Кто вы, мистер икс?

Имре Кальман – Уни-Кальман, Музы-Кальман. Так назвали великого мадьяра актеры театра имени Евг. Вахтангова, когда готовили свою сценическую композицию к юбилею признанного мастера оперетты и музыкальной комедии.
Свои первые шедевры (а среди них и знаменитый «Мистер Икс) Кальман создавал в свободное от репортерской работы время. И только на склоне лет к нему пришло признание, когда смертельно больной маэстро жил в Париже, куда ему пришлось уехать из фашистской Венгрии.
Из Будапешта, Вены и Парижа начало свое победное шествие творчество Кальмана по сценам всего мира. Нет ни одной его вещи, которую не поставили бы хотя бы один раз хотя бы в одной стране. Явился Кальман, наконец, и павлодарским зрителям. Ерсаин Тапенов поставил в казмуздрамтеатре имени Ж. Аймауытова «Сильву». Юрий Бутунин подарил зрителям «Мистера Икса» на сцене областного русского театра драмы имени А.П. Чехова.
Премьера музыкальной мелодрамы на сцене по улице Герцена состоялась в начале октября. И снова чеховцы доказали, что им по плечу трудные творческие задачи. Бесспорно, классика из золотого фонда мировой драматургии всегда выигрышна, хоть и очень сложна. Обращение к творчеству Имре Кальмана еще раз доказывает, что в артистической среде он ценится так же высоко, как Шекспир, Расин, Мольер, Бертольт Брехт, Александр Островский и Антон Чехов. Кальмана играть нисколько не легче, чем Софокла или Эсхила.
Обычная драма требует перевоплощения. Кальмановские мюзиклы требуют полного вживания в роли, отказа от личного актерского «Я». Жить на сцене чужой жизнью очень трудно; а еще нужно играть, лицедействовать, быть в образе, не терять куража. И все вместе должно выглядеть изящным, легким, непринужденным.
Это в полной мере почувствовали все актеры, занятые в спектакле. Репетировали, что называется, «на износ», спорили до хрипоты и потери голоса по поводу каждой реплики и интонации, жеста и движения. Зато в результате получилась добротная, хорошо сделанная вещь.
Знакомые актеры предстали перед публикой в совершенно новом обличье, и этим подарили зрителям радость узнавания: ой, кто это? Да это же… В самом деле, попробуйте узнать в сухоньком и подвижном, как ртуть, старичке Пеликане актера Александра Дубинина! Или в веселом комичном рохле Тони – Руслана Буланова…
Мадам Каролина в исполнении Светланы Хорошиловой получилась куда лучше, чем замыслил это режиссер. Свойственная этой актрисе стилистика, дотошность в разработке роли позволили ей создать образ не  вульгарной рестораторши, а одинокой женщины с нежной, любящей и тоскующей душой, скрытой под оболочкой грубости и сварливости.
Именно она, эта душа, стала лейтмотивом, настраивающей струной спектакля. В унисон с нею ведут свои партии Юрий Лещенко (барон Кревельяк), Александр Репин (Этьен Вердье – Мистер Икс), Ольга Светенкова (Теодора Вердье), Наталья Грошева (Мари Литуш). Сюрпризом стала игра Валерия Фаустова в роли прихлебателя барона Кревельяка – он смог показать уничтожающе сатирический шарж на конформиста-угодника.
Вообще одна из заметных удач режиссуры – это отсутствие главных и второстепенных персонажей в мюзикле. Отношения между действующими лицами переконструированы так, что каждое имеет особое значение для развития замысла. Все вместе персонажи «Мистера Икса» дают зрителям возможность насытиться богатейшей гаммой переживаний, которых сегодня как раз не хватает в сегодняшней жизни, протекающей в атмосфере всеобщей огрубелости, черствости и равнодушия к человеческим судьбам.
Безусловно, центральная фигура спектакля – барон Кревельяк. Юрий Лещенко нашел единственно верное решение для воплощения этого образа. Барон кичлив, высокомерен, пренебрежителен, но под этой маской просвечивает цельная натура, способная на сильные страсти, но – увы!- не способная вырваться из цепей светских условностей. Разумеется, не сама Теодора Вердье ему нужна, барон «охотится» за вдовушкой из двух соображений. Во-первых, им движет азарт игрока н скачках; во-вторых, он просто разоряется и богатая невеста весьма кстати. Избрав сомнительные способы достижения цели, Кревельяк терпит крах, но в финале даже виду не подает. Юрий Лещенко даже добавляет новый штрих: все случилось якобы именно так, как и хотелось барону…
Но в сущности и Кревельяк – человек, глубоко страдающий, ищущий утешения. Презирая циркачей, он тянется к ним, ему хочется подпитаться от них нравственной чистотой. Сам того не замечая, барон ведет себя как паяц и получает в награду насмешки. И только маска утонченной циничности помогает Кревельяку не потерять куража. Как бы ни повернулось действие, зрители не испытывают к персонажу Лещенко антипатии и также щедро рукоплещут ему, как и другим.
Теодора Вердье в исполнении Ольги Светенковой (это новое имя в труппе; актриса приехала к нам из Екатеринбурга) – вовсе не светская львица. В ней угадывается девушка из демократической среды, которая вышла замуж за старика-аристократа – покровителя семьи - по обязательству своей матери. Новое положение, скоропостижное вдовство резко изменили ее представления о жизни, но о людях она судит не по возрасту здраво и умно. А главное – ценит настоящие, серьезные и глубокие чувства и дорожит свободой собственного выбора.
Пеликан в трактовке Александра Дубинина – не просто состарившийся метрдотель, которому надоела работа в ресторане. Именно благодаря его хитроумной антирекламе процветает «Зеленый попугай», а Тони он воспитывает железной дланью и полностью содействует решению судьбы паренька, выросшего на его руках. Уж он-то, Пеликан, знает истинную цену и ненужной для дела образованности, и аристократам-циникам.
Тони в исполнении Руслана Буланова везде дополняет, оттеняет каждого персонажа, активно подыгрывает всем. Молодой актер смог блестяще совместить парадоксальность поведения своего героя с внутренней непреклонностью. Подчиняясь матери, он фактически ею руководит и манипулирует, так или иначе добиваясь своего. В булановском Тони оправдывается тезис «судьбу не переспоришь». Из студента-хлюпика  к финалу вырастает ловкий малый, который знает то, что хочет. Акробатка Мари воплощена Натальей Грошевой во всей ее девичьей непосредственности, которая безупречно сочетается с мнимым инфантилизмом ее жениха. Оба персонажа сразу угадывают друг друга, и их союз естествен, как сама природа – они созданы друг для друга. Тони нашел свою вторую мать, а Мари, конечно, не даст мадам Каролине разорить бизнес.
Премьером и по роли, и в ансамбле актеров, стал, бесспорно, Александр Репин. Вопреки традиции, Репин нашел свой ключ к образу – его Этьен Вердье не впадающий в хандру меланхолик, а оптимист, сильный борец за честь и человеческое достоинство. Интригу барона он плавно переводит в невидимую дуэль, побеждая все его уловки открытостью и честными ответами на все вопросы. И как все его коллеги, Репин также преподносит свой творческий сюрприз: он обновляет каноническую роль мощным оценочным посылом, в котором совмещаются и сатирическое пародирование, и критика мелочности, пошлости и суетности, и демонстрация образцов высокой этики.
И все это помножено на раскованность, легкость, непринужденность, которые даются поистине титаническим трудом. Не раз взрывался зал овацией и смехом. Солидная часть аплодисментов заслужено адресовалась исполнителям вокальных партий – солистам казмуздрамтеатра имени Ж. Аймауытова Мухтару Байжуманову и Гульвире Саймасаевой, которые напели фонограммы для спектакля. Их голоса чудно передали волнение за судьбы персонажей, ощущение драматизма происходящего на сцене действия, и это усилило общую гармонию мюзикла.


Рецензии
Владимир! С удовольствием прочла Ваши заметки о спектакле, словно посмотрела его. И хотя актеры мне не знакомы, я представила, каковы они были в спектакле, так как в свое время тесно соприкасалась с театром, понимаю, как выигрышно могут смотреться и раскрываться провинциальные артисты в удачном спектакле, в ролях, которые им по душе. Раньше репертуар утверждался по планам, зачастую это был неинтересный обязательный материал (есть установка: поставить спектакль о рабочих Нечерноземья, вот и возвышай после этого искусство!), а когда удавалось "выбить" интересный материал, подойти к нему с желанием - это всегда было событием в театральной жизни! А уж Кальман!.. Спасибо, заволновалась, вздохнула! Удачи Вам и вдохновения!

Татьяна Юношева   13.12.2010 21:22     Заявить о нарушении