Игра на гитаре для всей семьи 2

КУРС  ИГРЫ на ШЕСТИСТРУННОЙ  ГИТАРЕ для ЖЕНЩИН,  РОДИТЕЛЕЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНО  ОБУЧАЮЩИХ  СВОИХ  ДЕТЕЙ и для ВСЕЙ  СЕМЬИ  в ЦЕЛОМ.
               

                ЗАНЯТИЕ  2    ©

               
После сольного концерта к композитору, исполнявшему свои песни, подходит дама:
-  Вы так великолепно себе аккомпанировали на гитаре! Вы, наверное, знаете все ноты!
-  Только семь, мадам, но умею ими пользоваться.
                (Т.Уланова)               

Итак, вы прошли 1-ое ЗАНЯТИЕ и пребываете в одном из следующих состояний: передумали осваивать музыкальную грамоту и гитару  дальше; поняли, что ничего не поняли и не знаете, какое принять окончательное решение; не хотите ничего знать о нотах и стремитесь перейти сразу же к аккордной игре; или же, несмотря на непонимание, как ни в чём не бывало, готовы заниматься дальше. Всё верно, в большинстве случаев именно так и происходит. Поэтому, всё, что изложено дальше относится к тем, кто принял решение продолжать.

Начнём с повторения. Любая мелодия или песня записывается (записана) на 5-ти горизонтальных линейках. Слева на этих линейках неизменно изображается скрипичный КЛЮЧ (в основном скрипичный).
Здесь мог бы прозвучать вопрос: «Но ведь струн на гитаре 6, а не 5?» Ответ: посмотрите на коллаж  ЗАНЯТИЯ 1, на рисунок 1 (их 2 на коллаже). Это ДИАПАЗОН ГИТАРЫ. Ноты записываются в диапазоне, а не в счёте от 1 до 6.

В песнях и романсах в основном встречаются половинные, четвертные, восьмые и шестнадцатые ноты (см. на коллаже ЗАНЯТИЯ 1 рисунки: рис. 2, Ноты), поэтому в первую очередь запоминайте всё, что связано именно с ними (ведь вы собираетесь петь, а не только играть).

В предыдущем занятии (1-ом) были даны все ОТКРЫТЫЕ НОТЫ. Что такое открытая НОТА?.. Правильно, это звук, издаваемый  струной, не прижатой (пальцем левой руки) на ладу (грифе), т.е. ЗВУК, который вы извлекаете кончиком пальца правой руки, не дотрагиваясь при этом ни одним из пальцев левой до струны на грифе (на ладу).
     Вы запомнили все 6 открытых струн и на гитаре (ми, си, соль, ре, ля, ми), и на 5-ти линейках (нотном стане или нотоносце) – см. «Открытые струны» (ЗАНЯТИЕ 1). И опять Вопрос: «Открытые ноты» и «Открытые струны» – одно и то же? Ответ: когда вы смотрите на гитару – говорится «Открытые струны»; когда вы смотрите на нотный стан – «Открытые ноты»; вот и вся разница.

Даже того, что мы сейчас повторили достаточно, чтобы идти дальше. Не думайте об объёмах пройденного материала, просто помните: главное – не запоминать, а понимать, видеть, слышать и практически повторять.


ТЕПЕРЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. Посмотрите на коллаж, помещённый выше, на рисунок 1 (рис. 1). Это тоже ДИАПАЗОН ГИТАРЫ. А это значит, что изобразить ЕГО (ДИАПАЗОН) можно по-разному: можно – схематично, как на рисунке 1 (здесь), а можно – линейно, как на рисунке 1, ЗАНЯТИЯ 1 (предыдущее занятие).

Посмотрим на ДИАПАЗОН ГИТАРЫ внимательно. Сверху вниз (слева от самой схемы) проставлены струны (номера струн): от 1 до 6-ой. 1-ая струна (МИ), как вы уже знаете, самая тонкая (если взять в руки гитару для игры, она будет самой нижней из струн). 6-ая (тоже МИ), соответственно, - самая толстая (если взять в руки гитару для игры, она будет самой верхней). Дальше (вправо) идёт вертикальная линия, а за ней, от каждой струны – по НОТОНОСЦУ (по 5 горизонтальных линеек), со скрипичными КЛЮЧАМИ во главе. Возле каждого КЛЮЧА изображены целые НОТЫ (здесь, с таким же успехом, могли быть изображены и половинные, и четвертные). Смотрим подпись-указатель  внизу – Открытые струны. То есть, возле КЛЮЧЕЙ проставлены все шесть открытых нот (струн).

Усвоили. Идём дальше.
Вы уже попробовали извлекать отрытые ноты (звуки) – упражнение для большого пальца, упражнение для трёх пальцев и упражнение для всех пальцев (ЗАНЯТИЕ 1). В результате, или получилось всё, или что-то, или – ничего. Отлично в любом случае, поскольку всегда на всё есть свои причины. Пробуем ещё раз, но уже другое.

Посмотрите на нотное изображение песни «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ». Вряд ли, сходу получится её воспроизвести, особенно, если не знать мелодии. Значит, в любом случае, даже если упражнения удались на славу, ЗАНЯТИЕ 1 усвоено хорошо, знаний недостаточно для этого маленького произведения.

Вернёмся к ДИАПАЗОНУ ГИТАРЫ и попробуем ещё более простое что-то. А что, может быть проще гаммы? НИЧЕГО.

                5/3   4/0   4/2   4/3    3/0    3/2    2/0    2/1

Это одна из гамм ДО-мажор. Возьмём её. Написанные дробями цифры кажутся непонятными, но такая запись нот проста и компактна, хотя и является, в общем-то, обычной шпаргалкой.
Цифры слева от наклонной черты означают СТРУНУ (её порядковый номер), а справа – ЛАД на грифе (порядковый номер лада, струну на котором следует зажать пальцем левой руки).

Посмотрим на рисунок 3 коллажа (рис. 3). Это верхняя часть грифа, четыре первых ЛАДА. На классической гитаре их 19, на акустической – 20 или 21. Широкая белая поперечная полоска на рисунке – верхний порожек (выше него – голова грифа с колками), три следующие  поперечные белые полоски – ПОРОЖКИ  ЛАДОВ (1-го, 2-го и 3-го). Проще говоря, буква Л на рисунке – 1-ый ЛАД, А – 2-ой ЛАД, буква Д – 3-ий ЛАД, Ы – 4-ый.

Возьмите в руки гитару и посмотрите на гриф сбоку. Вы увидите белые жирные точки, их 4 (на дорогих гитарах и электрогитарах они находятся непосредственно под струнами грифа). Эти белые отметки проставлены для удобства, на 5-ом, 7-ом, 9-ом и 12-ом ЛАДАХ. Когда вы будете разучивать мелодии и композиции не раз поблагодарите того, кто додумался это сделать.

Теперь ещё раз посмотрим на ГАММУ. Если цифры слева от наклонной черты – это СТРУНЫ, а справа – ЛАДЫ, то, что мы увидим, что никак нельзя не заметить?... Правильно, в ГАММЕ три открытых струны: 4, 3 и 2-ая. Как их играть вы уже знаете. Остаются пять незнакомых нот: 5/3, 4/2, 4/3, 3/2  и 2/1. Как играть их?
Возьмём 5 струну на 3-ем ЛАДУ (5/3). Указательным пальцем левой руки зажимаете на 3-ем ЛАДУ грифа струну (ближе к порожку, 5-ую струну), одновременно правой рукой извлекаете звук из 5-ой струны (свободно цепляете её верхней фалангой указательного пальца). Звук ДО готов. Далее идёт 4-ая открытая струна (это звук РЕ), затем нота 4/2 (звук МИ) и т.д. В результате вы услышите всю ГАММУ: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
     Проигрывайте ЕЁ раз за разом, день за днём, до тех пор, пока она не будет звучать свободно, вперёд и назад, с любой ноты, в любом темпе. Задействуйте кого-то из родных или друзей, кто солидарен с вами. Чтобы ГАММА не наскучила, усложняйте её исполнение. Например, разучивайте и запоминайте ЕЁ в медленном темпе, не торопясь, зажимая струны на ЛАДАХ одним указательным пальцем (и струны поддевайте снизу-вверх одним указательным пальцем правой руки). Затем, когда ГАММА будет звучать уверенно, ускорьте темп (теперь он должен быть – Не спеша, Умеренно), струны на ЛАДАХ зажимайте уже не одним, а тремя пальцами (указательным – ДО, средним – РЕ, безымянным – МИ,  и т.д.). Третьей степенью сложности должны стать: темп – бегло, скоро; перестановка пальцев левой руки по ладам - легко и свободно.

Не думайте, что это чепуха, какая-то простятина. ГАММЫ развивают слух, помогают запоминать, где какая нота на нотном стане записана или должна быть записана, какой воспроизводится звук. Если у вас есть своя собственная песенка, и вы хотели бы записать её на ноты или аккорды, - это первый шаг на пути к этому.  К тому же, что очень важно, ГАММЫ помогают освоить игру в разных темпах, легко и бегло, а главное – дают первые определения индивидуальности.

ВНИМАНИЕ: Перед разучиванием ГАММЫ обязательно настройте гитару. Пользуясь тюнером, натягивайте струны осторожно, неторопясь. Каким струнам какие колки соответствуют и в какую сторону закручивать (на себя или от себя, вперёд или назад), можно посмотреть в «Музыкальный коллаж 1», левый коллаж, рис. 1, здесь же, на странице. Если рисунок непонятен, поясняю: натягивать струны следует от себя; если струны перетянуты – на себя. Поскольку вы не умеете пока их менять, будьте аккуратны и неторопливы.

    ИТАК, прошло какое-то время, вы освоили ГАММУ, и: увидели свои возможности, появились какие-то планы; или у вас претензии к собственным рукам, музыке вообще, ко всему свету белому; или вы поняли, что до сих пор ничего своими руками чудесного не делали; или, попросту стало ясно, что МУЗЫКА – это не изюм из пакета есть, а ТРУД и УПЁРТЫЙ. Если у вас первое состояние, из перечисленных, идём дальше.

Вернёмся к русской-народной песне: «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ». Кажется сложной и непонятной. А как бы вы хотели, начиная. Разбираем на составные. Песня записана на двух нотных рядах, понятно. Во главе каждого нотного ряда – скрипичный КЛЮЧ, понятно. Завиток скрипичного КЛЮЧА охватывает вторую линию (из 5) снизу. Вопрос: почему не больше, не меньше? Почему её? Ответ: потому что это скрипичный ключ СОЛЬ. Когда вы будете разбирать более сложные ноты песен и композиций, поймёте, как удобна эта нотная подсказка.

Далее обратим внимание на три вещи: ТАКТ, ТАКТОВУЮ ЧЕРТУ и РАЗМЕР МЕТРА (проставлен справа от КЛЮЧА в виде дроби), рис. 4.

Что такое ТАКТ? Почему ТАКТЫ отделяются друг от друга вертикальными линиями?

ТАКТ - музыкальный отрезок, заключённый между двумя сильными долями. Это значит, что между собой ТАКТЫ отделяются ТАКТОВЫМИ ЧЕРТАМИ в обязательном порядке – перед каждой новой сильной ударной долей мелодии.

Здесь мы сразу перейдём к РАЗМЕРУ. Смотрим на РАЗМЕР (метра) песни «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» - 2/4. Что эти две цифры обозначают, о чём говорят?

      1. Верхняя цифра означает количество долей в каждом ТАКТЕ (здесь РАЗМЕР двухдольный), нижняя – длительность этих долей (4 – четвертная).
      2. ТАКТ простой. Ударной долей в ТАКТЕ является каждая первая доля из двух четвёртых. 

Теперь определимся с НОТАМИ песни. Если вы посмотрите на нотную запись, то заметите возле всех нот первого ноторяда цифры (слева): 0, 1 и 3. Это обозначения открытых струн и номера ЛАДОВ на грифе. Такие цифровые пометки делаются для удобства и скорости разучивания (0 – открытая струна, 1 и 3 – порядковые номера ладов на грифе).

Рассмотрим более подробно ДИАПАЗОН ГИТАРЫ (рис. 1). Мы остановились на ОТКРЫТЫХ НОТАХ. За ними на схеме (смотрим вправо) – две тонкие вертикальные линии, а далее вся оставшаяся часть схемы поделена продольными линиями на 9 частей (обратите внимания на цифры под схемой от 1 до 9). Почему поделена, почему на 9 частей? Поделена потому, что каждый участок сверху донизу означает (смотрим на указатель под схемой) – ЛАД ( на грифе). Соответственно, на схеме дано 9 ЛАДОВ. Именно столько потому, что для разучивания мелодий песен и романсов  9-ти ЛАДОВ достаточно.

Возвращаемся к нотной записи песни. Определяем ноты.

1. Возьмите чистый нотный лист (можно аккуратно прочертить 5 линеек самостоятельно), положите перед собой. На первых верхних пяти линейках слева изобразите скрипичный ключ так, как он изображён в коллаже. Затем, с небольшими интервалами, изобразите на линейках все открытые ноты (струны), можно со схемы ДИАПАЗОНА ГИТАРЫ (но не вертикально).

2. Далее, на двух следующих нотных рядах (расположенных ниже) изобразите нотную запись песни точно так, как в коллаже.


3. Затем, с помощью зарисованных вами открытых нот, путём сравнения, найдите в своей нотной зарисовке песни ВСЕ открытые ноты и отметьте их так, как они помечены в нотах песни в коллаже (значком 0).

4. Теперь обратите внимание на рисунок 2 в коллаже (рис. 2) – ПОВЫШЕНИЕ И ПОНИЖЕНИЕ ЗВУКА. Прописной буквой  а  на нотоносце помечена нотка (которую вы не можете не узнать, правильно, 3/0 – третья открытая).  Опираясь на неё, определимся со всеми нотами (звуками) выше и ниже по звучанию. Буквой  б  помечена нота, которую вы опять не можете не узнать (2/0) – вторая открытая. Смотрим, что написано по стрелке справа от неё? Повышение звука. Что написано по стрелке, слева от ноты, обозначенной буквой  в? Понижение звука. Что из всего этого следует? Правильно, нота б выше по звучанию ноты  а, а нота  в – ниже.

5. Возвращаемся к нотной записи песни. Смотрим на первые две ноты (сдвоенные восьмые) в первом такте. Какая цифра проставлена возле первой из них?  1. Поднимаем глаза на ДИАПАЗОН ГИТАРЫ (рис. 1). Эти нотки на нотоносце (в нотной записи песни) записаны выше 1-ой открытой ноты, где они на ДИАПАЗОНЕ ГИТАРЫ (без штилей)? Ищите путём сравнения, где такое же изображение ноты?
Проще говоря, идём следующим путём – запомнили изображение ноты (изображение не самой ноты, а где на 5-ти линейках она расположена), подняли глаза на ДИАПАЗОН ГИТАРЫ, нашли порядковый номер струны (в данном случае – 1), смотрим правее (на нотоносец схемы), и, путём сравнения, ищем данное изображение ноты на схеме. Здесь, это 1/1, т.е. 1-ая струна на 1-ом ладу. Таким же путём справляемся и со всеми оставшимися нотами.

   В результате у вас получится следующая запись:

     1/1 1/1 1/0 1/0   2/3 2/3 2/3 1/0   1/1 1/1 1/0 1/0   2/3 2/3

     2/1 2/1 2/0 2/0   3/2 3/2 3/2 2/0   2/1 2/1 2/0 2/0   3/2 3/2

Цифры справа от черты – порядковый номер струны, слева – лада. Широкие промежутки между записями цифр – тактовые черты.
Таким образом, мелодия песни начинается (проигрывается) следующим образом: на первом ладу (пальцем левой руки) зажимаете 1-ую струну и, одновременно, средним пальцем правой руки (m) цепляете (снизу-вверх) 1-ую струну. Затем, без паузы, не отпуская зажим на ладу, указательным пальцем правой руки (i, смотрите на рис. 6) цепляете 1-ую струну ещё раз. Это и будет 1/1 1/1. И так далее по цифровой или (лучше) нотной записи песни. В результате вы услышите знакомую мелодию русской народной песни.
Когда мелодия будет проигрываться вами уже без запинки, начинайте разучивать текст (обязательно, под мелодию). Пока учитесь, подстраивайте не пение под мелодию, а проигрывание мелодии под правильное исполнение песни.


                ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ

   Во саду ли, в огороде                Если любишь, так и купишь
   Девица гуляла.                Золото колечко,
   Невеличка, круглоличка,               Золото твоё колечко
   Румяное личко.                Я прижму к сердечку.

   За ней ходит, за ней бродит           Не шелохнется молодчик,
   Удалой молодчик.                Стоит у пенёчка.
   Он и звал красну девицу               Красну девицу целует,
   В сыр бор по груздочки.               К сердцу прижимает.

   - Я пойду, пойду с тобою,             - Поживём, моя милая,
   Ножки приустанут.                В любви хорошенько,
   Заложи, милой, карету,                Нам покажется годочек
   Я сяду-поеду.                За один денёчек.
   

ВНИМАНИЕ. Перед каждым освоением новой песни (мелодии) настройка гитары ОБЯЗАТЕЛЬНА!
И усвойте следующее, чтобы себя напрасно не расcтраивать:

1.  самая распространённая трудность для начинающих, при разучивании любой  мелодии, - быстрая и лёгкая перестановка пальцев левой руки по ладам и, вместе с этим, положение большого пальца с обратной стороны шейки грифа гитары. Запомните: при игре должны быть задействованы два, три (или четыре) пальца левой руки, а не один. Положение большого пальца также важно, т.к. он противодействует силе нажима остальных четырёх пальцев, прижимающих струны на ладах. Правильное и неправильное положения большого пальца (левой руки) при игре вы можете посмотреть в «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛАЖ 2», здесь же, на странице;

2.  фаланги (ногтевые) пальцев левой руки должны быть перпендикулярны струнам, а не лежать на них;

3.  не нужно сжимать гриф в ладони (гитара не упадёт), не напрягайте кисть руки;

4.  и не увлекайтесь тем, как вы выглядите, разучивая мелодию или исполняя её, увлекайтесь самим процессом и его хорошим результатом.


         Итак, прошло ещё какое-то время; вы разучили первую настоящую мелодию и песню (в одном лице) и стремитесь двигаться дальше. Настраивайте гитару, и начинаем.

Перед вами (смотрите коллаж) новая песня (мелодия) – «ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН». Разбираем её.

1. Зарисуйте на нотном листе нотное изображение мелодии песни.

2. Смотрим на него (изображение). Пять нотных линеек – понятно, скрипичный ключ – понятно. Размер 4/4. Что это значит? Верхняя цифра, вы помните, означает количество долей в каждом ТАКТЕ мелодии, нижняя – длительность  каждой доли в ТАКТЕ. Следовательно, здесь ТАКТ мелодии сложный, состоящий из нескольких ударений, первое из которых – главное, самое сильное на первой доле ТАКТА.

3. Что нового в этой мелодии (песне), незнакомого? Первый же знак, который следует за РАЗМЕРОМ МЕТРА. Посмотрите на рисунок 5 (рис. 5). Здесь изображены (1,2,3,4,5) знаки ПАУЗ. Что такое ПАУЗА?  ПАУЗА  –  время незвучания одного или нескольких звуков. Длительность ПАУЗ такая же, как и у нот. Под номером 1 – ПАУЗА целой ноты, под номером 2 – половинной, под номером 3 – четвертной, под номером 4 – восьмой, под номером 5 - шестнадцатой. Паузой, какой длительности начинается этот романс («Вечерний звон»)? Правильно, восьмой (произнесите букву И – это примерная длительность шестнадцатой ноты).

4. Далее. Мелодия состоит из повторяющихся пяти ТАКТОВ, в трёх из которых – объединённые нотки (овальной чертой – ЛИГОЙ). Что она означает? Она означает, что первая из двух нот продлевается на (смотрим на изображение мелодии на коллаже) одну восьмую длительности, помимо собственной. Проще говоря, вы проигрываете не две отдельные ноты: половинную и восьмую (одним, затем другим пальцами правой руки), а продлеваете первую (одну) ноту (половинную здесь) ещё на длительность второй (восьмой).

5. Над СКРИПИЧНЫМ КЛЮЧОМ, как правило, записывается (словами) ТЕМП (скорость) проигрывания всей мелодии.                Здесь мы видим – МЕДЛЕННО. Это значит, что звучать романс в вашем исполнении должен НЕТОРОПЛИВО, ДУШЕВНО, ПРОНИКНОВЕННО.

В результате у вас получится следующая запись:

3/0 3/2 3/0    4/2* 3/0 2/5 2/1    2/3* 3/0 3/2 3/0    2/5* 3/0 3/2 3/4    2/1
Здесь звёздочка обозначает ЛИГУ.


                ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН

                Вечерний звон, вечерний звон!
                Как много дум наводит он.

                О юных днях в краю родном,
                Где я любил, где отчий дом.

                И как я, с ним навек постясь,
                Там слушал звон в последний раз!

                И многих нет теперь в живых,
                Тогда весёлых, молодых!..

                Вечерний звон, вечерний звон!
                Как много дум наводит он!


ВНИМАНИЕ. Не забывайте при игре о длительностях нот; половинная и восьмая звучат не одинаково по длительности (в половинной, как вы знаете, четыре восьмых ноты).
Не забывайте и о том, что играть следует не одним пальцем.


ВОПРОСЫ

Вопрос 1:  Друзья, помогая, приносят ноты. Как узнать, целиком записана мелодия на нотных записях или частично? 

Ответ:     Если друзья придерживаются общепринятых правил в мире музыки, тогда следует лишь обратить внимание на то, чем заканчивается последний такт. Если в самом его конце проставлена жирная вертикальная черта, а перед ней тонкая – это означает, что мелодия записана полностью, если же лишь тонкая черта – частично.


Вопрос 2:   Все ноты песен записаны в несколько нотных рядов. Последний такт любого ряда полный или его часть переносится на следующий ряд (ниже)? 

Ответ:    Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно всего лишь посмотреть на размер метра, проставленный вначале нотной записи (справа от скрипичного ключа), с чего вы и должны всегда начинать.


Вопрос 3:   Почему в нотных записях иных песен и романсов одни нотки записаны штилями вверх, а другие – вниз?

Ответ:   Такие изображения нот (и вниз и вверх штилями в одной записи) могут быть по разным причинам. В одном случае, штилями вниз записываются басовые ноты (например, 6-е и 5-е, под пятью линейками). В другом, - во избежание путаницы. К примеру, нотка 2/0 (вторая открытая) и нотка 3/4 (третья на четвёртом ладу) записываются на одной и той же линейке, чтобы их не спутать штиль нотки 3/4  будет смотреть вниз.


Вопрос 4:   На рисунке 3 по одной вертикальной стрелке написано: понижение ноты на полутон, а по другой – повышение. Что это значит для звука?

Ответ:  Об этом рассказ пойдёт в ЗАНЯТИИ 3. Самый понятный и простой ответ сейчас – зажатая струна на 5-ом ЛАДУ будет звучать выше, чем та же струна, зажатая на 3-ем ЛАДУ, на 7-ом – выше, нежели зажатая на 5-ом и т.д.

Вопрос 5:  Где на ЛАДУ (любом) на грифе нужно зажимать струну при разучивании и игре на гитаре: всё равно, где или нет?

Ответ:  У порожков.



                ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

1. Разучите обе мелодии. Попробуйте исполнять песней и романсом.

2. Не игнорируйте схему ДИАПАЗОНА ГИТАРЫ, работайте с ней. Перенесите на бумагу коллаж, лучше на картон, так будет удобнее пользоваться. На бумагу можно перенести и коллажи «Музыкальный коллаж 1»  и  «Музыкальный коллаж 2» (см. на странице).

3. Попробуйте найти простую, маленькую и доступную песенку. Разучите её, она – ваша первая самостоятельно разученная и исполняемая песня. Ищите хорошо знакомую вам мелодию, а не неизвестную, с которой напрасно просидите.


                УСПЕХОВ В УЧЁБЕ!

Те же, кто предпочитает исключительно аккордную игру, может заглянуть в "Игра на гитаре для всей семьи 5", Музыкальный коллаж 3. Милые сердцу, и Гостиница "Розалина", глава 2.


Текст учебного материала является авторским. При использовании ссылки на автора и авторскую страницу обязательны.
                Т. Уланова  (лето 2012г, обучение)


Рецензии