Письма о современной России-11
Однако государство можно рассматривать не только как организм политический, но и как организм экономический, в котором существенную роль играют экономические субъекты, производящие, торгующие, кормящие. Выборная политическая власть определяет политическую линию, экономические субъекты создают материальные блага. Те и другие действуют в соответствии с законодательством современного цивилизованного общества. Здесь культивируются любовь к Родине, справедливость и нравственная добропорядочность, свобода, экономическое преуспевание.
В России государство всегда пыталось захватить тело и душу народа. Защищать территорию от океана до океана, управлять стоязычным народом всегда было непросто. Нужны были преданные чиновники. Цари и секретари с затратами не считались. И реформы проводились сверху, навязывались (Иван Грозный, Петр Первый, Александр Второй), потому что придавленный народ, кроме как бунтовать, ни к чему не был способен (Болотников, Разин, Пугачев). Закрепощенный властью, он и работал без инициативы, без энтузиазма.
Передо мной статья В.П. Мирошникова. Дается анализ понятия «труд». Труд – это затрата усилий, которая дает полезный для общества продукт. Трудоподобная деятельность – это тоже затрата усилий, но она не дает полезного для общества продукта. (Полезность определяется тем, в какой мере продукт пользуется спросом на рынке.) Анализ классов. В нем роль бюрократии, на мой взгляд, определена правильно: бюрократия в основном занята трудоподобной деятельностью. При Советах это были контролеры и погонялы. Я помню, как к нам в школу приезжали и приходили педагогические ничтожества из областного центра и местного гороно. Они усаживались за столы и читали бумаги: журналы, протоколы педсоветов, протоколы профсобраний и партсобраний. Потом ходили по коридорам и классам и рассматривали наглядную агитацию.
Для придания проверкам пущей значимости они посещали некоторые уроки – надо было проверить, все ли в них соответствует партийным и административным постановлениям. А как свирепствовали чиновники на селе, не хочу даже упоминать. Югославский диссидент Милован Джилас в свое время написал книгу «Новый класс». Книгу о высшей партийной бюрократии при социализме – о номенклатуре. И раскрыл паразитическую сущность этого класса
Что сегодня мы имеем? Хотели либералы построить государство, в котором экономические интересы народа если не превалируют, то не задавлены политикой. Ничего не вышло, политика снова перетянула: абсолютная власть снова перешла к бюрократии – преимущественно той самой, советской. Хваткой, наглой, жадной, но не способной произвести ничего полезного. Конечно, есть нужные государственные деятели, есть полезные посредники в сфере производства и на рынке, но основная масса бюрократии – или балласт, или вредоносные элементы. Балласт – это те, которые с утра до вечера сортируют и перекладывают бумаги, вредоносные элементы – это те, которые торгуют властью по-крупному или по-мелочи. Основная масса бюрократии занята трудоподобной деятельностью. 7 июля 2008 года.
Письмо 31. Добрый день, Саша! Своим письмом обрадовал ты меня сильно. Главное – жив. Тебе удастся выкарабкаться, если ты сам будешь умницей. Здоровый режим здесь – прежде всего. Бывает так, когда армией управлять легче, чем управлять только одним человеком – самим собой. Я тоже плохой командир для самого себя, но, как видишь, дотянул почти до 79 лет .
О философии. Я предполагаю, что являюсь антропософом. Верно, что природа создала человека. Естественным способом. Но и человек создал природу. Искусственным способом. Прежде всего – духовным творчеством. Свою природу я создал сам своим сознанием. А то, что я не осознал, – не моя природа, хотя она, возможно, где-то там, за пределами моего сознания, и существует как вещь в себе. Существует ли Бог независимо от человека, как Нечто, что находится внутри природы, над природой и т.д., об этом будут вечно спорить. Кант хитро обошел проблему: его Бог – нравственный постулат, который подкрепляет другие нравственные постулаты – категорический императив, бессмертие души, свободную и добрую волю. Можно предположить, что его Бог подобен априорной категории из «Критики чистого разума», а можно сравнить и с «вещью в себе». Нестыковки… нестыковки. Гегель все бросил «в один котел» – Бога, природу, человека и его сознание, историю. Его объективная идея объясняет все из одного принципа, принципа тождества объекта и субъекта. Объективный идеализм.
Дорогой Саша! Встретил вчера в городе Галю Пузыреву. Разговорились. Она тебя помнит. Велела передать тебе привет от себя и Сережи Уварова. 12 октября 2008 г.
Свидетельство о публикации №210092200601