Прозевали

   1974г. Коми. п. Вожаель Ликвидация вооруженного побега. Осень.
           Двое осужденных убили воина-ротозея, забрали его автомат и бежали. Все подразделения Сыктывкарской дивизии выделили личный состав для участия в ликвидации побега. Меня с группой солдат и сержантов и майора Иванова (штабиста) тоже выбросили в тайгу. Ночью, на вертолёте. К месту выставления заслона мы должны были пройти пешком. На нашем пути никаких других розыскных групп быть не должно, но для опознавания друг друга все группы имели пароль-пропуск и отзыв.
    ... Двигаясь по своему маршруту, мы вдруг увидели впереди костер, услышали разговор мужчин и, зная, что на нашем пути никаких нарядов быть не должно, решили, что это преступники. Майор с бойцами скрытно окружил костёр, чтобы они не могли уйти, а я с двумя солдатами пополз к костру. Бойцам приказал до моего выстрела огонь не открывать. Мы подползли метров на 10, когда от костра вдруг отделилась фигура и пошла в нашу сторону. В 2х-3х шагах от нас человек остановился, присел у лужи. Нервы на взводе, пистолет тоже. Малейшее угрожающее движение - я бы его пристрелил. Мой громкий окрик "Пропуск!" потряс "грозную" фигуру. От неожиданности он выронил что-то в лужу и запричитал тоненьким голоском "Нету у нас никаких пропусков!"
         Уф!  Передо мной дрожал солдатик. Это какой-то молодой лейтенант (баран!) собрал свой наряд у костра (это в розыске!) и травил анекдоты. Мы их чуть не расстреляли, а если бы их увидели бы бежавшие, или легко обошли бы, или убили бы из-за оружия.
Трое суток с суточным пайком сидели мы в заслоне в болоте, по колено в воде. Самыми надёжными бойцами были старшина срочной службы Вырва (великан) и зам. ком. взвода сержант Забровский - сын лесника. Они и паёк тянули так, что и молодым солдатам оставляли, и выносливость у них была колоссальная, и маскировку могли сделать лучше всех. Трое суток мы не имели права ни греться у костра, ни даже шевелиться. Только ночью можно было немного бесшумно подвигаться. Это было тяжело, но деваться некуда - было неизвестно даже, с какой стороны могут подойти преступники с АКМ. Но вот они где-то проявились (выстрелили по грибникам) и нас сняли с заслона, чтобы перебросить на другие позиции. Ночь мы отдыхали в какой-то деревне, наелись до отвала, сменили портянки, выспались. Потом продолжили работу - проверки ближайших деревень, осмотр охотничьих домиков, заброшенных домов, стогов сена. И страшновато и опасно, но всё лучше, чем неподвижно сидеть в болоте.
       Однажды утром я получил задачу перекрыть в 5-ти км от деревни дорогу, по которой, предположительно, шёл бежавший (одного, без автомата уже задержали), а розыскных нарядов там не было. После отдыха солдаты расслабились, а больше всех расслабились Вырва и Забровский. Шли с неохотой, часто отставая от группы на 50-100м. Приходилось  оглядываться на них и подгонять окриками. ( Я рассчитывал, что раз выставляют наряд на 5км, то бежавший находится км в 10-ти). Как - то, оглянувшись на сержантов, я увидел за их спинами в метрах в 150 медведицу с двумя медвежатами, переходившую дорогу. Я снова заорал на сержантов, пригрозил, что сниму их с розыска и т.д. Так мы и шли. Вдруг далеко за нашими спинами началась бешеная стрельба. Треск автоматов длился почти пол минуты. Мы поняли, что там не выжили ни медведица, ни  медвежата. Значит - старшего той группы ждёт хорошая взбучка, а всех остальных – хороший обед из "свежатины". Но ещё через минуту мы услышали по рации, находившейся не постоянном приёме, что "противник уничтожен", а тайга вдруг взорвалась ликующим "УРА!!!" Как же всё-таки много нас сидело в тайге!
         .. Я смотрел на Забровского и Вырву и от досады не мог сказать им ни слова. Да Они и сами всё поняли и, наверное, кляли себя последними словами. Они ведь отставали не от усталости, а от неверия, что бежавший в самом деле может быть где-то перед нами. А он оказывается, уже был близко и услышал мои рычания на них! И пропустил нас, сойдя с дороги в лес! И взяла его группа, шедшая следом за нами!
            Десять суток мы торчали в тайге и ждали этой минуты, боясь громко дышать и надеясь что этот гад выйдет не на соседа, а именно на нас и мы его увидим раньше, чем он нас. И вот мы лишились этой желанной встречи из-за минутной слабости двух человек, в день, ставший последним днём ликвидации побега. Жаль!
А может - к лучшему? Кто знает, чем закончилась бы эта "встреча"?

   1974-2010гг.


Рецензии