В. Воробьёв. О мобилах, иномарках, золотых куполах

Священник СЕРГИЙ КНЯЗЕВ,
настоятель храма свт. Николая в селе Вавож.

В дореволюционные времена священник был наемным работником, госслужащим, получавшим зарплату от государства через церковь, в которой служит. Размер зарплаты зависел от категории прихода. Но был совершенно конкретным. Был еще и дополнительный доход - руга, так называемый натуральное самообложение верующих. Мясом, зерном, сеном или еще чем иным, нужным для семьи священника. Иногда ругу выплачивали деньгами. Но ругу платили от случая к случаю. Был доход от славлений, напольных молебнов и т.п. посещений священником домов прихожан. По уговору священнослужителей обычно часть передавалась в церковную кружку, а остальное делилось между участниками - певчими, диаконом и священниками. Иногда даже средства, полученные от треб, совершенных в храме, отдавались священнику. Как то решит попечительский совет. Это был самый главный орган. Он решал все важные дела в храме. Он назначал или избирал церковного старосту. Основного исполнителя, который занимался ремонтом храмовых построек, домов, принадлежащих священнослужителям, и материальным обеспечением службы. Священник только совершал богослужения, наставлял и учил людей и не только Закону Божиему. Очень часто кандидаты в священство работали на селе учителями до открытия вакансии.

Сегодня дело обстоит не совсем так. Церковь отделена от государства. Епархии содержатся за счет отчислений от доходов приходов. И не финансируют их деятельность. Зарплата священника формируется из сумм, оставшихся от всех отчислений и платежей. Поверьте мне уж на слово, очень даже небольшая, так как доходы храмов сейчас скромны - беден наш верующий народ, в основной своей массе, да и прихожан не так много, как хотелось бы. А расходы, при повсеместной разрухе - огромны. Поэтому очень часто возникают конфликты между старостами и священниками. Теперь часто настоятель храма является и церковным старостой. Поэтому всю ответственность за расход средств на себя берет он. Хотя при советской власти деньгами распоряжались назначаемые властями старосты.

Машина для священника - очень важный элемент и помощник. Без нее - и на требу не съездить, и в епархию, и по делам. Транспорт нужен и хороший. Чтобы новый был. И ничего страшного в том, что священник свою машину, используя церковные деньги, обновляет. Ибо большую часть времени он ездит по храмовым делам.

Сейчас, в начале восстановления нашей Церкви, место священника не престижно. Очень мало нас. И желающих стать священниками того меньше. Сейчас священник, в массе своей, - подвижник истинный, ибо живет и трудится, служит Богу и помогает людям пройти свой путь к Нему, порой в самых невыносимых условиях. Когда, чтобы совершить службу, батюшка идет в магазин и занимает бутылку кагора, потому что у него нет денег на него. Когда семья священника из 6 человек имеет общий доход в месяц в размере 500 рублей. Когда батюшка тратит на дорогу в храм больше средств, чем получает от службы. Когда священник, вместо того, чтобы восстанавливать свой храм, выращивает скот и зерно для того, чтобы содержать семью. Когда священник до января (в нашу то зиму!) ходит в летних туфлях, потому что нет денег на зарплату, и его прихожане поздравляют с обновой, когда он ее все же, к Рождеству Христову, приобретает. И таких на селе - большинство. Живут скромно. Служат и благодарят Бога за все те благодеяния, которые Он совершает для них.


Священник АФАНАСИЙ ГУМЕРОВ,
насельник Сретенского монастыря

1. Храм не является обычным жилищем, а символически изображает Небо. Царство Небесное своим совершенством превосходит наш земной ум. Чтобы изобразить его человек берет все лучшее и драгоценное в окружающем его мире и пытается создать этими средствами образ небесного. Понятно, почему тайнозритель Иоанн Богослов, изображая Небесный Иерусалим, употребляет такие сравнения: «Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр.21:19-21). Духовная выделенность Дома Божия из обычного, земного круга реалий должна иметь соответствующие зримые, вещественные формы и образы. Вся Библия проникнута мыслью о святости храма, о его превосходстве над обыденным, привычным. На древнееврейском языке слово святой (кодеш) означает - отделенный, выделенный. Когда евреи, освободившись из египетского плена, начали под водительством Божиим собственную историю, Господь не только повелел соорудить скинию (походный храм), но и дал подробные указание как ее украсить. «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх.25:8). Далее Господь назначает для сооружения скинии Веселеила: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди» (Исх.31:2-4). Когда на горе Мориа строился Иерусалимский храм, использовались самые дорогие материалы: золото, серебро, слоновая кость, кипарис, масличное дерево и др. «И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом» (3 Цар.6:21-22). Господь явился Соломону и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек» (9:3).

Когда христианство победило языческий мир, в истории мировой архитектуры открылась самая яркая страница - церковное зодчество. Храм святой Софии в Константинополе запечатлел не только дарования великих мастеров Анфимия из Тралеса и Исидора из Милета, но и высокое благочестие жителей Царьграда, начиная от царя Юстиниана и кончая простым каменотесом. При сооружении собора ярко проявился человеческий гений. Многие мастера и художники раскрыли здесь данные им Богом дарования. Величие и соразмерность архитектурных пропорций, смелость инженерно-строительных решений, сияющая красота интерьера органично соединяются с богатой отделкой: серебряная алтарная преграда, выполненные из серебра или золота лампады, канделябры и паникадила, украшенные драгоценными камнями раки святых.

Во все последующие века создатели храмов руководствовались благочестивым правилом – все лучшее посвящать Богу.

Благолепие богослужебных одежд также соответствует библейской традиции. Господь повелел Моисею: «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона…» (Исх.28:2,5).

2. «Шикарные дома…». Не знаю, что здесь подразумевается. Все мои знакомые священники живут в обычных городских квартирах. Одни не имеют машин, у других они есть. Шикарными их не назовешь. Те, кто имеют иностранные марки, отличаются от тех, кто обладает отечественными машинами, только тем, что в несколько раз меньше тратят деньги и время на ремонт. Люди, не знающие близко жизнь священника, не представляют, сколько времени он проводит в поездках, чтобы исповедать, причастить, соборовать болящих или тяжкоболящих, крестить в больнице или в роддоме, освятить квартиру, совершить панихиду на кладбище. Позвать на требу могут в любой конец города. Машина сберегает силы и время.

Что же касается личной скромности и нестяжательности, то к этой добродетели должны стремиться все христиане. Нравственный идеал един. Св. апостол Иаков говорит: « мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (3:17). Разумеется, священники должны учить примером и не кого не соблазнять. Если кто-то это делает, то подлежит не нашему суду, а Божьему. Наши суждения и оценки бывает чаще всего поверхностны и неточны. Как много негативного было сказано в начале 20 века либеральной печатью о нашем духовенстве: роскошные архиерейские покои, богатые рясы священников и прочее. Через несколько лет большинство их попало в прогнившие лагерные бараки. В простых заштопанных подрясниках они валили лес, но Христа не предали, а своим исповедничеством пополнили сонм святых мучеников.

http://www.stserafim.ru/


ВОРОБЬЕВ ВОРОБЬЕВ,
мирянин РПЦ

У нас существует большая разница между приходами сельскими и городскими. Однако никаких "регуляторов" нет - узаконенной РПЦ регулярной помощи бедным приходам со стороны приходов богатых или епархий - нет. Хотя для всех мирян (из города, села) очевидна необходимость оказания этой регулярной и постоянной помощи. ВОПРОС ЭТОТ ЛЕЖИТ В КОМПЕТЕНЦИИ ЕПАРХИЙ И МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ.

Очевидна также шикарная жизнь многих священников крупных городских приходов - это видят, знают не только те, кто трудится в этих приходах старостами, пономарями, чтецами, поварами или уборщиками. Должны быть какие-то "ограничители" в приходах в использовании средств на личные нужды священников, родных и близких священников, особенно в богатых приходах... И ЭТОТ ВОПРОС ЛЕЖИТ В КОМПЕТЕНЦИИ ЕПАРХИЙ, МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ!

Существует проблема оплаты в приходах труда всех прихожан, занятых в богослужении, работе храмов, уборке и т.д., причем не только в нищих приходах, но и в средних и богатых. Связана эта проблема (в средних, богатых приходах) в основном с жадностью священников и изъятием огромных средств из приходов в пользу свою и своих родственников и близких, а не в миллионных тратах на нужды храмов (особенно, если храмы построены и не имеют каких-то явных проблем). Надо и тут наводить порядок, сводить такую практику в РПЦ на нет. НО И ЭТОТ ВОПРОС ЛЕЖИТ В КОМПЕТЕНЦИИ ЕПАРХИЙ И МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ!!!

Что из вышеперечисленного следует? А следует из никуда не годной многолетней практики следующий вывод: НИ ЕПАРХИИ, НИ МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ НЕ МОГУТ, ДА И НЕ ХОТЯТ НИЧЕГО МЕНЯТЬ В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ. Почему? И здесь ответ-то очевиден: НАВЕДЕНИИ ПОРЯДКА В ФИНАНСАХ ПРИХОДОВ "ПОТЯНЕТ" ЗА СОБОЙ НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА В ФИНАНСАХ БЛАГОЧИНИЙ И ЕПАРХИЙ, А ТАКЖЕ ДАЛЕЕ - В МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ! ВСЕ ЭТО ВМЕСТЕ ПРИВЕДЕТ К "ПРОЗРАЧНОСТИ" ВСЕХ ФИНАНСОВ И РАСХОДОВ В РПЦ.

Последний вопрос: это надо самом благочинным и их окружению, владыкам и их окружению (сотням сотрудников каждой епархии) и Патриарху (десяткам тысяч сотрудников Патриархии и разных структур, расположенных вблизи Патриархии)? НУЖЕН ЦЕЛОЙ АРМИИ ЧИНОВНИКОВ РПЦ ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕНЕГ?

Если кто-то затрудняется в ответе на этот вопрос, задам вопросы наводящие: почему при многомиллиардных пожертвованиях для РПЦ со стороны государства и бизнеса, таких же пожертвованиях со стороны верующего народа - во многих восстанавливаемых из небытия монастырях несколько монахов или монашек трудятся в поте лица, не имея средств даже на пропитание, не говоря уже о средствах на первоочередные нужды? Почему тысячи храмов, о чём справедливо говорилось священниками выше, не имеют даже лишнего рубля на туфли для настоятелей и на электричество? Не потому ли, что отсутствует элементарный порядок в финансах (доходах) клириков, не потому ли, что огромные деньги, которые могли бы пойти на нищие приходы и монастыри, оплату труда в храмах, помощь больным христианам и инвалидам, многодетным семьям и одиноким бабушкам и дедушкам элементарно уводятся из нашей общецерковной кассы и транжирятся куда попало, идут на личное обогащение отдельных клириков, чиновников от РПЦ и их родных и близких (в том числе трудящихся в коммерческих и иных структурах, с которыми имеются договорные отношения у РПЦ (Московской Патриархии, епархий, благочиний, храмов)?

Я, конечно же, мог бы и не поднимать эту тему, отмалчиваться, как это делает большинство прихожан РПЦ, успокаивая себя тем, что "смирение и терпение выше наведения порядка в Церкви", а "послушание превыше всего", но, ... в отличие от большинства, вижу, как поливают помоями нашу веру и Церковь в интернете в социальных сетях, на сайтах и порталах сект и лжерелигий, всех тех, кто ищет любые нарушения и несправедливости в РПЦ для того, чтобы отчуждать наш народ от своего Святого Православия.

Что может помочь всем нам в воцерковлении нации, тех же 70% крещеных граждан, которые ныне появляются в храмах только в исключительных случаях? Наверное, личный пример жизни не только мирян, но и клириков, сотрудников епархий, Московской Патриархии, различных околоцерковных структур. Кроме этого, учитывая сегодняшнюю практику, надо бы нам начать наведение порядка во всей Церкви, что возможно только при инициативе в этом святом деле со стороны Святейшего Патриарха Кирилла...

Что можем мы, простые миряне - прихожане РПЦ? Мы можем с данной проблемой соборно обратится к Святейшему Патриарху!

22 сентября 2010 года,
г. Таганрог (Дон)


Рецензии