Смородина

-Аленка, Аленка, ты выйдешь?
Выходи быстрее!
-Выйдет, вот поест и выйдет.
Босые пятки моего закадычного друга запылили по улице.А бабушка вернулась в комнату и предупредила :"Пока не поешь - никуда не пойдешь!"
Да, хорошо ей говорить, набухала мне полную тарелку, когда я это все одолею?
Вожу ложкой по тарелке и слышу Колькин голос на улице.Слезы начинают застилать мне глаза, а затем каплями падают в тарелку. Дед не может спокойно на это смотреть:" Ну пусть уже идет, мать?" Бабушка удивительно быстро соглашается:"Пусть, но только до обеда ничего не получишь!" Слезы моментально высыхают, я выскакиваю из-за стола, на ходу говорю "спасибо" и бегу одеваться. Надо признаться, когда я ем - ложка -предательница, обязательно, перевернется на меня, а бабушка , чистюля и аккуратистка, на это смотреть не может, поэтому я ем в трусах и майке, а сверху мне повязывают полотенце.
 Одежда у меня красивая - бабушка сама шила и вышивала:блузочка из белого муслина с вышивкой и плетенными кисточками и сарафан ситцевый в "турецкий огурчик".Юбка в этом сарафане - замечательная - солнце-клеш, когда кружишься, получается идеальный круг.
Так вот, быстро все это напяливаю на себя, всовываю ноги в застегнутые сандалии, вприпрыжку выбегаю на улицу,где ждет меня верный Колька. И тут он меня ошарашил новостью, что нашего врага и обидчика , Сережку Сотника, семилетнего драчуна и забияку, поймал на воровстве яблок колхозный сторож дед Мокей.Пока мы с Колькой обсуждали эту новость, показались двое. Впереди шел Сережка, а за ним с двустволкой дед Мокей.Ружье было направлено на несчастного пацана,который обреченно брел и плакал навзрыд.Обеими загорелыми ручками он прикрывал причинное место. И тут-то мы с Колькой поняли, что Серегу ведут без трусов, вот позор!!!Но вместо злорадства нас охватила такая жалость!Мы бежали за сторожем и просили его отдать Сережке хотя бы трусы. Но дед был непреклонен:"Ничаво, хай без исподнего шагает казак, шоб и детям своим передал как лазить в колхозный сад - народное добро воровать!" И потрясал перед нами сумкой с злосчастными яблоками. Станичники смотрели на это шествие строго без тени улыбки.
 Потом мы с Колькой узнали, что Сережку выпороли и запретили выходить на улицу целую неделю. Для нас неделя казалась вечностью! Тогда же, еще не зная о наказании, мы вернулись к своим играм. И вдруг я поняла, что хочу есть, очень -приочень, ну сил никаких нет, так хочу! Прибежав домой обнаружила, что ни хлеба,ни варенья, ни конфет, ни пряников я взять не смогу, бабушка все это предусмотрительно заперла в буфет под ключ. И тут началось... Я вспоминала, что бабушкин хлеб был удивительно вкусным, а если его намазать густым, переваренным до коричневы вишневым вареньем... Или вот конфеты: кофейные подушечки или круглые в сахаре -"Дуняшкина радость"... Или пряники - мятные, с белой глазурью, мягкие такие, вкусные...
Бабушка даже не взглянула на меня,сидела за швейной машинкой и что-то шила, а до голодного ребенка ей и дела нет! Эх, взрослые! Потом я вспомнила о своем друге, вот кто мне поможет - Колька!
Пусть этот ломоть хлеба будет не с вареньем, а с постным маслом и солью,да пусть даже без масла, уж больно есть хочется!Колька вынес нам два ломтя хлеба и только я взяла свой в руки как увидела на крыльце бабушку:"А ну-ка отдай Коле хлеб! Ты же не хотела есть утром, отдай, бессовестная. Ишь, позоришь меня перед людьми, скажут - не кормят ребенка!"
С большим нежеланием, но с хлебом пришлось расстаться. Но Колька меня успокоил:"Пойдем на поле калачики есть!" Калачики мне не помогли, как и обслюнявленные соломинки в муравейнике,как и листики сирени, в которые мы ловили пчел и просили:"Пчелка-пчелка, дай меду!" Есть хотелось до слез! И вот тогда Колька предложил залезть к бабе Нюре в огород за смородиной. Голод не тетка, полезли. Смородина была красная, белая и черная. Она казалась крупной и хотя была слегка кисловатой, нас эта мелочь не остановила. От черной смородины лица и язык были фиолетовыми и мы так увлеклись, что не заметили появления бабы Нюры. Чтобы не попасться, как Сережка, драпанули через забор. Колька удачно, а вот я... Кусок от моего сарафана остался на заборе. Прощай солнце-клеш -зависть всех девочек на улице! Как теперь идти домой, что говорить?
Но баба Нюра все решила без меня. Она пришла к бабушке с "вещественным доказательством" и отпираться было бесполезно. С тяжелыми мыслями и ревом я откликнулась на зов бабушки.
Дед только что приехал на обед и это еще усилило мой стыд и позор. Дедушку, который меня всегда защищал, я так подвела. Рев мой набрал самые высокие ноты, сбитая коленка саднила, от стыда я готова была умереть, но что делать - надо идти. Я напоминала лягушку,которая сама идет в пасть змеи.Когда я, наконец, добрела до крыльца, несчастней меня девочки не было на всем белом свете! Бабушка бесстрастно приложила лоскут к сарафану и начала набирать звук и темп:"Ну что, сколько ниточке не виться все равно совьется в кнут!Не стыдно тебе лазить в огород и воровать у старой бабушки?! Посмотри, на кого ты похожа:лицо грязное, косы растрепаны, сарафан порван, ноги сбиты -девочка! Что скажут твои родители, когда узнают?" И вот мой дедушка, мой добрый дедушка, взял кнут и т-а-ак меня перепоясал, что я еле на ногах устояла. Но их уроки я усвоила на всю жизнь
Нельзя брать чужое, даже малость, без спросу.

P.S. А на машинке бабушка , оказывается, шила мне новое штапельное платье -синее в белый горох, все в оборках с кружевным воротничком, новый предмет зависти маленьких модниц.
 


Рецензии
Да, раньше детей только так и воспитывали и они росли порядочными и послушными и никто не упрекал в таком наказании своих родителей.А сейчас:попробуйка ребёнка напори, по судам затаскают.На словах дети не понимают,что можно,а что нельзя.Образование наше нынче тоже хромает.Недавно одна из родительниц назвала систему Макаренко тюрьмой, даже не зная,кто это такой.Выходит,что мы раньше жили в тюрьме.Обидно,что дети не читают книг,а целыми днями сидят со смартфонами. Меньше стали гулять на улице с друзьями,предпочитая компьютеры.И учителей в школе с душой почти не осталось.Ваш рассказ очень поучительный,про то прекрасное время.

Марат Галимов 2   31.03.2021 17:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Марат!К сожалению, правда.Мы , наверно, последнее поколение, которые почитали старших и старались быть на них похожими. Современная вседозволенность скоро выдаст страшный результат: равнодушие и бездуховность.

Елена Лешова   08.04.2021 13:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.