Судьба времени

Семь лет назад…
Одна из улиц в центре города…

- На парах я сижу перед Андреем, он увидел на спине волос и просто убрал его… Что в этом такого?!. Чего ты напридумывал себе фиг знает чего?
- Да какого…… он убирает волосы у тебя со спины… ему не без разницы значит, что у тебя там?!.
- Что ты к этому волосу прицепился?!.
- Ну ты и тварь… Чё, спишь с ним да?!. Мне не даешь, а ему даешь?!.
- Аца, меня достала твоя глупая ревность… Какой сплю, если ты постоянно со мной рядом, как хвост… Везде и всегда…
- Да ну ладно… Если бы я сейчас не пришел раньше времени в универ, то ты бы после пар с этим ублюдком пошла шляться…
- Не ори, ты не дома…
- Да мне посрать, где я… Мразь ты, поняла?!.
- Не смей со мной так разговаривать… и убери руку, мне больно…
- Мне всё равно,  больно ей, понимаете ли… Шляться тебе не больно?!. Сейчас вообще закопаю тебя тут…
Гнев Ацамаза выливалась словно лава из вулкана… Он уже не контролировал себя… Сняв очки с глаз ударил их об асфальт… Разлетевшиеся на части очки эхом пронеслись по улицам города…
- Ты больной, я боюсь уже тебя, - дрожащим голосом произнесла Злата.
Аца опустился на корточки и поднял железную часть от очков… Подошел к Злате и провел ей по руке, потом по щеке…
- Правильно делаешь, что боишься…
Она готова была провалиться  сквозь землю в эти секунды, лишь бы б только не видеть этого зверя…

Злату с Ацамазом познакомила ее подруга…Говорила, что он обалденный парень… Первые два месяца он таким и был… А потом Злата начала его узнавать лучше… Мама запрещала ей встречаться с ним, но Злата в тайне всё равно это делала, сама не понимала только почему… Скорее всего надеялась, что сможет изменить его… Но время шло, а он становился еще страшнее… Однажды мама, узнав, что дочь всё равно встречается с этим парнем, решила действовать другим путем… После пар забрала ее и повезла в милицию… К участковому, который знал Ацамаза, как свои пять пальцев… Злата не понимала, что хочет от нее мать… Они сидели обе молча в кабинете и ждали участкового… Когда он зашел, Злата обратила внимание на папку, которая была у него в руках… на папке фамилия и имя знакомого ей парня… Участковый рассказал ей, что он сидит условно уже полгода за вымогательство… А еще он состоит на учете в наркологии… Злате хотелось, чтобы это всё было сном… Она подозревала, что с ним что-то не то, но о таком и подумать не могла… «Так вот почему он постоянно начал просить у меня деньги, то на дорогу, то на какие-то успокоительные лекарства» - думала про себя Злата… Обалденный парень оказался преступником и наркоманом… Всё больше пугала ее его жизнь…

- Аца, мне пора домой, меня мама ждет, сестер надо еще с садика забрать…
- Подождут они все… А мы поедем к этому хмырю и я выясню, что у вас с ним…
- Я с тобой никуда не поеду… Мне нечего тебе рассказывать, а ему тем более… Не делай из себя идиота…
Эти слова Ацамаза еще сильнее завели… Он схватил Злату за руку и толкнул со всей силы… Она упала и ударилась головой об скамейку… Подняв глаза, оглянулась… Люди смотрели на них и проходили мимо... Никто не подошел и не попытался помочь ей…

А тем временем в центральном парке…

- Я вчера маме рассказала о тебе, о том, что ты есть у меня…
- Диль, зачем это надо было делать?
- Мне так захотелось ей рассказать о своих чувствах… У меня еще не было такого никогда, - девушка держала руку Вадима как никогда крепко…
- Мне очень нравятся, как твои волосы вьются на ветру, - выговорил Вадим, обняв девушку…
В этот момент Вадим увидел вдалеке, как огненным полетом к нему на встречу мчится его прошлое… Прошлое забыло обо всем…

Двадцать минут назад Кристине позвонила ее знакомая и сказала, что ее парень гуляет по парку с другой… Она бросила все свои дела и помчалась в парк удостовериться в сказанном… Когда, наконец таки, добежала до моста, где Вадим и Диляра спускались вниз, она рванула молнией к ним…
- Ну ты и скотина, у меня даже слов нет, как тебя назвать…
- Успокойся Кристина, мы не одни здесь…
- Я вижу… ты время зря не теряешь… Хорошо с двумя сразу?

Полгода назад Кристина изменила Вадиму, ушла к другому… Ей казалось, что с ним будет круче и интереснее… Этот другой ее бросил, и Кристина решила попробовать вернуться к Вадику… Но мужская обида не проходит… Он решил воспользоваться этим и ответить ей ее же методом…

Диляра смотрела на происходящее и не могла поверить в это… Она была уверенна, что нравится Вадику, что нужна ему… Он очаровал ее с первой встречи… За два месяца так привыкла к нему, что не представляла жизни без него… А тут его бывшая, вроде бы, и с такими наездами… Из слов Кристины, Диляра поняла, что Вадик встречается с обеими…Слезы словно сами начали стекать по щекам… Она не могла больше смотреть и слышать эту сцену, развернулась и убежала куда глаза смотрят…
Одна половина Вадика хотела побежать за Дилей, а другая остаться с Кристиной… С Кристиной он встречался больше двух лет… Он был готов ради нее на многое, а она его так подло предала… По самому больному… Он очень ее любил, а такие чувства за миг не проходят…

- За что ты со мной так, Вадик?
- За то, что ты со мной так …
Кристина  хотела его ударить, но он схватил ее руку и оттолкнул…
- Мне пора, - Вадик оставил возмущенную, зарыдавшую Кристину в центре парка и побежал за Дилей…
- Подожди. Прошу тебя, стой. Послушай меня. Я тебе всё объясню…
Диляра остановилась, вытирая слезы с лица.
- Я знаю, что тебе больно и плохо… Мне надо было так поступить с ней… Когда-то она предала меня, изменила… я хотел отомстить… Прости, что таким образом… Не думай, что ты для меня игрушка… Прошу, не уходи, - Вадик обнял ее. В этот момент Диле позвонила мама и попросила ее пораньше вернуться домой, чтобы помочь делать на зиму закатки…
По дороге они окончательно померились и шли, держась уже за руки…


А в эти минуты на следующей улице Ацамаз пытался ударить сидящую на асфальте Злату…
- Только попробуй, - со страхом в душе смогла выговорить Злата эти слова с угрозой…
- И что ты мне сделаешь?!. – с ухмылкой и жестокостью выговорил Аца…
- Ты условно сидишь… я всё знаю о тебе… и хоть одно заявление на тебя и тебе всё…
- Ах вот как решила со мной заговорить… еще и шерстишь смотрю про меня где-то… Ну ну… Еще посмотрим, что могу с тобой сделать…
Злата поднялась и не задумываясь пошла в сторону ближайшей остановки… Ей хотелось поскорее убежать… Она смотрела каждому проходящему ей человеку в глаза и чувствовала себя униженной на пустом месте… Никогда не могла представить себе, что когда-нибудь могла бы оказаться в такой ситуации…

Вадим с Дилярой шли Злате на встречу… До их встречи оставалось несколько минут… Злата слышала за собой шаги и дыхание… Дыхание Ацамаза…
- Оставь меня в покое, уйди, - с мольбой выговорила Злата…
- Нет, мы поедем к тебе, к твоей мамочке и я ей всё расскажу про тебя, -  с такой ненавистью Аца сказал это Злате, что даже глаза его покрылись кровью…
- Ты никто и пытаешься меня такой сделать… Я всё это время, что с тобой, без двух месяцев, боялась тебя… Все эти одиннадцать месяцев ты обманывал меня, обливал без причины грязью, а я прощала и закрывала глаза, в надежде, что ты изменишься… Но теперь всё… моему терпению пришел конец… Хватит… Уходи, не хочу тебя больше видеть…

Вадим с Дилярой уже были близко, они  видели, как парочка ругаются… Аца держал Злату за шею и орал на нее… Вадик хотел уже ускорить шаг, чтобы помочь девушке, но
Диля схватила его руку и сказала:
- Не надо Вадик, это их проблемы, пускай сами разбираются…
- А если бы я с тобой так разбирался? Каково бы тебе было?
- Ты же не знаешь, что там за причина…
- Какая разница, она девушка…

В эту минуту Злата вырвалась и убежала в противоположную сторону… Ацамаз стоял, как столб на месте… его трясло… ему хотелось кого-нибудь убить…

- Ну всё, она убежала… не надо, не иди туда больше, - умоляла Диля Вадика.
- Хорошо, ладно…

Не побежав тогда Злата в другую сторону, столкнулась бы взглядом с ним… с Вадимом… Может тогда, их судьбы сложились бы совсем по-другому…

Через четыре года…

Вадим в очередной раз поругался с Дилей… Сын плакал от их криков… Вадик не выдержал и ушел из дома… Решил ночь провести в машине… Держа в руке банку пива, он мчался по зимнему вечернему городу, как Шумахер… Не замечал ни светофоров, ни рядом проезжающие машины… Так же и не заметил девушку, которая переходила дорогу… Она пролетела метров пятнадцать и упала… Вадик выскочил с машины и поднял ее… Девушка была вся в крови… не задумываясь он повез ее в больницу… У нее были множественные травмы… перелом левой ноги, тело было покрыто синяками…
Вадим практически не уходил из больницы… Боялся за нее… Его впустили к ней в реанимацию только через три дня…
- Привет… извини меня, пожалуйста… Я тот, кто сбил тебя… мчался, как ненормальный и не заметил тебя… Мне сейчас главное, чтобы ты встала на ноги… Я не убегаю от ответственности, готов ответить за всё… Просто пришел попросить прощения…
- Мне не за что тебя прощать, я ведь сама бросилась тебе под машину…
- Зачем?! – возмущенно спросил он ее…
- На то есть свои причины… и не одна… Лучше скажи, как тебя зовут?
- Вадик.
- а я Злата…

Сейчас, спустя три года с тех пор, Вадик ложась спать, смотрит на Диляру и думает о Злате... Как бы он хотел поцеловать ее перед сном и сказать, как сильно ее любит…
А на другом конце города Злата смотрит на себя в зеркало и, вытирая слезы, представляет Вадима за спиной:
- Любимый, почему мы не встретились с тобой семь лет назад?!.


Рецензии
Добрый вечер Аминочка, заглянул на твою страничку увидеть новое, и сразу испытал глубокий стыд, за свою невнимательность. Амина я понимаю, что с столь чувственным и открытым сердцем как у тебя, тебя легче всего задеть за живое, ведь именно за живое и можно задеть, а у тебя живое открытое сердце, - свет, который освобождает многие души от тьмы будничности и приземленности. Аминочка, деточка солнечная, лучик разрезающий тьму слизи на нашей земле, дай Бог тебе справедливого мнения, и участия благих людей. Многое сказанное бывает сказано «из-за» Из-за заботы ли божьей сказанное тебе? Литературная критика ли это? Или плевок, который по небрежности божьей долетел до твоей спины? Чувствую и свою вину, - давно не заглядывал к тебе, не успокаивался на твоих строчках… Многое сказанное бывает, - а это выплюнутое, иначе мною прочитанное в твой адрес - не назовёшь.
Ты не одна сейчас, очень пристально не одна… Как то, читая статью Анжелики Клори
«О критике», я увидел среди кого мы живём, увидел это читая и саму статью и рецензии на неё, вот - общее мнение этих рецензентов с прозы, не чужие люди рядом с тобой.

!)Тактичные подсказки это хорошо.Хамство это плохо. Спасибо за внимание.
С уважением.

Григорий Горельцев 29.08.2010 19:32

!)По-моему любой человек может высказывать свое мнение и только развитость мозгов и желание вникнуть в тему сделают замечание ценным или тупым.

И не важно критик он или прохожий...

Неудачник 28.08.2010 22:32

!) Как говорится, любой рецензент, будь то критик или коллега-автор, спсобен поднять уровень писателя/поэта лишь до своего. А если собственный уровень невысок, то...

С уважением,

Анджей Ваевский 28.08.2010 13:12

!) Творчество другого автора нужно уважать.
О наличии оного свидетельствуют уже первые абзацы: содержание, стиль, язык. Если вердикт "не нравится", - привести аргументы, а не
прятаться за кнопкой. "Требуя вежливости"... и далее по тексту,
помните(?).
Удачи, Анжелика.
С уважением -

Павлова Вера Калиновна 28.08.2010 12:15

!) Да, и это легко проверить. Поэта, писателя (ну, если не полного невежду) всегда дочитываешь до конца, а критика... Даже, когда заставляли в школе, один-два абзаца.
Критик - обнаглевший неудачник, но его боятся добрые души творцов, он же обнаглевший!
А ещё, глядишь, и "партейный"...

Алексей Мазепов 28.08.2010 10:53

!) Все правильно. И тем более здесь, где большинство дилетантов, жесткая критика не нужна, чаще она выражает не претензии к стилю, слогу, грамотности, а к самой идее произведения, к мысли - вот что удивляет более всего... Но это совершенная глупость, поскольку полного совпадения мнений, как и вкусов почти не бывает,- в чем-то - да, в чем-то- нет...И вот это нет некоторых жутко бесит)...
Ну, пройди мимо в конце-концов...
С одобрением и благодарностью,
Яна Голдовская 26.08.2010 19:09
!) Только что по этому же самому вопросу писал рецензию совсем другому автору...
Могу лишь повториться: Совершенно верно написано! Критика должна быть по-существу и адекватна... И, в первую очередь, форма критики или совета должна быть корректной, уважительной, умной. Тогда - польза весьма вероятна. А если не получается в таком виде критиковать - лучше вообще не писать ничего...
Авторы про свое творчество сами все понимают и знают лучше всяких критиков....
Спасибо.

Семён Вексельман 26.08.2010 18:46

!) Нажал я на "написать рецензию" и вспомнил просьбу автора не высказываться по теме и не философствовать. Тем более я как дилетант не могу полноценно
оценить творчество автора.Ну ,что делать я уже нажал.и скажу просто .
Тактичные подсказки это хорошо.Хамство это плохо. Спасибо за внимание.
С уважением.

Григорий Горельцев 29.08.2010 19:32

!) Громадное спасибо... Хоть я и стал уже "толстокожим", но вы и в самом деле взбодрили.:))) Так же, как взбодрила одна моя землячка, сбросившая на одноклассники.ру афоризм. "Если слушать все, что о тебе говорят, то так и будешь болтаться между пьедесталом и виселицей"

Григорий Спичак 26.08.2010 11:38

!) Мне стихотворение понравилось. Поначалу подумалось: какая талантливая поэтесса - так красиво говорить о сложном.
Что сказать о критике - в этой сфере сколько голов, столько и умов. Есть критики, к которым стоит прислушиваться. Среди них бывают мудрые, образованные люди - ценители, эстеты, знатоки. А есть просто гул толпы. Если мы пишем с душой и от души о наболевшем - лично я плевать хотел бы на критиканов... Будем жить своим умом - вот мое правило.

Вадим Бережной 25.08.2010 22:21

Саламов   02.10.2010 22:59     Заявить о нарушении
!) Критики есть везде....
Они как тараканы - сидят и ждут очередной порции еды, и благодаря усилиям отдельных граждан они ее получают...
Вот только не растут они почему то.... видно так природа распорядилась - место их за плинтусом....

Андрей Бухаров 25.08.2010 08:34

!) У каждого критика свое крытико...
Критик, перелистфывая авторов на букву "Л",
Фамилию Лермонтова встретя,
Выясняет, что он ел,
Что на первое и что на третье???
Шампанское пил? Выпивал, допустим...
"НАЛЕТ БУРЖУАЗНЫЙ густ,
а его любовь к маринованной капусте
Указывает на помещичий вкус...

Игорь Гарри Бондаренко 25.08.2010 00:49

!) Анжелика! Вряд ли у нас есть на Прозе люди, способные действительно - выдать умную проработанную критику. Ведь это ж надо - прочесть хотя бы произведение. И как минимум - не единожды!!!
А капнуть свою "каку", чтобы облегчиться, да ещё и собрать стаю себе подобных - вот что у нас ПРОЦВЕТАЕТ! Микробы всегда мечтают об эпидемии...
Спасибо!

Жанна Марова 24.08.2010 09:12

!) Здравствуйте!

Захотелось добавить к приведённым Вами цитатам ещё несколько, родом из прошлого и позапрошлого веков.
Был такой английский литератор и известный критик сэр Артур Квиллер-Кауч. Он сказал: «Прежде чем начать устанавливать принципы литературы и эстетики, человек должен представить какие-либо доказательства своей способности наслаждаться лучшим и сторониться худшего».
Его более известный соплеменник Оскар Уайльд считал, что: «Критик – это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать своё впечатление от прекрасного. Высшая, как и низшая форма критики – один из видов автобиографии».
Но, знаете, так часто что-то стала встречаться в откликах выделенная в качестве ударной заглавная буква «А» в слове писать - писатель и других производных, что у меня возникло некоторое сомнение в уместности приводимых цитат.

С уважением

Лидия Курчина 23.08.2010 16:01
!) А вот это точно и красиво:
Марина Цветаева говорила: « ... хорош он, как стих, или плох, могут сказать только знаток, любящий и …мастер».

Спасибо.:)
С уважением,

Кандидыч 23.08.2010 11:01

!) Здравствуйте, Анжелика!
Славная статья. И правильно, что не углублялись, ни к чему. Лаконично и понятно. Чудные цитаты, спасибо! ))
Успехов!

Влад Вол 23.08.2010 10:57

!) Критиковать может любой дурак, и многие из них именно этим и занимаются.
С.Гарбетт.
Прекрасная статья!!!

Лютик Золотистый 23.08.2010 10:50

!) Анжелика, совершенно с Вами согласна и благодарю за эту статью.

Я разделяю критиков на две группы:
Нормальные Критики (человеколюбивые, искренне радеющие за качество произведений, помогающие автору, а не показывающие свою умность)
и
Критические Критики (плюющие в душу)

у меня есть статья "Купи слона"
http://www.proza.ru/2010/06/28/87

там тоже много афоризмов ;)

Ирина Шкода 23.08.2010 10:46

! ) "Критически настроенные" сайта Proza.ru явно считают себя равнее других, позволяя себе писать критические отзывы. Это же - смешно!!))) Кому нужна дилетантская критика? Чему может научить неуспешный человек? Не стоит прислушиваться к негативным мнениям посторонних людей. Критика - это субъективное мнение. Автор - тоже человек. Его мнение имеет не меньший статус, чем мнение критика.

Вернее, несоизмеримо больший. Ведь критик - это всего лишь случайный прохожий, который не вник, не понял или не способен понять конкретный текст. Или у него кардинально иные жизненные ценности, чем у автора произведения. Шёл бы мимо, - и молча!!))) Критика - это навязывание своих взглядов на мир, - и на конкретное произведение, в частности. Критика - это нарушение свободы творчества.

Анна Пушная 23.08.2010 10:51

!) Да, Анжелика, не критика страшна, а порою методы критиканов (заметьте, не критиков). Допустим, я за почти год на сайте - не удалила ни одной рецензии - за исключением своих и матерных - при чем, последнии удаляла не я - модераторы :). Многие советы - помогают. Может быть, я и не сделаю, как мне подсказывают - но я вижу слабое место, где недопонято, недописано.
Хорошая статья. Одна из немногих хороших про критику. Удачи Вам!

Екатерина Горбунова-Мосина 23.08.2010 10:11

!) Анжелика! Ещё в 2001-ом году я написал озорное стихотворение "О критике", к которому с удовольствием взял бы эпиграфом мысль
С. Т. Кольриджа, но тогда мне на глаза попался другой афоризм,
не менее убийственный:
"Критика - это искусство, посредством которого критик
стремится разделить с художником его славу"...
Автор этого "камешка в огород" критиков - Джордж Натан,
американский литературовед и критик (последнее делает
его замечание абсолютно авторитетным)...

Анатолий Бешенцев 23.08.2010 08:56

!) Анжелика, а я как раз воспринимаю именно отзывы людей непишущих или профи ( дипломированных критиков). Я же не пишу для писАтелей, я пишу для читателей и мне интересно мнение именно незаинтересованного читателя. Часто публикую свои опусы в других местах инета, чтобы проверить на читабельность.

А вот люди, которые пишут и пытаются критиковать у меня вызывают недоумение. Одна критикует стихи, сама писАть их не научившись, другой сам являясь писАтелем вместо того, чтобы работать над своими текстами бегает по сайту и изливает желчь. Закусывает, наверное, когда больше нечем и не на что.

Критик- это профессия.

С уважением, Ирина.

Февралина 23.08.2010 04:00
!) Ваш очерк актуален. Здесь часто встречаются произведения критиков и авторов, которые пытаются свести счеты. Сайт превращается в "Войну звезд". Причем войной увлекаются настолько, что совершенно забывают о самой литературе. И больше всего сетуют на то, что литературный сайт заполонили простые смертные, взявшиеся за перо... Но ведь этот сайт создан не для профессионалов, а именно для тех, кто пробует себя и реализовывает виртуальным способом, при желании оставаясь безымянным автором... Здесь и преподаватели университетов, и спортсмены, и редакторы, и домохозяйки, и школьницы, и люди с сексуальными патологиями. Среди них есть много хороших, достойных внимания авторов. Пусть живут, творят и делятся друг с другом своими творениями. Если же нам не по душе тематика, стиль и манера автора, мы вправе пройти мимо, не плюнув и не двинув ему ногой в челюсть. Вряд ли здесь люди для пинков. Они выставляют себя вовсе не для того, чтобы их судили как смертников. Да, много безграмотных любителей, но ведь мы можем просто захлопнуть для себя их страницы и больше никогда не возвращаться.

Вы очень четко выписали тезисы о критике. Все авторы почувствуют в Вас единомышленника в этом вопросе.
Например, сегодня я получила "розгами по коже" от самого доброго сказочника на сайте. Да, у меня специфический стиль, а , быть может, и манеры. Но почему-то даже самому доброму человеку захотелось несправедливо предположить, что я "большая девочка без продолжения рода". Хм...Как можно в рецензии упрекать в том, что абсолютно неизвестно и спрятано за кадром? Такие вопросы могут обсуждаться в переписке по электронной почте, сайт это предусмотрел. Но никоим образом не в общих рецензиях.
Мне кажется, Анжелика, Вы очень метко сформулировали идею своего очерка. И правильно сделали, что подкрепили ее цитатами знаменитых личностей. Мы не можем нравиться всем. Но если нас поблагодарил даже один-единственный читатель, мы не зря старались))
И закончу я чьим-то замечательным афоризмом: " Если вы растете, не удивляйтесь, что вас поливают!"

Душа Хрустальная 23.08.2010 02:12

!) Хорошая подборка, спасибо.:)

Юрий Рыбка 23.08.2010 00:06 •

!) Очень правильно! А я вот сегодня "повелась", решила заступиться за себя и за других... Тоже по поводу неквалифицированной критики. Если заинтересует- "Сказка наизнанку. Снежана-критикесса". Приятно было ознакомиться с замечательными высказываниями и вашем личным мнением!

Уланова Людмила 22.08.2010 23:41

!) У "критики", может быть одно достоинство и это достоинство заключается, как мне кажется в том, что она должна быть "конструктивной", она обязана реально нести созидание лучшего - текста, стиля, конструирования фраз, словарного запаса, концепций, замыслов, смыслов, развитие сюжета - примерно так.
С уважением,
Стив Бердник.

Стив-Берг 22.08.2010 19:33

!) Они могли ещё долго спорить и доказывать друг другу очевидные истины, но пришла Её Величество Литература и от имени всех собравшихся вынесла свой вердикт:
«Пусть каждый Автор говорит свободным языком».
С уважением и теплом

Ефим Владимиров 22.08.2010 10:47
Ну а под завершение сказанного. Оскар Уайльд считал, что: «Критик – это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать своё впечатление от прекрасного. Высшая, как и низшая форма критики – один из видов автобиографии».

Саламов   02.10.2010 23:01   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за теплые слова...
Люблю Критиков, они поднимают настроение...)))

Аминка   03.10.2010 00:32   Заявить о нарушении