Опаленные веточки родительского древа

 Есть у молодости огромный изъян -  как все в мире преходяще, так и преходящи ее самые привлекательные качества: улыбчивость и обаяние, сила и красота, влюбленность и упоение, вера и ожидание, легкость полета и нетерпеливость, устремленность вперед и желание быть всегда первым. Поэтому и нет морщинок на светлом челе юности, не пригибает ее плечи груз житейских забот и ошибок. Поступь ее стремительна, без оглядки на прошлое.

 Устремленность в будущее, безоглядность поступков и порывов мятежной души, некоторое легкомыслие в жизнеустройстве - все это присуще только молодым. Придет время и вчерашние выпускники колледжей, школ, училищ, вузов станут с удивлением замечать, как меняется их собственное представление об окружающем мире, людям, рядом живущим, о самих себе. Окрыленность и озаренность, мечтательность и романтичность пригаснут, на смену придут другие ценности и ориентиры: как выжить в этом жестоком мире, как не потерять себя и приспособиться, если не хватает сил, увертливости держаться достойно, жить без унижения.
 Никто, видимо, из старшего поколения не в состоянии представить себя на месте своего сына, дочери, внука, которые не знают, что их ждет впереди. Мы в свои 50-80 годы прошлого столетия что-то знали и представляли. Если не ФЗУ или ПТУ, то техникум, а если повезет, то и до вуза подтягивали себя.  Тогда, в любом случае давали направление,  подъемные, как-то устраивали быт выпускников-специалистов. Громадные строительные площадки СССР задыхались от дефицита рабочих рук. Сегодня под безжалостную молотилку  безработицы попадают они, вчерашние студенты и учащиеся и, как ни больно осознавать,  в основном дети из  необеспеченных семей.
 
 Так рассеиваются юношеские грезы, так уходит безвозвратно романтика дальних дорог, седых костров, самостоятельного жизнеустройства. На днях с моего телефона звонила в один из умирающих поселков нефтяников  бабушка своему 17-летнему внуку и спрашивала его о планах на будущее, предлагая учебу в нашем городском  профтехучилище, мол, рядом будешь, сыт, обут, накормлен и под контролем старших. Олег растерянно и даже как-то равнодушно ответил, мол, куда родители приткнут, туда и будет поступать. У моей давней приятельницы дочь закончила институт с прекрасными оценками и характеристиками. О будущей ее работе  по специальности мама говорит со слезами – некуда устроиться, просто так, с улицы не берут,  а по знакомству – еще не обзавелись нужными рекомендациями. Пять долгих лет учебы  принесли  не удовлетворение, а разочарование, вполне возможно, что  придется  осваивать Танюшке профессию рекламного агента или секретаря.

 Еще с одной иллюзией покончено - нет тепленьких местечек для наших образованных детей. Зато у других есть связи, договоренности, деньги. Значит, кто-то готов переступить через  более   достойного, занять вакансию, и с помощью этих «безотказных средств» пробивать себе место под солнцем.
 А мы спрашиваем, откуда у столь юных такая прагматичность и ожесточенность в достижении цели.  Почему ни в горош не ставится родительский авторитет? Это мы, мы, упустив вожжи, допустив до руля жадных до денег и власти людей, толкаем наших детей на непопулярные  шаги. Один после  института пластается  на буровой простым слесарем, другой после кратковременных курсов Школы боевого искусства «вкалывает» в банковской  охране. Их сверстнику ни то, ни другое не приглянулось - он решил «оторваться» С помощью уворованных родительских грошей погружается  в мир грез и будущей своей смерти. Наркоманов, говорят горожане,  у нас стало больше, чем алкоголиков, а алкашей - больше, чем работающих.

 На празднике, посвященном Дню молодежи России, мы снова сделаем вид, что да, вот еще один праздник на дворе – ликуй стар и млад! И на концерты придем, и сотенку на мороженое, сладкое детворе выделим. И погорюем с теми мамами, у кого взрослые чада придут  с вечера не совсем трезвые. И время найдем потолковать о молодежной безработице, подростковой преступности. И тут же порадуемся, что   мальчишки  и девчонки, парни и девчата без дела не мыкаются, вон сколько их во время летних каникул трудится  на молодежной бирже! И за выпускников школ можно тосты поднять – экзамены успешно сдали, в институты поступили, а кто не потянул проходные баллы, тот в местном ПУ выбрал из предлагаемых 15 специальностей свою, заветную. Говорят, скоро откроют в нашем городе колледж. И родители многих ребят облегченно вздохнут – слава Богу есть куда приткнуть, все на глазах будет и профессию в руки получит, и образование будет  уровнем выше.

 И как больно видеть, как на фоне ростков здоровых, тянущихся к жизни, к работе, видим и росточки, погибающие от наркоты, безделья, алкоголизма и, в конечном счете, от невостребованности обществом. За них более всего сердце тревожится, ведь помогать тем, кто теряет себя, торопятся немногие. Есть, правда, хорошие программы, многочисленная челядь управлений, центров, отделов, но, как  у нас водится на Руси, чем больше средств отпускается на БУДУЩЕЕ, тем меньше шансов это будущее  дождаться. Каждый выживает, как может, как позволяет ему совесть и долг.

 …Опаленные временем нежные веточки с нашего родительского древа. Выживут ли они? Окрепнут ли после бурь и гроз?  А может так статься, что  оторвутся ли от родимого порога и  унесет  их ветер перемен в даль неизведанную и пугающую наше родительское воображение? Сегодня уходят в плавание уже внуки первопроходцев Нефтегорска. Давайте запомним это и благословим их на добрый путь.


Рецензии