вопросы?
СЕРЖАНТ – А, так она – ваша знакомая… Извините, Галина Андреевна. Разрешите откланяться. (Уходит. Говорит в сторону.) Но кончится и твоё время, шалава… Вот тогда обе у меня потанцуете…
ГАЛИНА – А ты чего ревёшь? Клиент обидел? Кто?… Ну, не реви, рассказывай.
ОНА – Да нет, Галка, всё нормально… Только не смогу я - как другие. Не получается.
ГАЛИНА – Не получается у неё… Эх, подружка…  Каждый в этой жизни делает то, что может, а не то, что хочет… Иначе: с голоду сдохнешь… Давай, я помогу. Есть у меня на примете один богатенький. И холостой. Может в невесты возьмёт… Ладно: пошли домой, там договорим.
ОНА – Ты иди. Я здесь ещё посижу, немного.
ГАЛИНА – Решила, всё же, добить желание?… Ладно: только не реви.  Слезам теперь никто не поверит. Особенно нашим. Народ  на жалость плевать хотел с большой колокольни…  Побежала я. Долго не сиди. «Московский» пройдёт – и домой. Поняла? (Девушка кивает). Удачи… (Уходит).
           Девушка сидит. Фон: голос диспетчера, стук колёс и т.д.
           На сцену входит Он.
ОН – Вы ещё здесь. Прекрасно.
ОНА – Ой… Вы решили вернуться? Значит, вы согласны? Не сомневайтесь: я честно отработаю эти деньги. Я очень буду стараться.
ОН – Ой…(вздыхает)… Кто о чём, а вшивый всё о бане… Паспорт у вас с собой?
ОНА – Да…  Не верите, что уже восемнадцать?
ОН – Господи… Билет заказан, а выкупить – паспорт нужен. Идёмте.
ОНА – Куда?
ОН – В кассы. Билет покупать.
ОНА – Я никуда не еду. Мне и здесь неплохо… Да кто вы такой?
ОН – Человек…  Слушайте внимательно…  У меня есть старый друг. Ещё со школы. Он – художник. Холостой. Я звонил сейчас ему… Короче: он согласен взять вас на работу.
ОНА – И всё?
ОН – О свадьбе разговора  не было. От вас зависит.
ОНА – А он хороший?
ОН – Не пожалеешь.
ОНА – Так сейчас уезжать? А вещи?… Хотя, какие у меня вещи… Всё с Галкиного плеча… Спасибо. Большое спасибо вам. А вагон какой?
ОН – Обыкновенный. Плацкарта… Всё, идёмте.
ОНА – А на купе поменять нельзя?… (он чуть удивлённо смотрит на неё, а она добавляет)…   Двухместное…
           Уходят. Слышен шум поезда…
                ЗАНАВЕС.


Рецензии