***

 "Мой обитаемый остров в океане знаний"
Творческое Эссе       

О СЕБЕ.
     Молодой северный город. Раннее утро.
За окном привычно темно, снежинки танцуют медленный вальс. Зима выдалась непривычно теплая, в кабинете  -    светло и уютно. Все готово для начала урока: на столе кассеты, видеоматериал,  конспект урока, классный журнал…
        Входят ученики; раскрасневшиеся от мороза, занимая свои места, они немного шумно  готовятся к уроку.  Музыка звонка.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
Так начинается мой день.
        Моя профессия- учитель музыки. Мечтала ли я о ней в детстве? Воспоминания   о  моем  детство остались в далеком   прошлом, в теплом городе у самого моря, когда   «деревья были большими, люди - добрыми, будущее - прекрасным». В том безоблачном прошлом  я каждый день  добросовестно учила гаммы, ходила в музыкальную школу, и  старалась радовать  любимых родителей успехами. Годы пролетели стремительно: музыкальное училище, государственная консерватория,  работа в  школе искусств… Волею судьбы оказалась на далеком севере, в городе Новый Уренгой,  и пошла работать в школу.
        Сначала было трудно: после  специализированной  школы, где учатся  одаренные ребята - обычная общеобразовательная школа с большими, до тридцати человек, классами.  Прошло несколько лет,  и теперь,  войдя в свой класс, приветливо   оглядев  учеников, я привычно говорю  им:
 - « Здравствуйте, ребята!  Я рада вас видеть! Сегодня нас вновь ждет  путешествие в прекрасную страну музыки».
        Что для меня главное в  профессии учителя? Наверное,   ощущение    того, что я нужна ученикам   потому, что  хочу и могу помочь им познать истину, поверить в себя,  в свои способности, в свое   будущее.

О ПРОФЕССИИ.
        Великий греческий философ  Платон (427 –347 до н. э)    считал  должность  учителя гораздо значительнее самых высоких должностей  в государстве. Истина этой теории проверена веками:  учитель  выполняет  великую миссию - он «сеет и взращивает зерна» нравственности, знаний, культуры в душах  детей, - и именно от качества   всходов   зависит будущее общества, его духовное и физическое здоровье.
  « Те, у  кого мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя»,-   утверждал  великий  Иоганн  Вольфганг  Гете.   Как заслужить  почетное имя - Учитель? Ответ на этот вопрос ищешь  каждый  урок, изо дня в  день, всю жизнь. Я думаю, что счастлив человек, который уверенно  может сказать о себе:
«Я - хороший учитель».
        Учитель -  писал  Владимир Иванович Даль,-  обучатель, от него требовалось учить, поучать, наставлять.  Проблема, которую   мы перед собой ставим:  как учить  и чему учить?  Этим вопросам посвящены многие   страницы  литературы,   изучая  которые мы сами  постоянно совершенствуемся; разрабатываем и используем самые новые технологии и методики, стремясь достичь поставленных целей.
        Но вот в чем вопрос: можно ли научить ребенка, который не хочет учиться? Думаю,  это  самая сложная  задача.
 Как увлечь наших ребят в мир знаний? Как оторвать их от виртуальных миров компьютерных игр, от манящей вседозволенности голубых экранов, от притяжения  подъездов, где в клубах запретных сигарет они убивают свое время  пустыми разговорами?
       Наша жизнь -  строгий  учитель, а  тема  главного  ее урока -   выбор, от правильности  которого зависит наше настоящее и будущее.
 Я убеждена:  каждый ребенок  может многое, нужно  просто помочь ему  поверить в себя, понять  и раскрыть красоту своей души.
       Мой  долг как учителя -  показать ребенку правильную дорогу к знаниям, научить  делать правильный выбор,  «отделять зерна от плевел», стремиться к свету,  красоте,  добру,  истине.
      Я думаю, самое главное в моей профессии –  любовь! Только она поможет найти верный путь к  истине. Конечно,  прежде  всего  это  любовь к своему предмету, который знаешь,  которым живешь;   и  безусловно   - любовь к детям.  Учитель  передает своим  ученикам   знания,  опыт,  раскрывает  душу, и, хотя  дети не всегда отвечают нам пониманием,  мы подчиняемся    всемирному  закону  жизни: живи   во имя того, кого любишь!
       Каким должен быть хороший учитель?-   постоянно   ищу я   ответа.
  « Учитель должен быть  артистом, художником, горячо влюбленным  в свое дело»,-  считал Антон Павлович Чехов
     Учитель - профессия творческая, творчество- это великое искусство, а истинное искусство, несомненно,  требует полной самоотдачи и самозабвения.  Свобода творческой мысли  предполагает глубокие  основательные знания, поэтому  для меня очень  важны  образованность и профессионализм  учителя. « Я знаю, что я ничего не знаю»- мудрые слова, пришедшие из глубины  веков,  стремление к бесконечному познанию -  один из важнейших стимулов для  человека готового к  самообразованию и самосовершенствованию.
    Современное  общество не стоит на месте, оно стремительно движется вперед навстречу  сложным   процессам,  а  учитель всегда должен быть на шаг впереди, как легендарный Прометей, идти, освещая факелом знаний  тернистый путь своих учеников.
И,безусловно,  учитель - врачеватель  души, поэтому   понимая  большую ответственность   за разум и  чувства  каждого своего  ученика,   дала клятву себе: 
                Клянусь -       быть доброй, отзывчивой,  искренней,
                Клянусь -        постоянно совершенствоваться,
                Клянусь -        не навредить,
                Клянусь -        заинтересовать своим предметом,
                Клянусь -        научить детей учиться и верить в себя. 


О МУЗЫКЕ.
      Мой предмет-музыка, «язык души», - как назвал этот вид искусства  русский композитор и критик Александр Николаевич  Серов.
Чтобы постичь сущность явления, необходимо погрузиться в него. Из глубины веков  звучат слова  красивой   легенды: « Высоко на светлом Олимпе, окруженный сонмом богов, царит владыка всех людей и богов Зевс. Самый могущественный из его детей -  бог солнца,  Аполлон и  три его прекрасные дочери помогают людям понять и постичь великое искусство музыки». Мудрые  древние греки обожествляли  музыку, считая  это искусство  лучшим  средством очищения души.
      В древнем Китае вопросы музыкального воспитания находились в ведении государства. Последователь великого Конфуция  Стонь  Цзы писал: « Звуки музыки быстро проникают в сознание человека, изменяя его. Когда музыка гармонична и спокойна - в народе царит согласие и благопристойность. Когда музыка пуста и порочна - народ распущен, ленив, дик и достоин презрения».
      Прошли века,  сменились десятки поколений, но  слова эти звучат  удивительно точно и современно.
      Наступил  ХХI век, век, который все ожидали с тревогой. Человечество приняло  его жестокие правила игры. Сейчас  перед  нами  особо  остро стоит проблема  падения  нравственности.
      Как спасти общество от гибели? Со страниц  прессы нам  пророчат  о конце света,  и обыватели ищут пути физического спасения, впадают  в состояние истерии  абсолютно не понимая, что   спасать  необходимо прежде всего душу. 
 «Красота спасет мир» не перестают надеяться люди. Ни красота, ни бог - ничто не  в силах помочь нам, пока человек  не осознаем то,  во имя чего  каждому дана  жизнь!
Только  мы сами в силах себе помочь!
      В школу приходит маленький человек  у  которого уже есть  небольшой  жизненный опыт, есть своя точка зрения, за каждым  ребенком стоит семья, со своими часто сложными, порой - неразрешимыми проблемами. Учитель для  него  должен  стать  наставником,  воспитателем,  другом,  который  может  помочь познать неведомое и поверить в себя.
 « У тебя все получится! Молодец! Ты хорошо поработал на уроке!» - эти магические  слова   я предлагаю  говорить    особенно часто маленьким ученикам. По своему опыту знаю, что подарив ребенку веру в свои силы, мотивируя ситуацию успеха  можно, без сомнения,   добиться хороших результатов.
      Часто встречаются учителя,  которые сетуют на  нерадивых учеников. Конечно,  в нашей профессии бывают сложности, но я  в таких случаях,   вспоминаю   русскую  пословицу:  « Дерево и учитель познаются по плоду», и    призываю себя и своих коллег к мудрости и  терпеливости.
     Радость учебного труда и познания нового,  радость успеха и чувство собственной значимости, достоинства и честь – чувства эти знакомы ребенку,  у которого  хороший, добрый, понимающий  учитель.
      
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
    Мудрая восточная пословица  учит: «Если ты поймал сыну рыбу  - накормил его сегодня, если  научил его ловить рыбу -  накормил его на всю жизнь».
Мы – рыбаки    безбрежного океана  знаний,  и мы в ответе за наших учеников, за наших детей!


Рецензии