Сам виноват!

   1974 г. Коми.п. Вожаель. Зам. ком. роты по сл. контролёров.
          Рота была удивительная. Располагалась при штабе бригады, а бардак в ней был неописуемый. Самоволки и  пьянки были в роте вполне привычным делом. Моими подчи - нёнными были сверхсрочники и дисциплина среди солдат меня мало волновала, за это отвечали другие офицеры. Но когда оставался ответственным по роте, отвечал за всё, н, волей - не волей приходилось смотреть и за ними. Бойцам это очень не нравилось – я часто проверял их  в кроватях н возможности сбегать в самоволку, посидеть после отбоя где – ни будь с бутылкой не было. В общем - не любили меня бойцы.
          Однажды проверял службу караулов. Один из объектов был на берегу реки. Летом река постепенно мелела, и забор постоянно наращивался, вслед за уходящим урезом воды. Охранялся периметр на берегу часовым на вышке. Подойдя к забору, я увидел, что между ним и водой - метра два - надо будет  до ночи успеть забор нарастить. А сейчас мне это даже кстати - можно пройти по берегу, а не через КПП, а это крюк, километра в полтора.
        - Стой, кто идёт!
       Часовой на вышке видел, кто идёт, но пропускать здесь никого не имел права ни в ту, ни другую сторону.
       - Это я, лейтенант Шульгин! Я пройду здесь, чтобы не обходить! Пропустить!
       - Стой, стрелять буду!
       - Ты что, не видишь, кто идёт? Пропустить!
       Было слышно, как клацнул затвор и видно направленный в мою сторону ствол. А ведь, если выстрелит - будет прав!
       - Ну, потом поговорим!
       Пришлось идти на КПП. В карауле проверил документы, с начальником караула прошёл по периметру, заходя на каждый пост, и, конечно же, поднялся и на «тот» пост. Автомат стоял на предохранителе. Есть патрон в патроннике или нет, я проверить не мог. Даже начальник караула не имел на это права, пока часовой на посту. Мог,  только сняв часового с поста и, разоружив его.
       Возвращаясь в роту, я размышлял - как же поступить? Этот солдат был отпетым негодяем, но ведь в этом случае он всё делал по Уставу! Это я пытался нарушить Устав! И он, в принципе, мог выстрелить на поражение, потом - выстрел вверх, а на расследовании заявить, что сделал предупредительный выстрел, а потом - на поражение. И был бы прав! И никакая экспертиза не смогла бы доказать обратное. Всей роте, конечно, будет известно, как солдат посадил в калошу лейтенанта. Как же поступить?
       ... Встретил караулы после службы, проследил за сдачей оружия, как обычно, построил для подведения итогов.
        - Рядовой Исамов! Выйти из строя!
        Строй замер, ожидая разноса за дерзкую выходку и немедленной расправы - арест на «губу»  обеспечен!
        - Сегодня я пытался пройти на объект там, где часовой не имел права меня пропус - кать. Я хотел настоять на своём, но часовой действовал по Уставу. Я уверен, что такой часовой и преступника не пропустит. Равняйсь! Смирно! За бдительность, проявленную на службе, рядовому Исамову объявляю благодарность!
         - Служу Советскому Союзу!
         ... После этого случая солдаты роты выполняли мои команды быстро и точно, хотя и знали - мои подчинённые - сверхсрочники, контролёры.
          Служба продолжалась.

   1974г.


Рецензии