О сборнике стихов Сергея Глухова -Прикосновение-

Недавно попалась мне на глаза одна книга – сборник стихов вятского поэта Сергея Глухова "Прикосновение". Книга красивая, твердый переплёт фиолетового цвета, золотые буквы на обложке. Выпущена в 2010 году в Кирове, ОАО "Дом печати", 336 страниц, тираж для вятской поэзии довольно неплохой – 2000 экземпляров. Почитал. Почти всё хорошо с точки зрения поэзии. Но именно почти… Автор оказался, как бы выразиться помягче, последователем одного из многочисленных мировых религиозных течений – Русской Православной Церкви. И этот факт, увы, полностью перечёркивает все хорошие качества данного сборника.
Итак. В книге 235 стихотворений, из них лично мне понравились 8. Тут, конечно же, всё зависит от вкусов, другому человеку наверняка понравились бы другие стихи или другое их количество. Об этом чуть позже. Я обнаружил, что только примерно в 20 стихотворениях не упоминаются понятия, относящиеся к вышеупомянутой религии – в данном случае это Господь, Бог, крест, Христос, Творец, Спаситель и некоторые другие. Во всех остальных данные слова встречаются хотя бы однократно. Естественно, что это создаёт сугубо религиозную атмосферу, и с первых же строк (а иногда и сразу с названия), перечёркивает те положительные моменты, которые автор хотел донести до читателя. Ну, например, такое стихотворение (стр.15) – "Душа без Христа – что пустая обитель". А если человек не является последователем христианства? Неужели, например, такие нации как китайцы, индусы, аборигены Австралии, эскимосы – в общей сложности набирается примерно миллиарда три человек, – живут без души? Верится с трудом. У всех  упомянутых народов существуют свои направления в религии, со своими, зачастую очень древними понятиями наличия "души" в "обители".

Или вот:

На подушку слеза
Истекает в ночи…
Сердце криком кричит –
Как на пашне грачи…

Осознал я и понял
Суету своих дней,
Столь ничтожной была
Жизнь без Господа в ней…
(Стихотворение "Как без Веры я жил?", стр.20)

Если следовать логике, то получается, что жизнь без Господа, как он понимается в данной религии – без руководителя и хозяина, то есть господина, ничтожна? Это свободная-то жизнь??? Странное миропонимание.

Вот начало ещё одного стихотворения – "Мой мир меняется с тобой", стр.52:

Любите, радуйтесь, живите –
Так завещал нам всем Христос!

Нам всем завещал??? Обратимся к какой-нибудь священной книге данной религии, ну, например к одному из вариантов Евангелия: "Он же (Христос) сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Евангелие от Матфея, 15, 24-25). Увы, подавляющее большинство населения Земли не являются "погибшими овцами дома Израилева", автор, видимо, оказался не в курсе. И не кажется ли, что любить, радоваться и жить – естественные желания человека, и завещать это – всё равно, что завещать, например, дышать воздухом?


Подобных оборотов, навязанных, как становится ясно после прочтения некоторых стихов, упомянутой выше религией, довольно много. Чтобы все их детально описать и найти неточности или смысловые ошибки, потребуется, наверное, книжка примерно такого же объёма, как и сам сборник. Но есть и хороший признак – к концу книги частота и количество данных оборотов заметно уменьшается, видимо, в начале расположены более ранние произведения.
Теперь обращу внимание на ряд других особенностей. Автор употребляет большое количество знаков восклицания, тире и троеточий. С избытком, можно сказать, употребляет – практически в каждом четверостишии и не по одному разу. Если это желание выделиться – то желание странное, довольно заметно утомляющее прочтение. Также утомляет прочтение периодическое смещение влево-вправо примерно на 2 сантиметра каждого последующего четверостишия относительно предыдущего. Непонятно зачем и кем это сделано – то ли автором, то ли издателем, к экономии бумаги подобное смещение точно не приводит.
Отмечу, что встретил в книге на удивление мало слов-паразитов, сбоев ударения и рифмы. Они, конечно, имеются, но в целом текст сложен хорошо. Сказывается, вероятно, почти полувековой опыт работы автора в этом направлении.

Немного о замеченных "хороших" странностях.

"Где Родина? На Небесах!" - стр.18:

В Миры – где ранее родился
Где Родина? На Небесах!

Фрагмент стихотворения "Насколько умны, если мира хотите" – стр.185:

И новых людей из Божественной расы
Господь  из спасённых на помощь нам шлёт

Из "Дара Богов" – стр.152:

Недостатки - Дар Богов для дела

"Мне снова есть о чём сказать!" – стр.198:

Других, Себя – все в этом виде
Мы – будем Божие сыны
Не будьте, женщины в обиде
Ведь Боги – это чаще вы!

"В кого мы верим, то и представляем" – стр. 127:

Мы - Явь и Суть планеты!

По этим фрагментам можно установить, что автору, вероятно,  не чужды и синкретические взгляды, поскольку в данных стихах пересекаются христианские (Бог, Господь, ангелы) и ведические (Миры, Раса, Боги, Божие сыны, Явь) понятия.

И напоследок о понравившемся.

"Если б он не вернулся…" – стр.45
"Так для меня начинался мир…" – стр.83
"И многих из нас уже взяли…" - стр.103
"Я постараюсь!" – стр.169

Из "Я собою весь мир меняю!" (стр. 192) понравились четыре последних четверостишия:

Изменилась планета… Племя –
С ДНК изменённой – в нас!
Я собой изменяю время
Ежедневно. Теперь. Сейчас!

Я собою весь мир меняю!
Дворник – это не приговор!
Я себя поднимаю в стремя,
Выметая из жизни… сор!

Кто сегодня столь многих водит?
Человек? Что за глупый Вид!
Жизнь, возможно, того и стоит,
Чтоб в ней каждый ходил как гид!

Небеса у поэта – в сердце!
Их Душа – сквозь миры летит!
Лемурийцы – пришло вам время.
Дворник ждёт – он давно не спит.

Стихотворение довольно большое. На мой взгляд, можно было ограничится как раз этими четверостишиями, смысл бы не потерялся;

"Рождены, чтобы любить!" – стр.205
"Поздравление – тебе!" – стр.270
"Мудрый врач" – стр.296

Выводы.

Как было сказано в самом начале, неплохая работа, встречаются интересные моменты и особенности, связанные как с историей страны, так и с жизнью самого Сергея Глухова. Но… Количество тем, соответствующих религиозным воззрениям автора, не следовало делать слишком большим. Хватило бы, например, десятка. Иначе книга превращается в религиозную. Длинноваты названия стихов, и они тоже большей частью напоминают религиозные высказывания. Непонятно массовое употребление некоторых знаков препинания.
Думаю, что, несмотря на опыт, не стоит обвинять поэта в нелогичности некоторых его текстов, поскольку данные ошибки встречаются у многих. Происходят они под влиянием нелогичности религиозных течений, оказывающих сильное влияние на сознание и подсознание людей, ищущих Веру, а находящих безсмысленную и фанатичную религию.


Рецензии