***

                «Жил-был Мел…»   Моно спектакль


 Автор Мардян Нарине  учитель музыки МОУ НОШ №14 г.Новый Уренгой ЯНАО
               
 
               
    Действующее лицо:  Мел.               
 
 (Затемненная сцена, в центре на простом стуле сидит герой, он в белом сильно  помятом бумажном балахоне. Тихо  звучит грустная  музыка).
   - Уважаемые люди, я хочу рассказать вам свою сказку. Только простите мне мой помятый вид, к сожалению, все мы  зависим от жизненных обстоятельств, вот и я…
(Пожимает плечами и грустно опускает голову. Музыка играет тише и постепенно умолкает).
   - Впрочем, позвольте мне  обо всем по порядку.
(На сцене вспыхивает яркий свет, актер сбрасывает мятый балахон и оказывается в белом обтягивающем костюм, перемещаясь по сцене, рассказывает  историю).
  - «Здравствуйте, дорогие ребята…»
    Это были первые слова в моей жизни, которые я услышал, когда в мое темное и  довольно тесное  жилище-коробку, проник  лучик света.
     Вскоре крышка  полностью открылась, и  я увидел молодую женщину  с пышными темными волосами. Ее звали Учительница.
   Честно говоря, я был очень рад, когда Учительница своими тонкими пальцами бережно достала меня из коробки. ( Актер показывает жестом).
     Ведь мне порядком надоело ютиться в тесной коробке  со своими братьями,  которые то и дело шептались о своих планах на будущее…
    Конечно, я тоже надеялся на свободу и думал: стоит мне освободить  из плена, я буду творить все, что захочу! Актер разводит руки в сторону, открывает ладони, передавая ощущение свободы.
     К моему сожалению, на деле все обстояло несколько иначе…
    Итак, Учительница  достала меня из коробки и мягко написала на доске мои первые слова: Мама, Земля, Родина, Добро. В воздухе жестом   пишет слова.
    Так начался  первый, самый замечательный  день моей жизни, в котором я  узнал много новых звуков, запахов, цветов. Звучит легкий вальс и актер начитает кружиться на сцене в танце.
    В этот день я  подружился с Доской, она была гладкой и  зеленой,
как растения, которых было в комнате так много, что казалось, будто  здесь вечное лето. Музыка начинает затихать и умолкает.
    Но жизнь, как  оказалось, полна сюрпризов,  и в том числе,  не очень приятных.
    В тот  самый главный, первый день у меня появился враг, и звали врага Тряпка.
     Тряпка была большая и сердитая, она жила на краю Доски, и все время ждала своей минуты, чтобы уничтожить  мой труд.
    Сначала я очень обиделся на Тряпку, потом я хотел на нее разозлиться, но немного поразмыслив, решил с ней поговорить на перемене, когда  мы остались в комнате наедине. Актер говорит строгим, но вежливым  тоном.
  -Скажите, мадам Тряпка, почему вы  всегда уничтожаете все, что я с таким старанием создаю? спросил я у Тряпки.
   Тряпка посмотрела на меня, грустно вздохнула и ответила:
-Это моя работа. Хотя, Уважаемый Мел, говоря  откровенно, мне тоже не всегда приятно стирать красивые слова и рисунки, которые Вы создаете на Доске. Ведь сама я не умею писать и читать, а так бы хотелось мне научиться…А вы  такой молодец!
И Тряпка улыбнулась мне.
     Вся моя сердитость сразу куда-то пропала ,и    мне стало  жаль беднягу, ведь оказалось, что Тряпка вовсе не злая и не сердитая, а очень даже несчастная. Актер говорит с пониманием и сочувствием.
  -Конечно, я очень люблю чистоту,- продолжала Тряпка, и мне нужно  постоянно  следить за ней, но это так  неприятно, когда тебя постоянно моют, выжимают, а иногда даже сушат на горячей батарее! - тут Тряпка все съежилась от своих  воспоминаний.
   Да, - подумал Я,- ведь  она  покорилась своей судьбе, наверное, потому, что  не в силах бороться!
  А я? Могу ли я противостоять своей судьбе? Наверное, для этого надо приложить много сил? Актер говорит задумчиво. Я  крепкий и старательный, а значит - смогу! Актер говорит уверенно.
   Тут   я с большим усердием  принялся за работу, потому, что как раз в  это мгновение прозвенел звонок,  пришла   Учительница и Дети , и начался урок.
    Наша Учительница! Она  была красивой и доброй, и Дети ее любили, но однажды…
 «Наверное, что-то случилось, или кто-то ее сильно обидел»,- подумал я, когда она крепко сжав меня пальцами, так сильно надавила на Доску, что Доска жалобно пискнула, а от меня откололся маленький кусочек.
 Актер говорит, поеживаясь.
 Ах, как это было неприятно, потерять частицу себя!
   Слова, которые Мы писали, получились какими-то неказистыми и грубыми. Но я ничего не  мог сделать, ведь Учительница была моей главной Хозяйкой  и Повелительницей!
   Дни сменяли друг друга, Я  писал и рисовал, Тряпка – выполняла свою работу, а  Дети   с каждым днем узнавали много нового.
      Конечно, я старался  радоваться каждому дню, но было Нечто, что не давало мне покоя:    каждый день, я   становился меньше и меньше, все меньше и меньше…
 (Актер говорит с сожалением и садится на стул, поджав под себя ноги, склоняет голову чуть набок).
   - Однажды Учительница пригласила к доске Мальчика. В тот день дети проходили букву «Ж», и Мальчик получил задание - написать слово «Жизнь».
   Он начал очень старательно выводить букву за буквой, и я изо всех сил старался ему помочь, а    когда слово появилось на доске, Мальчик неловким движением руки уронил Меня на пол.
(Звук упавшего и разбившегося предмета).
-Все, это конец!- подумал Я, когда  почувствовал, что раскололся на мелкие кусочки.
( Актер падает на пол и обхватывает колени руками и опускает голову на колени. Через мгновение продолжает рассказ, подняв голову, оставаясь на полу).
  - Мальчик собрался было заплакать, но Учительница  успокоила его, протянула  другой Кусок Мела, и  сказала: (Актер говорит ровным спокойным голосом).
- Ничего страшного не произошло, это просто обычный  Мел! У нас его много.
Я не выдержал и  воскликнул: Актер восклицает с чувством, вскочив на ноги.
-  Подождите! Вы не правы! Ведь такой как Я, один, Я так много уже знаю, а они еще глупенькие, хотя и большие! Задумавшись.
 Они большие? а Я - маленький! Все совсем не как у людей! Актер  говорит обреченно и расстроено.
Наша добрая, милая  Учительница  меня не услышала, впрочем, вернее всего,  она  даже  не догадывалась, что Я могу чувствовать, страдать, и тем более, говорить.
(Актер садиться на стул и складывает руки на коленях).
   - После урока пришла техничка тетя Нюся, которая своим колючим веником подмела  все Мои  мелкие кусочки в широкий совок и высыпала Нас в мусорное ведро. В ведре было темно, холодно, страшно.
(Тихо звучит грустная музыка « Адажио» Альбинони)
  Я  совсем отчаялся, и даже тихо прошептал:
-Спасите, помогите…кто- нибудь!…дети…люди….
 И тут  Я  услышал  голос старой знакомой - Тряпки:
-Помощи ждать неоткуда, дорогой Друг! Для людей мы прожили свой век…
-И Вы …Вы… тоже здесь? Но почему мир так несправедлив?
Тряпка ничего не ответила. Она только тихо заплакала.
Я собрал  остатки воли в кулак, и я сказал: Актер встает и говорит с грустной улыбкой.
-И все же, мадам Тряпка, наша жизнь не прошла даром! Мы с Вами успели сделать  многое для наших Детей! Мы доставили им много минут радости, теперь  Дети умеют читать и считать, знают много хороших слов … но  Тряпка  так тяжело вздохнула в ответ, что Я замолчал.
 (Музыка звучит громче, свет на сцене постепенно гаснет, актер уходит в темноту).


Рецензии