Мотороллер

    1975 -76.г.Коми.  п.Чинья – Ворык, Княжпогост.
          Ещё в детстве всегда мечтал иметь технику с мотором, хотя бы мопед. Соседскому мальчишке купили мопед, однажды он дал мне прокатиться и я «заболел» своим желанием навсегда.
          У офицеров получка была очень неплохой и с выслугой становилась всё больше. Но копить я не умел, деньги отдавал жене и их дальнейшей судьбой не интересовался. В Чинья - Ворыке на свою получку я уже мог бы купить мотоцикл или мотороллер! И надо-то было чуть больше половины зарплаты! И вот однажды, когда жена уехала в Саратов на сессию, и деньги на еду остались в моём кармане, я посчитал – если свой аппетит поубавить, то их хватит и на еду и на мотороллер. Поехал на поезде в соседний город Ухту, а оттуда вернулся своим ходом, на новеньком, красивом мотороллере «Электорон». Хоть и называли тогда мотороллеры «табуреткой», но разве мог какой-то «Минск» сравниться с моим красавцем! Скорость развивал вполне достойную - 80-90 км, а работал движок так бесшумно, что на лесных тропинках шелест листвы проносящихся мимо деревьев заглушал его начисто и, казалось, что ты летишь, благодаря какой-то волшебной силе! Мне очень нравился мой «Электрон»! И жене он тоже понравился. Даже ездить на нём однажды попыталась. А чего там сложного! На велосипеде же умела! Но попыталась только один раз - обрадовалась, что не сшибла ни одного дерева в лесу (я, сидя за спиной, успел помочь увернуться и остановиться), и больше никогда ни на какие колёса за руль не садилась. Мне понравилось и возиться с техникой. Белыми ночами (служба оставляла свободными, почти всегда, только ночи), с интересом читал инструкцию, что-то регулировал, подкручивал, подтягивал, налаживал, в общем, довольно быстро стал в нём разбираться и служил он мне отлично. В Чинья-Ворыке техника была нужна только для удовольствия - на охоту, рыбалку, за грибами. Если раньше далеко в лес уходить время не позволяло и хорошие места мне, пешему, были недоступны, то теперь проблема расстояния исчезла. В работе он почти не использовался - всё было рядом. А вот в Княжпогосте, куда мы вскоре переехали, мотороллер стал просто палочкой выручалочкой - до охраняемых объектов было 2 и 4 км, И каждый день он был просто незаменим. Грибы без техники в Княж-Погосте вообще были целой проблемой. Надо было сначала на автобусе выехать на окраину, потом идти пешком к лесу, а вблизи посёлка грибников всегда больше, чем грибов, потом, тем же путём возвращаться домой - целый день требуется. Об охоте, ягоде и говорить даже не приходится. Правда, с появлением техники появились у меня и новые заботы - Княжпогост не маленькая деревня, где все друг друга знают, а поселок, на несколько десятков тысяч жителей. Народ тут был всякий, в основном – лихой и оставлять технику на улице нельзя, могут угнать. Пришлось строить для своего друга гараж. Построил лёгкий, но большой, чтобы и мастерскую в нём устроить. Всё было хорошо, пока, однажды не пришлось срочно заступить в караул вместо не вышедшего на службу штатного начальника караула. Отгонять мотороллер в гараж было некогда, пришлось оставить его на улице, под окном дежурного по части (на территорию заводить личную технику не разрешалось). Из караула вернулся через сутки, на следующий день, вечером. Дежурный, которого просил присмотреть, уже сменился.  Мотороллер стоял на месте, но не заводился. Проверил бензобак, он был не просто пустым, его будто вытерли насухо полотенцем. Стал внимательнее осматривать своего приятеля, обнаружил, что глушитель просто валяется под ним на земле (у «Электрона» глушитель под днищем). Ну, это ерунда. Работы на 5 минут. Завтра разберусь, кто брал его. Сбегал в автопарк за бензином, поставил глушитель на место, завожу - не заводится! Проверил, что можно было проверить не разбирая, причины не нашёл и повёл своего друга домой в руках, чего ещё никогда не было!  Две недели каждый день после работы  возился с ним. Когда разобрал - поразился тому, что увидел. Что же надо было творить с бедняжкой, чтобы причинить такие неисправности? Даже выжимной шток сцепления прикипел к отдельному от него диску так, что я зубилом не смог разъединить их, пришлось стачивать наждаком, а потом вытачивать шток самому  (запчастей взять было негде). Две недели почти не спал и, всё-таки, сделал!  Всё отрегулировал, наладил, испытал - работает, как новый! Виновного, кстати, я не нашёл, наверное, какой–ни будь прапорщик - чужой не рискнул бы от КПП части угнать мотороллер, ну да бог ему  судья! Главное - сейчас всё нормально!
       Следующий раз на ночную проверку службы, как и раньше, я поехал на мотороллере. Вернуться в роту мне надо было к подъёму. Можно не спешить, это не пешком топать, доехать можно за 5 - 10 минут. Закончив проверку на объектах, подошёл к мотороллеру, завожу - не заводится! Проверяю - всё вроде нормально, не заводится! Вижу - к подъёму уже не успеваю. Пришлось позвонить в роту и предупредить об этом дежурного, поставить задачу одному из сержантов, на которого можно положиться, о контроле за чётким выполнением распорядка. Вернулся к своему другу. Плюясь и чертыхаясь (ведь две недели возился с ним!), стал искать причину неисправности. Ковырялся часа 2-3. Инструкция уже была не к чему - все его потроха наизусть знал, кроме «электроники» (ведь «Электрон же!)  Не вижу причины! Всё нормально - бензин есть, в двигатель поступает, искра есть, зажигание отрегулировано, должен заводится! Не заводится! Сколько же он будет надо мной издеваться?
       - Ну, вот что, друг! Я сейчас ещё раз всё проверю, всё подготовлю и, если не заведёшься, я тебя утоплю, понял? Я не шучу!
       Недалеко, соседний караул охранял периметр объекта по реке. Вымь была довольно большой рекой, в карауле были два катера водомёта. Начальником караула там сейчас был мой хороший приятель - капитан Мамедов. Звоню ему:
- Послушай, Гурам! Мне, может быть, понадобится сейчас катер, минут на 10, помо –
жешь?
       - Да, запросто! А зачем тебе?
       - Подгоняй катер к причалу! Хочу мотороллер утопить, если не заведётся!
       Совсем рядом, на берегу, был небольшой деревянный причал для катеров. Спуск к нему от дороги был крутой и длинный - метров 30. Его я и хотел использовать. Подвёл мотороллер к спуску, остановился. Снова всё внимательно проверил, приготовил движок к запуску с толчка.
       - Ну, ты понял, что я не шучу? Даю тебе последний шанс!
       Катер был уже у причала. Мамедов с любопытством наблюдал за мной снизу.
       Пока бежали к берегу, движок даже не вздрогнул. То ли испугался, то ли не поверил.         
       Борт у катера был сантиметров 50, а вес техники - 120 кг!
       - Гурам, помогай!
       - Ну, уж нет! Ты потом скажешь, что это я виноват!
       Пришлось самому. Мамедов, забавляясь, только наблюдал со стороны. Выбрали на реке место поглубже и ... как мне было его жаль! Вода за бортом мгновенно сомкнулась, а сильное течение не дало даже кругам появиться. Как будто и не было ничего. Ну, конечно же, всплыло в мозгу «И за борт её бросает…», Гурам, остолбенев, уставился на меня и молчал.
       - Давай к берегу. Мне в роту пора.
       Дома жена, узнав о том, что я сделал, только молча сокрушённо покачала головой, мол, что с человека возьмёшь, если - с головой не в порядке!
        За лето река сильно обмелела и самое глубокое место стало не таким уж и глубоким.
Мальчишки из деревни с противоположного берега как-то, купаясь, нашли и сумели выта -  щить мотороллер. Милиция быстро об этом узнала, забрала его, по номеру (даже номер не снял!) нашли меня и сообщили, что техника находится у них и её можно забрать. Я поблаго- дарил, но за мотороллером не пошёл - не хотел встречаться с «убиенным мной», да и что я, не хозяин своему слову? Что обещал – то и сделал!
         Когда позже, собрался покупать мотоцикл с коляской, жена осторожно спросила:
        - Его ты тоже утопишь, если разозлишься? Жалко же!
        - Мне тоже жалко. Не утоплю.
        Никого и никогда я больше не топил. На улице не бросал, всегда, как мог, заботился о любой технике и она, в ответ, никогда меня не подводила. А может, догадывалась, что с этим хозяином ссориться не стоит, лучше уж исправно работать?

               


© Copyright: Виктор Шульгин, 2010
Свидетельство о публикации №11005162262


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.