Первое задержание

    Лето 1974 г. Коми п. Вожаель. Зам. ком. роты.
          С объекта "Строительство дома" через подземную коммуникацию - теплотрассу бежал осуждённый. Появилась информация, что намерения у него серьёзные, живым он не сдастся, вооружён ножом.
В теплотрассу запустили инструктора СРС (служебно-розыскной собаки) с собакой.
          Все выходы теплотрассы в посёлке взяли под охрану. Везде колодцы были затянуты паутиной, значит из-под земли преступник ещё не вышел. Схемы коммуникаций посёлка не нашли, куда ведёт трасса, выходящая с объекта, никто не знает. Оставалось ждать результатов поиска инструктора с собакой. Вылез он из того же колодца, в который залез. В зубах у собаки шапка осуждённого.
- Я не полезу! У меня через неделю дембель! Он там вот с таким ножом!
          Побелевшее лицо, дрожащие руки... Я гляжу на солдат, никто не рвётся в колодец. Начальник штаба, командир полка смотрят на меня. А на мне только что поглаженное чистенькое ПШ (полушерстяное обмундирование, полевая форма), и в ней лезть под землю?! (А может, мне просто было страшно?)
            - Снимай ХБ!
            Инструктор СРС удивляется, но своё ХБ снимает, переодевается в моё ПШ, а я в его, В солдатской форме ныряю в колодец теплотрассы. Всё нормально. У меня фонарь и пистолет, предохранитель снят, дослать патрон и выстрелить - это доли секунды. С ножичком на меня лезть просто глупо. И я ползу вперёд. ... Ни до, ни после этого мне никогда не приходилось ползать в такой тесноте. Полз как червяк или змея - немного вперёд спину, немного грудь, немного спину, немного грудь ... А где же эта проклятая щель пересекается с центральной магистралью? Там, по словам инструктора, ждёт с ножом наготове тот гад. Ничего, с ним как–ни будь,  разберёмся, зато дышать будет легче и двигаться посвободнее.
          Кажется, дополз. Впереди мою щель с боков ограничивают вертикальные крепёжные столбы, похоже, это опоры центральной магистрали. Значит, где-то здесь, за этими столбами, как говорил инструктор, он и видел преступника.  Где он может быть? Что у него кроме ножа? Если он подобрал, где - ни будь здесь палку или прут, то может ударить раньше, чем я увижу его.
           Осторожно, по сантиметру, вперёд, вперёд, ещё немного, ещё, ещё... Вот тебе - на! За столбами никакой центральной магистрали нет! Эта трусливая скотина только издали увидел столбы, собака нашла потерянную осуждённым шапку, солдат подумал, что он прячется за столбами и пополз назад, даже близко к ним не подбирался! Фу, чёрт! Только, зря мои поджилочки тряслись. Ну, что ж, вперёд! Я пойду до конца, мне бояться нельзя. Там, наверху ждут бойцы и командиры, неужели же я тоже вылезу побледневший, и буду лепетать про дембель? Да и не получится назад в такой теснотище. Как он сумел вернуться ногами вперёд, ведь развернуться невозможно? Ума не приложу!
           Как хорошо, что я переоделся, мою чистенькую форму после этого вояжа можно было бы выбрасывать.  Стоп! Что там, впереди? Тупик?! Не может быть! Собака отсюда вытащила его шапку! Куда же он мог деться? Ага! Вот в чём дело! Теперь торопиться нельзя. Теплотрасса поднимается чуть повыше и впереди не тупик, а переход на новый уровень. Но я вижу только то, что трубы уходят вертикально вверх, а куда и что там наверху - кто знает? Может там есть свободное местечко и жулик (мы часто их так называем), видя свет моего  фонаря, ждёт появления моей головы, что бы долбануть по ней чем–ни будь? Как же мне это узнать, не подставляя головы? Ну-ка, сунем вперёд руку с фонарём, клюнет? ... Ничего. Так, подождём. Тихо, не шевелиться! Может, услышу шорох сверху или дыхание. Вот жаль, что зеркальца с собой не таскаю, сейчас не было бы проблемы заглянуть вверх, не подставляясь. Но зеркальца нет, а двигаться вперёд надо. И потихоньку высовываю голову, готовый по любому звуку отпрянуть назад. Руку с пистолетом перед собой не сую - может ударить по ней и захватить оружие. Тогда конец. Но, наконец, я вижу, чего я так остерегался. Ничего там нет! Трубы, поднявшись на пол - метра выше, снова идут горизонтально и, даже при желании спрятаться и ждать меня здесь, было бы невозможно. Отлично! Ползём дальше. Здесь, кажется, чуть - чуть свободнеё. По крайней мере, дышать можно полной грудью и при вдохе спина не упирается в потолок. Покурить бы! Интересно, от чего у меня всё тело потное? От жары? От усилий? От страха? Вперёд! Прошёл уже метров 25 -30, осталось, должно быть, недолго. Где же жулик? Ну, если увижу - живым не оставлю! Кто и как меня проверит? Скажу, что пытался напасть, пришлось стрелять. И жаль мне его не будет. Его дело мне уже, конечно знакомо. Этот подонок ударил сучком дерева, как ножом, своего друга, уличившего его в воровстве в своём доме, где приютил его после освобождения. Заманил друга к реке, пообещав вернуть украденное, ударил в спину сучком и столкнул его в речку. А когда увидел, что не убил и друг пытается выплыть и выползти на берег, подобрал на берегу палку и бил ею друга по голове до тех пор, пока не утопил. А это ведь не первая, а пятая его судимость! А сколько всего жертв у этого скота за спиной! И его жалеть? Он уже несколько раз пользовался гуманностью нашего уголовного кодекса, И после каждого срока в нём всё меньше и меньше оставалось от человека, а "животное" в нём всё больше развивалось и крепло. Нет, рука у меня не дрогнет, только бы увидеть его первым и не стать его новой жертвой ...
          А вот и конец трассы. Она, оказывается, входит под дом, стоящий недалеко от объекта (через дорогу). Трубы входят под сруб. Человеку здесь не пролезть, тем более что они здесь утеплены стекловатой. Под сруб можно попасть, протиснувшись вправо, где есть проход под брёвна. Сквозь щели между брёвен видно, что с той стороны, под домом, куда просторней, можно даже стоять, хоть и согнувшись. Но пробираться туда можно только мимо больших щелей между брёвнами сруба, тоже забитых стекловатой, а они меня почему-то беспокоят. Ну-ка, посмотрим, и каким-то прутиком начинаю тыкать в стекловату. В одном месте на мгновение открылась синяя рубашка кальсон, Есть! Здесь он! Догадался, или нет, что я его заметил? Если "увидеть" его сейчас, его положение, пожалуй, будет выгодней - прячется за приличными брёвнами сруба и, главное, ему просторней, а я стиснут и могу только еле шевелиться. Если выбросит руку с ножом - до головы достанет. И я продолжаю прощупы –
вать прутиком стекловату, "ничего не замечая". Потом, чтобы закрепить свой обман и заглушить щелчок затвора (досылаю патрон в патронник), кричу наверх, что его здесь нет, надо искать в посёлке и перекрыть железную дорогу.
          Так. Патрон на месте. Для выстрела надо только нажать на спусковой крючок. Мне бы только вылезти из этой удавки - трассы, туда, под дом, а там, на просторе видно будет Проползаю мимо стекловаты вправо, поправляя её стволом пистолета, что бы не "обнаружить" его раньше времени. Сейчас главное вовремя увидеть малейшее движение за бревнами и успеть выстрелить в щель первым. Пролез под дом, можно и оглядеться. Теперь этот гад мне виден отлично. Он сидит боком ко мне, не шевелясь и не дыша, всё ещё надеется остаться незамеченным. А я не спешу. Пусть сидит. Меня ему уже не достать и бежать некуда. Вот он, мой первый задержанный беглец! Через страх свой перешёл, сам взял! Хорошо! Теперь уж, какие там страхи!
          Из-под дома наружу есть собачий лаз, но человеку не пролезть. Высовываю в него го лову, подзываю всех и громко говорю, что здесь никого нет и надо раскопать лаз пошире, чтобы можно было вылезти, а сам даю понять, что тот, кого ищем - здесь. Поняли, обрадовались, начали расширять лаз.
          Так что же теперь будем делать? Стрелять? Правда и закон на моей стороне. Но как я себя буду чувствовать? Мне ещё не приходилось стрелять в человека, да и как вытаскивать труп из-под брёвен? Нет, пусть живёт, сам вылезает из-под дома, срок за побег он точно заработал - задержан далеко за линией охраны, а я своё дело сделал, задержание есть так или иначе. Я взглянул на свой ПМ и первый (и единственный) раз в жизни почувствовал, как на голове шевелятся волосы! Из рукоятки пистолета, почти на сантиметр, торчал магазин с патронами! Где-то там, в тесноте, я случайно задел защёлку магазина, и он немного вышел из рукоятки. И патрон в патронник я не дослал, а был уверен, что он там и полз в нескольких сантиметрах от ножа, уверенный, что успею выстрелить первым. Если б он решился, то зарезал бы меня как поросёнка.
           Не таясь, поправляю магазин, щёлкаю затвором и, ору:
       - Выходи, скотина! Да смотри, не дёргайся, что бы я с испугу в тебе дырок не наделал!
          Жулик в своём тайничке дрожит всем телом (я со своего места отлично его вижу)
       - Не стреляй, начальник! Я сейчас вылезу, не стреляй!
          Он с трудом протискивается между брёвен (как же он – такой здоровый, прополз там, где мне, худому, было тесно?) и я даже доволен, что не пристрелил его - мёртвое тело вытащить оттуда было бы очень трудно. А с другой стороны, я не проверил сам себя - могу ли? Что это? Великодушие? Расчёт? Трусость? Одно успокаивает - возможность стрелять была, никто не осудил бы, а необходимости не было ...
          Я кричу наверх, чтоб принимали, и выталкиваю его через расширенный лаз, потом вылезаю сам, и небрежно передаю начальнику штаба нож, который нашёл там, где прятался этот гад. Это был не сувенирный ножик, какие делают для продажи, а рабочий «свинокол». Не поросёнка, здорового кабана заколоть можно.
          С удовольствием, не спеша, снимаю с себя грязное, уже порванное ХБ и надеваю своё чистенькое, выглаженное ПШ. Смотрю на часы, на глаз прикидываю расстояние между домом и объектом и удивляюсь: прошло не более часа, и прополз - то я всего метров 40, но какими долгими и длинными они казались там, под землёй!


Рецензии
Я пока читал рассказ, переживал-волновался, а сорок метров даже с пистолетом- всё равно "душок" нужен.Ему терять нечего.Хороший рассказ.Получил удовольствие.Интересный момент-психологический, когда переодеваете ПШ, Вы расчитываете что вернетесь обратно живым и оденете её.Это говорит о сомоуверенности в себе..Хорошее качество человека...
С уважением, Сергей Д.

Сергей Даниэлс   03.10.2010 03:11     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Сергей.
Любой,куда-то идущий или, что-то делающий расчитывает вернуться. Другие остаются на месте.
С уважением. Ещё один Виктор Шульгин.

Ещё Один Виктор Шульгин   03.10.2010 09:11   Заявить о нарушении