Субъективные записки об объективных событиях

                Памяти Зигмаса Жилайтиса посвящается.




                Пролог

          Нельзя сказать, что события, о которых я собираюсь рассказать, случились для меня неожиданно, как и неверно то, что я долго готовился к ним. Как это часто бывает, стечение тех или иных обстоятельств определяет наши планы и поступки в дальнейшем.

          К тому моменту, когда мной принималось решение об участии в очередном этапе кругосветного плавания яхты «Камчатка», последняя находилась на зимней стоянке в порту Севастополь, что, собственно говоря, и стало определяющим для меня фактором.
  Первоначально Севастополь мало вписывался в маршрут кругосветки… Но обо всем по порядку.
          Кругосветное плавание, я полагаю, является мечтой любого человека, более менее освоившего управление парусной яхтой и получающего от этого удовольствие. Что уж говорить о яхтенных капитанах или просто яхтсменах со стажем, у которых за кормой не один десяток тысяч морских миль.
          Мечтал об этом и яхтенный капитан Зигмас Жилайтис. И надо сказать вполне не беспочвенно: более сотни тысяч миль под парусом за плечами, а главное яхта, пригодная для такого путешествия, в его распоряжении имелась. Тип «Цетус», название «Камчатка», построенная и спущенная на воду в Польше в мае 1990 года по заказу Камчатского отделения Российского Фонда Мира, на Камчатку яхта пришла в 1991 году, совершив плавание южным маршрутом, посетив  порты 13 стран мира. В том же году командование ею принял недавно ушедший в запас капитан 3 ранга Жилайтис.
           А через некоторое время подобающий повод для кругосветки представился – предстоящее празднование в 2003 году 200-летия начала первой русской кругосветной экспедиции под руководством  И.Крузенштерна и Ю.Лисянского. Достойный повод в таком деле очень важен, в первую очередь для привлечения спонсорских средств. Сами понимаете, имея среднестатистическую российскую зарплату, а тем более пенсию, пусть даже военную, трудно скопить деньги на кругосветный вояж.
           И началась подготовка…  Не буду касаться подробностей этого периода. Несмотря на то, что являлся членом оргкомитета и одним из запасных членов экипажа, я не мог по ряду причин серьезно рассчитывать на участие в походе. И все-таки, если бы плавание началось, как планировалось, в августе 1999 года, я вполне мог бы оказаться в числе его участников. К этому моменту на своей прежней работе я оказался не у дел, имея при этом возможность, оставить на некоторое время семью, без особых опасений за ее финансовое состояние. Однако, Зигмас посчитал, что яхта недостаточно подготовлена к столь серьезному плаванию, и выход был отложен на год.

                Начало

             Когда все таки 17 июня 2000 года, столь долго ожидаемое событие свершилось, и «Камчатка», отдав швартовы, отвалила от причала одной из бухточек Авачинской губы, именуемой  Богородское озеро, я продолжал оставаться без работы, но уже не мог очертя голову, пустится в авантюру дальних странствий, так как на моем горизонте явственно замаячил не сладконегий тропический остров, а вопрос о хлебе насущном.
             Мечта, воплощенная во вполне реальные формы белокрылой яхты, медленно уходила от меня в сторону Трех Братьев. От этого на душе было тоскливо и муторно.
              В то время, когда яхту полоскала океанская волна, меня захлестнула земная череда событий.
              Я снова обрел работу, но «Камчатка» с ее экипажем постоянно продолжала оставаться в поле моего зрения. Как член оргкомитета, я выполнял те или иные просьбы Зигмаса, которые не часто, но все же возникали.
              В январе 2001 года на яхте осталось 2 члена экипажа из четырех камчатцев, начавших кругосветку. Первым борт лодки в Корее покинул боцман и механик Женя Тюлин, а, дойдя до Вьетнама, отправился домой старпом Олег Иванов.
               В Японии к нашим путешественникам добавился пятый член экипажа, швейцарский фотохудожник Жан-Франсуа Герри, но и он воспользовался возможностью остаться во Вьетнаме, так как давно мечтал поближе познакомиться с этой страной.
               Отныне, все тяготы и лишения, неизменно возникающие в дальних парусных вояжах, легли на плечи двух отставных военморов, капитана Жилайтиса и боцмана Бориса Борисовича Колосова.
                История первой Российской кругосветки тесно связана с Санкт-Петербургом и вполне понятно желание Зигмаса посетить в походе этот город. Как один из вариантов, возникший уже в ходе плавания, рассматривалась возможность перехода на Балтику из Черного моря внутренним водным путем, хотя это и было связано со значительными финансовыми затратами. Поэтому, когда в июле 2001 года «Камчатка» пройдя Суэцким каналом, вышла в Средиземное море, Жилайтис принял решение идти в Черное. К этому времени уже  остро встал вопрос о текущем ремонте, и, не имея достаточных денежных средств, нужно было рассчитывать на иные возможные ресурсы. При выборе конкретного места большую роль сыграло то, что в Севастополе проживает наш общий давний товарищ, с которым мы в 1991 году совершили  плавание через Тихий Океан, яхтенный капитан Олег Ветров. Он реально мог помочь Зигмасу с ремонтом, что не маловажно, так как уже было ясно, что на Колосова в этом деле надежды нет – Борисыч  должен возвращаться домой и не сможет продолжить путешествие.
                15 августа 2001 года «Камчатка» бросила якорь в 57 яхт-клубе Российского Черноморского Флота, оставив за кормой более 14 тысяч миль. Ее там уже ждали.
                В адрес командующего флотом адмирала Камоедова заранее было отправлено письмо за подписью члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председателя Камчатского областного Совета Народных депутатов Л.Н.Бойцова, с просьбой оказать содействие нашим яхтсменам. Что и было сделано.
                Борис Борисыч, дождавшись денежного перевода, уехал домой, а Зигмас, подняв яхту на берег, определил перечень необходимых работ и приступил к ремонту.
                После Нового Года Жилайтис прилетел на Камчатку повидаться с семьей, которую не видел уже более полутора лет.
                За время его пребывания на полуострове местное телевидение из съемок Зигмаса и других членов экипажа смонтировало и показало фильм о первом этапе кругосветки. Практически все газеты опубликовали интервью с ним.
                Быстро летит время на берегу и как ни тяжело расставаться с родными, Зигмас стремиться быстрей вернуться на яхту, чтобы подключиться к ремонту. В его отсутствие, руководство работами легло на Олега Ветрова.
                Но, с экипажем для дальнейшего продолжения плавания, полная неопределенность, как впрочем, и с маршрутом. Еще теплится надежда на помощь неких спонсоров для похода внутренними водными путями. По крайней мере, мачта уже укорочена на 3 метра для возможности прохода под речными мостами.
                Во время одного из разговоров с Зигмасом, я вдруг понял, что кроме финансов, меня ничто не сдерживает от участия в экспедиции на ближайшем этапе. Отпуск заработан, с учетом северных льгот совсем не маленький. Если идти реками, успею до Санкт-Петербурга добраться, если через Гибралтар, то всегда где-нибудь сойти можно, главное об обратном билете позаботиться. Зерно сомнения упало на благодатную почву и совсем скоро из него проклюнулось Стремление.
                Зигмас вернулся в Севастополь, а все мои мысли, планы и действия были сосредоточены на предстоящем  плавании и главное на поиске возможных спонсоров. Бюджет Жилайтиса к этому времени был практически на нуле. Календарь отсчитывал последние дни марта.
                К середине апреля окончательно стало ясно, что похода внутренним водным путем не будет, и посещение Санкт-Петербурга исключается из дальнейших планов. Зигмас принял решение из Севастополя держать путь прямиком на Панамский канал. С изменением маршрута отсеялись и потенциальные участники. Я, прикидывая пункты возможного возвращения домой, остановился на Канарах.
                А между тем, вопрос о деньгах становился все более актуальным. Мои хождения по возможным жертвователям успеха не приносили. Но финансы и предстоящее плавание пока еще сосуществовали в моем сознании параллельно, независимо друг от друга. И в один из дней до меня дошло, что судьба, может быть, дает мне единственную возможность пересечь Атлантику. Ни о чем другом думать я уже не мог. На пересечение океана отпуска явно не хватало. Я пошел к начальству. Меня поняли, разрешили взять за свой счет. Ура!!! Откуда же возвращаться домой? Как оказалось, альтернативы «Аэрофлоту» для российских граждан нет. В смысле цены на авиабилеты. Так на горизонте замаячила Куба, в другие места в том районе отечественные лайнеры не летают.
                Но деньги… Моих отпускных, дай Бог, на обратный билет бы хватило. А ведь надо еще рассчитываться за производимый ремонт. После укорачивания мачты пришлось перешивать весь парусный гардероб, и это, не считая других работ.  В одну из бессонных ночей меня посетила шальная мысль. Я растолкал жену:
- Слушай, наш губернатор – коммунист, член ЦК КПРФ, может, мы от него Фиделю Кастро привет передадим? Внесем изюминку в плавание.
- Совсем сдурел – ответила супруга и повернулась на другой бок.
Утром я уже был у одного из вице-губернаторов и изложил ему свою идею. Александр Николаевич Михайлов, отвечающий в администрации за связи с общественностью, ее не отверг, и в тот же день доложил губернатору, который тоже, в свою очередь, ничего не имел против. Я поспешил в редакцию одной из камчатских газет. Редактор пришел в восторг:
- Хорошо придумал, думаю, что под эту идею тысячи две долларов помогу найти.

          Я сообщил о своих задумках Зигмасу. Он ответил, что согласен везти приветствие Фиделю, только в том случае, если будет продумана процедура его вручения через наше посольство на Кубе. Но это уже дело техники. В управлении внешне-экономических связей и туризма администрации области подготовили письмо на имя российского посла в Гаване  с просьбой оказать содействие камчатским яхтсменам и в тот же день отправили по E-mail.
          Газета «Камчатское время» еще раз рассказала о продолжающемся плавании яхты «Камчатка», опубликовала текст послания и номер счета, на который можно перечислять спонсорские средства. Новость перепечатали или озвучили  все средства массовой информации полуострова. Забегая вперед, скажу, что спонсорские деньги, хотя и с большой задержкой, мы получили, только PR- акция с посланием здесь была не причем. Успех принесли другие действия. А если бы губернатор знал, что через полтора года,  политические оппоненты спекулируя,  попытаются обвинить его в том, что он снаряжает за счет бюджета парусный круиз на Кубу для передачи привета своему идеологическому соратнику в то время, когда область задыхается без финансовых средств,  то Михаил Борисович  очень хорошо бы подумал, прежде чем согласиться поставить подпись под посланием.


Рецензии