Романтизм

Романтическое направление  родилось как реакция на засилье классического искусства, как неприятие норм и образцов, навязываемых его апологетами. Самый термин «романтизм»  означал  поворот от наследия древних культур Греции и Рима  к тем народным традициям западного Средневековья, которые раскрепощали вдохновение художников и помогали им приблизиться к природе. Ярче всего романтики заявили о себе в литературе. Литература Романтизма, без преувеличения, явление качественно новое по сравнению с литературой Классицизма. «В теснейшем и существеннейшем  своем значении, - писал известный русский критик Белинский, -  романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». Проблема личности становится для романтиков центральной, а познание мира для них – это, прежде всего, самопознание.  Реальность  в их творениях предстает как бы пропущенная сквозь призму индивидуального восприятия - это ярко выраженное авторское «я».

С другой стороны, в отличие от классицистов, романтики воспринимали действительность в движении, как процесс, исполненный трагического столкновения и противоборства титанических сил. Ведь окружающий  романтиков мир был, по сути, совсем неромантическим: это был мир торгашей, дельцов, филистеров, мир расчета, корыстного интереса, чистогана. Одной из типичных коллизий романтизма  становится коллизия одинокого человека в мире, где многое  ему чуждо и враждебно, где его не понимают и не признают его прав. Отсюда извечные романтические мотивы непонятой красоты, одиночества и обреченности,  отсюда горькое сознание того, что страсть души растрачивается напрасно, оставляя после себя лишь горький след. От торжествующего мещанства, от убогой серости романтический герой имел порой только одно убежище - «крепость своего сердца». Однако трагедия неудовлетворенности, поднятая  на высоту общечеловеческих нравственных идеалов, - это удел не каждого, не всех, но лишь душевно сильных, непокоренных, не впавших в рабство.

Эпоха Романтизма привела к расцвету лирического начала, столь несвойственного рационалистическому непоэтичному XVIII веку. Причем лирика у романтиков очень часто и естественно переходила в героику, так как  поиск и утверждение идеала носили у них резко выраженный бунтарский характер. В то же время для многих романтиков  характерен был уход от серой убогой действительности,  тяга к необычному, экзотическому. Фантастика, роковые страсти, неожиданные и зачастую сверхъестественные повороты судьбы – яркая отличительная черта романтических произведений. Новая эпоха вызвала к жизни новые жанры. В поэзии  одним из наиболее новаторских созданий Романтизма становится поэма. В театре на смену трагедии  Классицизма приходит историческая драма.  Интенсивно развивается роман, причем сразу в нескольких его разновидностях: психологический, фантастический, приключенческий, философско-символический, исторический. Последний особенно характерен для Романтизма. «Тоска по былому», конечно, бывала и раньше. Но над писателями Классицизма всегда тяготела некая обобщающая идея, и потому даже тогда, когда они переносили действие своих произведений в прошлое, они, по сути, изображали настоящее или некую отвлеченную действительность. Только романтики признали  право на своеобразие за всем, что когда-либо существовало со своим местным колоритом и своей атмосферой. В эпоху Романтизма пробуждается глубокий интерес к старине, к народной литературе, к тому, что прежде считалось «низким жанром» (сказкам, легендам, преданиям). Особенно заметно было увлечение германороманским эпосом, который до того «прозябал» в тени поклонения античности.

Бурный расцвет романтизма продолжался недолго – в общей сложности каких-нибудь три десятилетия. Но отблески романтического огня наблюдались гораздо дольше – вплоть до конца XIX века.  Помимо литературы, романтическое мироощущение заметно сказалось так же в музыке и живописи. Композиторы-романтики, подобно их единомышленникам-поэтам, стремились отобразить действительность  через чувства отдельного человека и, прежде всего, воплощали в музыке свои собственные переживания (в то время как их предшественники видели свою цель в отображении обобщенных, «коллективных» чувств). Музыкальному языку стали доступны  не только экспрессивно-приподнятые чувства, но и текущие  спокойно, размеренно, чувства скромные и даже робкие. Возникает  влечение  к национальному, появляется острый интерес к народной песне. Героем  романтических музыкальных произведений  нередко делается простой человек со своим миром переживаний. В мелодии (не только в вокальной, но и в инструментальной) возрастает  роль напевности. Музыка кажется красочнее, насыщеннее. Все это говорит о новой, более тонкой впечатлительности, о повышенной душевной  отзывчивости композиторов-романтиков. Их творения были вольной или невольной  антитезой «умеренности», рациональной упорядоченности и уравновешенности «солидного» филистерского мироощущения. Духовная музыка, игравшая прежде такую важную роль, романтиков занимала очень мало. Заметно падает значение оратории и кантаты, более редким явлением  становится симфонии и концерты. Но зато возрастает роль всякого рода музыкальных миниатюр, а одним из ведущих жанров делается песня. Для композиторов-романтиков  не так важно было воплощение какой-то монументальной темы, им казалось гораздо важнее уловить определенное настроение, сделать точную характеристическую зарисовку.

В живописи Романтизма одним из важнейших компонентов формы становится цвет. Огромную роль начинают играть светотеневые контрасты. Композиция строится уже не на основе симметрии, а на принципе динамического равновесия  цветовых масс.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281


Рецензии
Благодарю вас, Константин, за подборку интересного материала.
С теплом. Кира.

Кира Крузис   07.06.2011 16:09     Заявить о нарушении
Всегда рад быть Вам полезным, Кира!

Константин Рыжов   07.06.2011 20:54   Заявить о нарушении