Костёр в тайге

     1982г. Коми. п. Княжпогост. Глубокая осень. Командир роты розыска.
 
          В 80-ти км  от Княжпогоста, в п. Ветью на объекте при проверке осуждённых не нашли четверых. Признаков побега обнаружено не было, но тревогу подняли и вместе с продолжением поиска на объекте, искать стали и вокруг. Естественно, все посты роты розыска тоже были усилены. Сразу четыре беглеца,, все с большими сроками, "тяжёлыми" статьями, это было очень серьёзно. Все посты вооружил пистолетами (в обычном режиме оружие выдавалось только группам, работающим в поездах), прапорщиков (два взвода) перевёл на казарменное положение, даже собака с инструктором находились не на питомнике, в расположении взвода СРС, а в моей казарме. Сам, разумеется, тоже "сидел" на казарменном положении. 80 км - расстояние не очень большое, если воспользоваться транспортом. И по реке Вымь и посуху добраться до Княжпогоста можно довольно быстро, ели добыть катер или машину. А здесь, в большом посёлке (население 50 тыс. чел.) спрятаться и отлежаться очень просто - притонов и "блат-хат" множество, процентов 60-70 жителей - бывшие осуждённые, осевшие здесь после срока. В любом городе России у "бывших" проблем куда больше, чем в далёких, захолустных деревнях – и с работой проще и жильё найти легче и от милиции подальше.
          Сутки ... двое ... трое ... На объекте найти их не удаётся, на постах тоже тишина. На четвёртые сутки из п. Ветью приходит новое сообщение: бежал расконвоированный осуждённый. Вот ещё новость! Но все возможные пути и так перекрыты постами. Не пройдут.  За четверо суток измотался, как собака, решил я выспаться нормально, дома. В казарме не отдохнёшь – кроме обычной работы надо проверять посты и днём и ночью, сон только урывками, часа по два – три  в сутки. Да и разве это сон – в пол-глаза? Долго так не протянешь. Прапора особо не страдают, они готовы в любую секунду выскочить куда угодно, а пока нужды нет - спят, сколько влезет, кормятся  "на халяву" и домашней работой заниматься не надо!
          Зашел в каптёрку (у старшины в запасе всегда есть водка и закуска), выпил стакан и пошёл домой. Четверо суток ожидания для жены тоже, конечно, не мёд, а тут, наконец, муж является и с запахом! "Так вот какие «побеги» у тебя! Я тут с ума схожу, а он ..."
          Такая злость взяла! Может накопленная усталость, может водка тоже "помогла", не стал дослушивать, объяснять, молча хлопнул дверью и ушёл. В роте высплюсь. Запрусь в канцелярии, отключу телефон, скажу, что б без нужды до утра не будили. Пришёл, снова зашёл к старшине (на казарменном положении все без исключения), выпил ещё стакан и заперся в канцелярии. У меня тут стоят рядом друг с другом четыре мягких кресла без подлокотников - если ещё подушку бросить, очень даже удобная постель получается. Лежу, ворочаюсь, сна ни в одном глазу. Все мысли крутятся вокруг беглецов, где же и как их найти? …В тайге, на железной дороге, в 5ти км от роты, выставлен на пост прапорщик, которого я не однажды заставал спящим на посту. Стоит один, т.к. в будке с ним гражданский ж.д. рабочий дежурит, а скорее всего – работница, бабулька какая – ни будь. А вдруг и сейчас уснёт в своей ж. д. будке? Грохнут же дурака, если на него выйдут! Пойду-ка я, проверю его, какой уж тут сон! ...Встал, надел плащ - накидку, взял с собой две пары наручников, сунул за ремень нун-чаки (начал учиться обращаться с ними), пошёл к дежурному получить оружие - всё-таки 5 человек в бегах, а идти надо, хоть и недалеко, но по тайге, ночью, мало ли, что! Брать с собой никого не стал, не для того у меня в роте тревожная группа бодрствует, что бы службу проверять, вдруг поступит реальный сигнал? Дежурил по части мой замполит.  Услышав от меня запашок, стал сомневаться, давать ли мне оружие, но разве может заместитель спорить со своим командиром?
          Вооружился и пошёл. Идти надо было по железной дороге, никуда не сворачивая, так что заблудиться, даже ночью, я не рисковал. Сразу за посёлком «железка» было проходила через речку по охраняемому мосту. Ночью вооружённая карабинами охрана никого и близко не подпускала, но я командовал ротой розыска уже не один год, И в посёлке, хоть он и был большим, меня уже давно «каждая собака знала», да и все нужные пароли в таких случаях я знал. Пропустили. Сразу за рекой - тайга. Дождя нет, подморозило, но мне на ходу в плащ-накидке, да ещё «под градусом», совсем не холодно. Всё хорошо, только я всё же зря не взял с собой ни кого из прапорщиков - во-первых - нарваться на бежавших одному, ночью, в тайге совсем не хотелось. Во-вторых, если на посту застану своего прапора спящим, то логично и правильно было бы отстранить его от службы, заменить его и отвести в подразделение, а сейчас мне придётся просто сделать ему «внушение» и уйти, оставив его досыпать. Так я и шёл, сходя с насыпи, чтобы пропустить грохочущие товарняки, которые проносились в обоих направлениях через каждые 10-20 минут. И вдруг, метрах в 100 - 150  от железной дороги, в лесу я увидел костёр! Ночью он издалека заметен. Вот это да! За грибами по ночам не ходят, да и время их прошло, для охоты время ещё не наступило, и рядом с дорогой ни один охотник не остановится отдыхать. Кроме бежавших находиться здесь, сейчас никто не может! Чёрт! Я один и даже связи у меня нет - все радиостанции задействованы на постах. До поста километра 2, у часового на мосту связь только с караулом, да и на пост ночью он никого не допустит и - правильно сделает. От посёлка километра на 3 я уже отошёл. Кто у костра? Бесконвойник? Конвойные беглецы? Сколько? Идти в любую сторону за подмогой, значит наверняка, вернуться к остывающим углям и - где их потом снова искать? Уходить нельзя, надо хотя бы выяснить, кто у костра и сколько человек. Хмеля в голове не осталось, будто и не было. Я сошёл с насыпи и вошёл в лес. Пока до костра относительно далеко, иду без опасения быть услышанным, но вот ближе - лес после дождя, под морозцем, превратился в предателя для всех, кто шёл по нему крадучись,  громче сорок объявляя о каждом их движении. Ни один шаг невозможно было сделать без звонкого хруста, задетые обледеневшие листочки на деревьях громко заливались перезвоном. Как же подойти бесшумно в таком хрусте и звоне? Если это четверо конвойных, то, на их месте, я бы у костра оставил двоих, а других двоих выставил бы в охранение, на разных направлениях мерах в 1О-15 от костра. Если будут осторожны и внимательны, подойти незаметно к ним невозможно.  ... По дороге грохочет очередной состав из 60 – 80 вагонов или цистерн. Вся тайга тонет в этом грохоте. ИДЕЯ! Шум поезда в тайге слышен за несколько километров, а вблизи с дорогой, да ещё в таком звонком лесу под эту «музыку» даже говорить спокойно нельзя, нужно орать во всё горло! Досылаю патрон в патронник (с пистолетом в руках никакого страха не испытываешь), жду поезда. Вот он приближается и лязг металла, многократно отражаясь ото всего, поглощает  вокруг любые звуки. Сбрасываю плащ - накидку, она сейчас только мешает и осторожно, но быстро, бегу к костру, пока состав гремит и падаю под куст, не шевелюсь, когда он промчался. До костра ещё метров 30, пока через листву ничего не видно, но охранения вроде никакого нет. Со следующим поездом я никем незамеченный и не услышанный подобрался к костру вплотную - падаю под куст, метрах в 3-х от него. Теперь мне всё видно отлично. Сидит на корточках мужичок в брезентовой робе, варит в «чифирбаке» чай (в алюминиевой кружке на длинной толстой про- волоке). Один? Или они решили греться по очереди? Вокруг ни шевелений никаких, ни звуков не замечаю, но, на всякий случай, жду. Вот мужик вскипятил чай, поставил кружку на землю, поднялся и пошёл куда-то. Зачем? К кому? Едва отошёл от костра, сразу же в темноте исчез из вида, но я не бросился за ним, понимая, что к оставленному чаю обязательно кто – ни 6удь придёт, или тот же мужик, или кто-то другой. Посмотрю, а потом решу, что делать. Через некоторое время мужик вернулся, поднял кружку, начал осторожно, боясь обжечься, прихлёбывать чай. Похоже, он тут один. Кто это? Бежавший бесконвойник, или конвойные беглецы разбежались в разные стороны, и передо мной один из них?
          Встаю из-под куста, навожу оружие на мужика, - РУКИ!!!
          От неожиданности мужичок выронил кружку, что-то залепетал и полез рукой за пазуху. Мне это очень не понравилось и, чтобы у него не осталось никаких опасных для меня, желаний, я выстрелил в воздух, заставил упереться руками в ствол дерева, расставить ноги пошире, подошёл и обыскал. Ничего опасного не было. Был маленький ножичек из тонкого ножовочного полотна, в качестве оружия он, даже при желании, не годился. Мужик сразу сознался, что он тот самый бесконвойник, бежавший из п. Ветью. Хотел пройти подальше от зоны, сесть в какой – ни будь товарняк и уехать. О том, что ищут четверых конвойных, слышал, но ничего про них не знает.
          Надел на него наручники и повёл под стволом пистолета к железной дороге. Когда вышли из леса к дороге, я облегчённо спрятал пистолет в кобуру. С насыпи до ближайшего дерева было, по меньшей мере, метров 20 и убежать от меня было бы очень трудно, а мужик, увидев это, как - то нехорошо усмехнулся. Я понял его ухмылку, выхватил нун-чаки и со всей силы врезал ему по спине. Наверно, это было очень больно, мужик заорал, но дальше шёл не дёргаясь и не пытаясь делать ничего, что могло бы меня раздражать. До части дошли без приключений и я, с нескрываемым удовольствием, сдал его. Ещё бы! Командир роты розыска сам разыскал, задержал и привёл бежавшего жулика! Такое не часто бывает. Ротный, как правило, должен организовать, научить правильным действиям и отправить подчинённых для выполнения задачи.
          Нун-чаки я никогда ещё не применял, и мне было любопытно посмотреть на результат. Я заставил осуждённого раздеться. Под брезентовой робой (тоже хорошая защита) была телогрейка, форменный ХБ пиджак, рубашка и тёплая нательная рубашка. А на спине всё же остался чёткий след от удара, как след протектора колеса на влажной, глинистой дороге.
           Тревожная группа, бодрствующая в роте, остальные прапорщики, спавшие в казарме, очень обиделись, что никого из них я не взял с собой. Но ведь я шёл не на задержание, а на проверку службы.
          Конвойных нашли в зоне. Они спрятались и планировали дёрнуть, когда их искать перестанут.
          Усиление с постов снял, казарменное положение отменил, сам тоже снова стал спать нормально, дома. Всё в порядке.
          Служба продолжалась.

    1982-2010гг.


Рецензии