Александр Умяров. Карикатурист от Бога
- Александр Николаевич, скажите, художником-карикатуристом легко стать? Для этого надо где-то учиться?
На художника-карикатуриста нигде не учат, только в "университетах" жизни. Некоторые художники, даже после Суриковского, Строгановского становятся "шрифтовиками". Судьбу не обманешь, и академической техникой рисования, даже виртуозной, совершенства не достичь, талант дается только свыше.
- А много ли в России карикатуристов?
Международного уровня мало: ведь талант не каждый год появляется на свет божий. Поэтому художников такого класса можно пересчитать по пальцам.
- А какие у вас взаимоотношения с другими художниками?
Многие карикатуристы, которых я знаю и знал, не выдержали психологических нагрузок и ушли в иллюстраторы. Там спокойнее. Остальные наши коллеги, не в обиду будет сказано, работают на обычном российском уровне, в свободное от основной работы время.
Слова или текст в "пузырях" рассчитаны на определенный, не очень взыскательный уровень людей, когда слабый рисунок спасают текстом.
Другое дело, если в рисунке присутствует нетривиальный или даже экстравагантный ход, а слова только усиливают тему. Однако это не значит, что одни художники плохие, а другие - хорошие. У одних - талант с ленцой. У других - тяга (без таланта) к гонорарам.
Ведь не секрет, что начинающие художники, увидев такие "текстовые" рисунки в газетах, воскликнут: "А чем я хуже! Со словами: и я могу!". И начинают обивать пороги редакций.
Самое удивительное, что такие "художники" ищут для своих "работ" самые солидные и престижные издания.
Не понимая, что нужны годы и годы большого изнурительного труда и, конечно, талант, чтобы достичь высокого мастерства в этом жанре. Хорошо еще, если на их пути в редакции окажется человек, понимающий толк в этом деле, хотя, ежедневно просматривая большое количество разных газет и журналов, видишь - таких людей в редакциях осталось очень мало.
А вообще, всех своих коллег - людей добрых и бескорыстных - люблю. Наши рисунки на международных выставках и в газетах встречаются чаще, чем мы сами встречаемся в жизни. А если и бывают такие встречи, то это действительно праздник общения людей, делающих одно большое общее дело.
- А тяжело искать темы для своих рисунков?
Темы? Да как сказать. Мой жизненный путь на ранней стадии был тернистым. Объездил всю страну. Где только не был: Владивосток, Хабаровск, Магаданская область, Охотск, Тикси, Андерма, Якутск, Пермь, Иркутск, Тобольск, Чита, Красноярск, Екатеринбург, Омск, Улан-Удэ, Архангельск, Мурманская область, Прибалтика, Украина, Кавказ.
Поэтому знаю проблемы этих регионов и живущих там людей. За время своих поездок по стране освоил больше десятка профессий, мне легче перечистить что не умею делать, и то на одной руке. Не побоюсь сказать, что жизнь сталкивала меня со многими знаменитостями, и в то же время, иногда, специально опускался сам на "дно" жизни, чтобы лучше познать ее.
Так что, с таким большим жизненным багажом в темах можно "захлебнуться". Вот реализация их - другой вопрос. Иной раз быстро выскочит, другой - от боли не знаешь, чем голову обмотать, какие примочки ставить. Всю энергию истратишь на некоторых "героев", и тогда из сатиры бросаюсь в юмор.
Вообще-то настоящий художник-карикатурист должен быть очень развит интеллектуально и разбираться во многих областях. Все эти знания, плюс жизненный опыт и умение предсказывать те или иные события в общественной и политической жизни страны, и формируют художника-карикатуриста как личность.
И еще: если он бичует человеческие недостатки и слабости, то сам должен быть кристально честным и очень требовательным к себе, как к художнику. Это очень важно! Нельзя издеваться над своим героем, кем бы он ни был - с родимой меткой или с оттопыренными ушами.
Всяк - человек, а люди в большинстве своем существа несовершенные. Поэтому художнику без добра, улыбки и любви к людям в карикатуре делать нечего. Читателей не обманешь, они должны доверять художнику и тому, что он хотел сказать своим рисунком.
Многое из моей жизни могло бы быть и сенсационным-встречи, знакомства с людьми известными и неизвестными, большими и маленькими. Особенно, конечно, о художниках-карикатуристах, жизнь которых вообще мало кому известна.
Никто ведь не задается вопросом о том, что их толкнуло именно в карикатуру? А ведь карикатура является одним из самых трудных жанров искусства.
Бывает, впрочем, и обратное. Не хочется об этом писать, но многие читатели поразились бы, узнав истинное лицо и подлинные натуры некоторых довольно известных "художников" - весельчаков и балагуров на публике и душевно убогих лицемеров в реальности.
Разоблачая такие натуры в нашей повседневной жизни, поневоле становишься их врагом, но, как говорится, правда дороже.
Среда художественного творчества сложна и неоднородна. Есть в ней всякое. Подумайте сами, почему культура сегодня находящейся в таком бездарном болоте? Да благодаря именно тем бездарям и пройдохам, которые нашли себе в ней не служение искусству, а элементарную кормушку - извините за резкость.
Российские карикатуристы всегда достойно представляли Россию за рубежом и внесли неоценимый вклад своим искусством в мировую культуру.
- Скажите, а в России официальными органами как-то были отмечены эти заслуги?
На самых престижных международных конкурсах российские карикатуристы уже в течение многих лет занимают лидирующие позиции. Во всем мире с большим уважением и любовью относятся к нашим художникам, о чем свидетельствуют многочисленные награды и дипломы. И это поднимает еще выше престиж России в глазах мирового сообщества. Но это все за рубежом.
А в самой России официальные органы как-то не замечают этих заслуг, если уже в течение нескольких десятков лет, ни один художник-карикатурист не был удостоен вниманием и почетом со стороны Министерства культуры, правительства. В СМИ их смелые и актуальные карикатуры блокируют цензурой. Я уж не говорю о званиях, наградах и премиях на государственном уровне.
Но несмотря на это, мы трудимся на российской ниве искусства выживания самозабвенно, лишенные какой-либо поддержки в повседневной творческой жизни. Парадокс.
Во многих странах во время церемонии награждения наших художников, ставших лауреатами, своим вниманием удостаивает премьер-министр, министры, известные деятели искусства, многочисленные гости и почитатели. И получается так, что за рубежом нас ценят и уделяют нам больше внимания, чем в родной стране.
Карикатура - вещь обоюдная, она зачастую опасна для автора больше, чем для персонажа. Может, поэтому наш жанр как бы стоит особняком от других направлений в искусстве, не зря же журнала "Крокодил" уже нет в нашей жизни, и от этого мы страдаем больше, чем другие художники от своей деятельности.
У карикатуры есть свое "обаяние". Она может притягивать и отталкивать. Это происходит потому, что сквозь саркастический рисунок "просвечивает" лицо автора. По штриху, манере можно сказать о духовном мире художника, добрый он или злой.
Какое оно у художника-карикатуриста Александра Николаевича Умярова, пусть судят поклонники его таланта.
Свидетельство о публикации №210092100488