Жизнь до революции

-Ну а как вы до революции жили, бабуль, расскажи..

-Хорошо жили. Прадед твой Кузьма ведь деревенский паренёк был, из Буторовки..Учился..и стал надзирателем в лечебнице для нервнобольных..и продолжал учиться, в воскресную школу ходил.

Не пил не курил. Роста был огромного, добрый, усы пшеничные..А умер рано в 40 лет от перитонита..аппендицит лопнул, а он терпел...
У нас была шестикомнатная квартира на втором этаже каменного дома на территории лечебницы.. там у нас был свой уютный маленький мирок, как коммунизм. По выходным, все семьи ходили на бугры.

-Какие бугры?

-Ну горки возле реки Казанки. Там купальни были. Дамские отдельно.

Пикники устраивали, на гитарах играли, на балалайках, пели...беседовали...букеты собирали..плавали на лодках на острова..

Мама не работала. Детей воспитывала. Нас детей шестеро было.

Каждый день давали бесплатные обеды. Суп, второе...а котлеты были огромные и очень вкусные, компот и булки пухавочки.
 Мама пироги пекла каждый выходной. По воскресениям в церковь ходили с утра. У нас в лечебнице своя церковь была. На праздники: рождество и пасха подарки давали. Пакеты огромные, а там вкустности разные.

А семьи врачей жили поодаль. Дамы носили роскошные платья. Они на экипажах ездили. А обшивала их моя сестра Мария. Она белошвейкой была. Умерла..от испанки..

-А что такое испанка, баб?

-Да грипп это!!!

-Ой, как жалко Марию..

-Она очень добрая была..красивая...глаза карие и коса темная до пояса..Тоненькая такая...А шила как!!! К каждому празднику нам: мне, Верке и Пане платье!!! Тогда в моде были платья: лиф с напуском, пышная юбочка и бант ниже талии. Вот она нам сделала платья..розовое с бардовым бантом...голубое с синим..и жёлтое с золотым..

А потом мне сказали, что Мария в морге..я пошла туда..мне лет 10 было...

-А ты боялась?

-Нет, не боялась..шла...смотрела..и вдруг увидела ручку изящную и колечко с сапфиром..Это была она ...Мария...

Я домой побежала и плакала..

А потом муж Марии приехал, весёлый такой, он комивойяжёром был.. Красивый, на Есенина похож..в темно-сером в меленькую белую полоску костюме и в шляпе..

-А где Маша?, - спросил он радостно.

-Мария приказала долго жить.-ответила мама чеканя каждое слово..

Он сел на крыльцо, закрыл лицо руками и так и просидел до самого вечера....Мама запретила нам трогать его. Потом он забрал несколько вещей Маши и уехал..больше мы его не видели..

P.S. Фото Марии у меня не сохранилось. Оно теперь аж в Нью-Йорке. Жалею, что копию не сделала..Иногда я смотрю на фото её супруга и представляю эту сцену: он сидит на крыльце, закрыв лицо руками...


Рецензии