Шаг навстречу

         Незаметно пролетело время,  и ваш ребенок вошел в юношеский  возраст. Перед ним вот-вот откроется дверь во  взрослую  жизнь и, как вам кажется,  он должен  приложить максимум  усилий для  того, чтобы  хорошо окончить школу  и поступить в ВУЗ или престижный  колледж. Вы  начинаете  подбирать для  своего чада  приличное  образовательное  учреждение, записываете его на курсы (и вроде бы он  не сопротивляется) как вдруг… Прогулы уроков в школе, снижение  успеваемости странное «замалчивание» о своих школьных  успехах, дневник, постоянно  находящийся на проверке  у классного  руководителя, раздражительность, негативизм. И что тут начинается…Бесконечные увещевания, уговоры, просьбы и угрозы, беседы с учителями, слезы…
Проблема, с которой все чаще и чаще стали обращаться  родители подростков к психологу -  отсутствие  каких-либо интересов и увлечений у детей. Родители  и  педагоги от  консультации  специалиста ждут моментального решения проблемы, «взмаха  волшебной  палочки», и, по их мнению, ребенок   начнет учиться,  увлекаться  фигурным  катанием или теннисом, станет послушным  и  уравновешенным.               
К  сожалению, эти  ожидания далеки от реальности.
           Отсутствие  интересов  у школьников  12 – 15 лет  отнюдь не бессмысленно. Это  необходимая фаза в развитии личности, которая является  «расчищающим»  этапом  для последующего формирования  новых  интересов.
            В основном  современные  подростки  не  ориентированы на  будущее, не  строят планы, а, напротив,  склонны  к идеализации  «безответственного»  детского  прошлого  или  того  образа жизни, который  они ведут  в  летние  месяцы  на  даче, в  деревне. Почти всегда  для  интересов  ребят  характерна  ориентированность  на  мнение  значимых  сверстников. Подростки  увлекаются  тем, что придает им  вес  в  глазах  других  и  модно в их социальной  среде. И  конечно, все  требования, и призывы взрослых «быть серьезнее, подумать о будущем»  принимаются в  штыки или просто игнорируются, что вызывает в свою  очередь негодование со стороны  родителей и педагогов.
Как  быть в данной  ситуации? Может быть, вспомнить себя в том же возрасте, вспомнить свои ощущения  и переживания, поставить себя на место  своего ребенка или ученика  и  попытаться решить проблему,  посмотрев на нее с позиции  14 летнего  человека? Возможно, сами дети  смогут подсказать нам что делать?
               
Май 2006

               


Рецензии