Морозная ночь

   1977г. Зима. Коми. п.Княжпогост. Командир роты розыска.
          В пос. Чинья-Ворык в батальоне украли металлическую шкатулку с 25-ю тыс. рублей, это была получка всех офицеров и прапорщиков батальона. Кража довольно крупная, воры, должно быть, не дураки. Чтобы найти и задержать их, все розыскные посты были усилены. Я решил провести ночь на ж. д. ст. Княжпогост, при мне ребята на посту будут работать повнимательнее. Начальником поста был один из добросовестных служак роты - прапорщик Машник. Он был на службе по графику, так что служба именно с ним, а не с кем - то другим, свела меня случайно.
          Наступила ночь. Северная, морозная. Мы с Машником гуляем по станции, похлопываем себя, чтобы согреться, подбадриваем бойцов на постах, которым и на минуту нельзя было спрятаться в тепло и явно, мешаем друг другу. Оно и понятно - без меня Машник, наверняка, только изредка выходил бы из вокзала, на постах вылезали бы на мороз только к пассажирским поездам, а вот при командире роты не очень-то погреешься. Да и я тоже не  торчал бы на морозе, не будь рядом подчинённых. Но ведь я учу их не жалеть себя, преодолевать свои слабости, "бдить" службу неустанно и вот сейчас мне приходится давить в себе желание пристроиться где – ни будь в тёплом местечке, поближе к батарее или печурке. Добродушно посмеиваюсь над притоптывающим и подпрыгивающим прапорщиком.
          Ночь. Станция пуста, на перроне подозрительных лиц не видно. Мороз - за 40, время тянется медленно. Я чувствую, что Машник давно ждёт моих расспросов, он уверен, что командир роты обязательно будет пытаться "вытащить" из него различные сведения о других прапорщиках роты. А я именно поэтому и не хочу ничего "вытягивать". Тем более что отдельные факты меня интересуют мало (меньше знаешь - спокойней спишь), а кому из них, что и насколько можно доверять, я сам прекрасно знаю. Поэтому, коротая время, я начинаю совсем отвлечённый разговор.
- Смотрите, Маш ник, какое чистое небо! А вы, кстати, можете по звёздам найти север?
          Его смущение обескуражило меня - на занятиях в роте я сам не один раз обучал этому, а Машник - коммунист - был отличником "боевой и политической ... " и, кроме того, он же в 11 классе вечерней школы учится. Ну, да ладно.
      - Делается это так: вон, видите Большую Медведицу? И я разъясняю ему этот детский вопрос.
           Машник внимательно слушает, задрав голову и, вдруг перебивает:
      - А вот интересно, товарищ капитан, почему это звёздочки такие маленькие, а видно их здорово?
      - Ну, маленькими они только кажутся из-за расстояния до них, а так-то "звёздочки" очень даже большие, во много раз больше солнца, просто оно совсем "рядом" с нами, поэтому и cветит нам так ярко, что днём никаких других звёзд не видно.
      - Как это? - прапорщик недоверчиво косится на меня - ведь солнце же вон какое огромное и на него даже смотреть нельзя - глазам больно!
          Разыгрывает или нет? Никак не думал, что в наше время можно встретить человека, не знакомого с такой «азбукой», но смотрю на обалдевшее от удивления лицо и успокаиваюсь- нет, он и в самом деле «открывает» для себя Америки. Думаю, любому приятно встретить  человека, чьи знания намного скуднее его собственных и  он может рассказать что-то интересное и, главное - до сих пор кому-то незнакомое. Я тоже не исключение и, хоть  в астрономии не силён, сейчас мне представился случай «блеснуть эрудицией». С удовольствием рассказываю о бесконечности времени и пространства, о скорости света, о понятии "световой год", о теории относительности, о фантастических, немыслимых расстояниях между звёздами, об изменениях времени и пространства на субсветовых скоростях. Ещё о чём-то… даже мороз, кажется, стал не такой трескучий.
          …В Коми я, кстати, заметил: если мороз ниже 40 градусов – сосны трещат, будто стреляют. В кие морозы никогда  не бывает ветров, над посёлками небо протыкают вертикальные столбы дыма из труб, но что оказалось самым удивительным  –  и вертикальные световые столбы, которые видны в тайге за несколько километров, с любой стороны, будто кто-то направил вверх мощные прожектора. Едешь по таёжной дороге, ночью, только фары выхватывают немного лежнёвки, везде вокруг непроглядная темень и вдруг – далеко впереди, над чёрной кромкой силуэта тайги видишь частокол световых столбов, исчезающих где-то очень высоко в небесах (при таких морозах облаков нет и небо всегда чистое, чёрное, звёздное). Это посёлок впереди. Подъезжаешь и видишь – все световые столбы – это продолжение фонарных столбов, это над ними почему-то возникают «прожекторные» лучи. Почему? Пришлось перекопать доступную литературу и – нашёл! В каком-то справочнике по физике это явление подробно и научно объяснялось с  формулами и терминами. Настолько научно, что мне было абсолютно непонятно, но вполне удовлетворило, что «световые» столбы давно известны и изучены.   
       … Мой прапорщик слушал, разглядывая небо над головой, изредка поахивая. Кажется, он впервые задумался о величии мироздания и был потрясён.
      - И откуда Вы всё это знаете?
      -Да ведь Вы же учитесь в 11 классе! В учебнике астрономии всё это есть и есть ещё много очень интересного!
- Да?!
      Теперь уже я удивился вслух.
      - Да Вы что же, ни разу не открывали этот учебник? Как же Вы учитесь в школе?
      - Да понимаете, некогда всё. То служба, то дела домашние, то ещё что – ни будь, знаете
же, разве до книжек разных?
          У меня пропала охота разговаривать и мы молча продолжали бродить по станции, заглядывая в тёмные углы и проверяя редких встречных. Потом я отправил его проверять службу на постах и облегчённо вздохнул, когда остался один. Устал я от разговора с ним. Как же он живёт? Что интересует его, кроме заботы о еде? Какими будут его дети? И человек-то вроде хороший, а впрочем, разве он один такой? И для чего ему все эти удивительные тайны, они ведь не накормят и не согреют!
          Я взглянул вверх. Звёзды так же, как и всегда бесстрастно мерцали из своих немыслимых далей. Как же коротка наша жизнь! Как мелки наши стремления! Посмотри на песчинку! Эта почти невидимая малышка в бескрайней пустыне занимает больше места, чем наша жизнь в этом звёздном мире!

     1977г.


Рецензии