Бог есть любовь

Бог есть любовь

О.Виктор Теплицкий: «Семья дана для совершенствования в любви…»
 
Об о. Викторе, служащем в старом кладбищенском Никольском храме Красноярска, я слышала не один раз, читала его стихи и рассказы, удивляясь простоте и необычайной искренности написанного. И вот судьба подарила мне встречу с этим человеком, добрым, отзывчивым, очень открытым и непосредственным.
 
- О.Виктор, мой первый вопрос будет в большой степени личный. У моей подруги 4 года назад от рака умерла младшая сестра, ей был 21 год. С тех пор подруга, человек крещеный и до трагедии хоть изредка бывающий в храме, стала резко отрицательно и даже агрессивно относиться к вере, к церкви, к религии. В наших разговорах на эти темы наложено табу. Из-за этого общение становится каким-то неполноценным. Как быть?
- Беда вся в том, что она религию понимает, как средство достижения только для этой жизни. А мы же говорим, что религия готовит человека к жизни вечной, к той, которая раскрывается во всей своей полноте уже за гробом. Жизнь, которую мы имеем, не наша. Ее Бог дал, Он же ее и забирает. И, может быть, Он забрал человека вовремя, потому что, если бы Он не взял, человек совершил бы какой-нибудь страшный грех… Время лечит от ран, боль притупляется, когда-нибудь она оттает все равно. Сейчас не время что-либо говорить, никогда не нужно сеять в неудобренную почву. Пока – ждать, пока – молчать, думать, что и как сказать, если она вдруг выйдет на разговор. Христос страдал на кресте не для того, чтоб мы мучились. Бог есть любовь, и этим все сказано. Сын Божий взошел на крест, когда мы его еще не любили, когда жили во тьме греховной. Если Христос страдал на кресте и утверждал, что Бог есть любовь, он показал это всей своей жизнью. Я Христу верю. Просто я чего-то не понимаю в этом мире. Мир странный, мир сложный…Почему одни уходят очень рано, другие очень поздно? Почему богатые благоденствуют, а нищие страдают? Я этого не понимаю, но я знаю, что Бог есть любовь. И реальные судьбы святых, слова Христа доказывают это. Придет время, и я все узнаю.
 
- Многие люди полагают, что вера - прежде всего в душе. Надо стараться жить по Божьим заповедям, а ходить в церковь, соблюдать какие-то непонятные обряды, выстаивать длительные службы, поститься незачем. Что вы на это скажете?
 
- Когда двое любят, они дарят друг другу цветы…Они же не любят друг друга только в душе. А зачем дарить цветы? Все равно ведь завянут. Зачем дружить, ходить под ручку с человеком? Вот говорят: «нужно жить по Божьим заповедям»…А как ты их будешь выполнять? Все хотят быть честными, но не у всех это получается. Хотят быть смелыми, но смелости иногда не хватает. Все хотят быть добрыми, но орут друг на друга… Вера должна как-то менять человека, должны быть какие-то проявления веры. Вера в нас то возрастает, то угасает… Внешняя обрядовая сторона помогает светиться моему сердцу изнутри, во вне. Когда я иду в храм, я куда иду? Я иду на свидание с Богом, потому что в обычной жизни я о Боге вспоминаю редко. Трудно молиться в автобусе, по дороге трудно молиться, дома, когда у соседа за стеной низкие частоты бухают, трудно молиться…А когда я прихожу в храм, я попадаю совсем в другое измерение, я в другом пространстве…Я прихожу в церковь для того, чтобы причащаться, и в этом происходит мое слияние с церковью. А вот все другие таинства: крещение, покаяние; все стороны молитвы, молебны, вся эта обрядовая сторона, она готовит к таинству причащения. Зачем поститься? Чтобы причащаться. Мы отрешаемся от внешнего, приносим свою жертву, чтобы все закончилось святым причастием. И для человека верующего нет такого вопроса: зачем я иду в храм? Я иду в храм к Богу. Этим все сказано.
 
-Путь к вере у каждого человека свой. Кто-то воспитывался в религиозной семье и впитал веру, что называется с молоком матери… Кто-то пришел в церковь уже в зрелом возрасте, благодаря, может быть каким-то трагическим событиям в своей жизни… Как пришли к вере вы?
 
- Я пришел к вере уже в студенческом возрасте. У меня в семье никто не веровал, да и до сих пор особо не веруют…Я пришел через поиск, я искал Бога. Понимаете, Господь всех нас призывает, мы же сотворены по образу и подобию, и эти образ и подобие в нас проявляются. Одна из черт подобия нашего – это поиск истины… Меня все время мучили те самые проклятые вопросы: зачем жить, что делать и кто виноват? Я пришел к Богу через Слово. Я влюбился в чтение, связал свою жизнь с литературой, сам писал. Живое литературное Слово меня потом подвело к Евангелию. Я купил Библию. Когда я стал ее читать, у меня стали возникать вопросы и … я пошел разбираться с попами… Вот, видите, разобрался… Пришел к батюшке в Покровский собор, не агрессивно, но с таким максимализмом: что, мол, здесь написано, почему сказано вот так? Мне священник рассказал все, ответил на мои вопросы и… я увидел настоящего, глубоко верующего человека…И я стал искать уже православное Христианство…Покрестился в 1992 году и еще год-полтора я искал духовность, а духовность тогда была всякая-разная. Я прошел и через агни-йогу, и через всяких там «рерихнутых» . Только потом стал ходить в храм. Победил во мне Христос через святого праведного Иоанна Кронштадского. Одно время у меня на столе лежали две книги: «Агни-йога» и «Моя жизнь во Христе». И в сравнении этих двух книг я понял, что есть истина, где есть любовь, сердечная теплота, а где просто холодный сверкающий айсберг. Читаешь «Агни-йогу», думаешь, что вроде все правильно, но такой холод от этих страниц… Потом читаешь Евангелие и понимаешь, что нужно жить по Евангелию и тогда тебе Бог откроется. Когда пришло это осознание, мне стало легко, я понял, сердцем понял, в чем цель моей жизни, ее смысл. Я понял, что путь сложный, кто знает, дойду ли… Но надо решиться и пойти. Я решился и вот потихоньку ползу…
 
- По мнению некоторых современных социологов, семья, как ячейка общества, изживает себя. Возросло количество разводов и, как следствие, неполных семей; все чаще женщины рожают ребенка «для себя»; все реже молодые люди стремятся узаконить отношения… Каково отношение церкви к состоянию семьи в современном обществе?
 
- Надо просто искать выход из сложившейся ситуации. Искать всем сообща. Я, как человек церковный, вижу этот выход в возрождении в каждом из нас духовной жизни. Ведь что такое семья? Это два в одном. Двое становятся единым целым, главное вечным организмом. Семья дана для совершенствования в любви. Люди этого не понимают. Любовь – это, прежде всего, вера и верность. Без верности любви не бывает. Любовь – это жертва собой ради ближнего, это радость. В любви человек преображается, у него появляется внутри некий стержень, который поможет ему пройти все житейское море. Каждый должен в себя заглянуть и понять, что мешает ему любить, что мешает ему удержать семью. Когда семья разваливается, обычно люди как говорят: «Ты виноват!» - «Нет, ты виновата!». Друг на друга перекладывают ответственность. А виноваты оба, потому что оба не сохранили, оба попустили злу проявиться в себе. Если бы боролись с внутренним злом, со своей гордыней, со своей леностью, жадностью и другими греховными страстями, тогда бы Бог сохранил эту семью…
Церковь для того здесь и находится, чтобы мы еще на Земле начали вести непримиримую борьбу, но не за место под солнцем, а за смысл Бога внутреннего.
Социальный институт тоже может помочь. Если бы проводились какие-то семинары, конференции, организовывались какие-то программы, в которых были бы задействованы православные, не обязательно священники, а просто заинтересованные люди…
- В каких случаях развод допустим?
- Христос в Евангелии сказал, что если есть вина прелюбодеяния, то есть супружеская измена, то это может послужить поводом для развода. Можно посмотреть в интернете соборный документ 2000 года «Основы социальной концепции русской православной церкви». Там есть все ответы церкви на вопросы социума.
 
- Что такое православная семья?
 
- Я не думаю, что есть какая-то специфика и не стал бы выделять: православная семья, мусульманская семья… Если семья живет в мире, согласии, она уже Божья семья, понимаете? Если люди живут полноценной семейной жизнью, если между ними есть любовь, то эта семья уже носит на себе печать какой-то Божьей благодати. Я вижу такие семьи, где между супругами существует настоящая любовь. Цель семьи – любовь и, если эта цель осуществляется, то и семья реализована, что ли… Все вытекает из любви. Есть любовь, значит, будут дети, будут дети, значит, этой любви будет больше.
 
- Насколько мне известно, церковь отрицательно относится к использованию противозачаточных средств. Детей должно быть столько, сколько дает Бог. Но многие люди просто боятся, что не смогут дать ребенку необходимое. Жизнь ставит перед выбором: количество или качество. Что вы скажете по этому поводу?
 
- Во-первых, церковь ни к кому в постель не лезет. Во-вторых, церковь категорически против абортов, это убийство, и против использования абортивных средств контрацепции. Это однозначно. Неабортивные средства предохранения – на совести супругов. Есть идеал: рожать детей столько, сколько Бог дает. Но, нужно учитывать духовный уровень человека: надо решиться содержать многодетную семью. Кроме того, супругов двое, один хочет много детей, второй нет. И еще надо знать мотив: почему они предохраняются и не принимают решение об увеличении семьи. Либо это мотив денег, мотив евроремонта, мотив власти, еще чего-то…Или действительно стесненные условия, когда в одной комнате живет по 5-6 человек. Это все индивидуально, главное, чтоб супруги, живущие во Христе, спрашивали совесть… Хорошо, если у них есть духовник, с которым они могут советоваться. Человек постоянно растет, он должен сам прийти к тому, чтобы еще одного ребеночка зачать.
 
- Почему в нашей стране такое большое количество абортов?
 
- От бездуховности, я считаю. 70 лет совка, когда воинствующий атеизм махал своими флагами, и нам говорили, что Бога нет, не прошли даром. Сегодня мы пожинаем плоды той бездуховной жизни. Красный террор, гражданская война, Великая Отечественная война… Сколько людей погибло, цвет нации! Многие люди выжили, может быть, благодаря доносам… Это все зря не проходит. Если бы несколько поколений сменилось, но прошло-то всего 20 лет. Это очень мало. Те, кто рушил церкви, давали потомство, которое росло в безбожное время. Я – сын советского инженера и советского бухгалтера. У нас вообще слово Бог никогда не произносилось. На Пасху яички красили и все. Что бы я мог дать своим детям? А как по Достоевскому? Если Бога нет, то все позволено. Позволено убивать детей, позволено изменять жене, позволено воровать, позволено унижать. А ответственность? Главное, чтоб меня не поймали соответствующие органы… Сейчас люди живут без страха Божьего, без каких-то вечных ценностей, без своей культуры. Сейчас же бескультурие полное! Мы культуру потеряли! Мы свой язык теряем!
 
- Что такое страх Божий?
-В Библии сказано: страх Божий – это начало премудрости. Это не есть животный страх. Это страх потерять Бога. Люди, когда любят, они тоже боятся потерять друг друга, дорожат друг другом. Вот и страх потерять Бога и есть страх Божий. Почему потерять? Из-за какого-то греха своего. И поэтому человек начинает жить правильно… Вы, наверное, были в горах? Подойдешь к вершине – дух захватывает, страшновато становится от всего этого необъятного. Когда ты к краю подходишь, тебе открывается Бог, ты понимаешь, кто – ты, и кто – Он. Это святой страх, он тебя не унижает, он тебя не загоняет в твою нору, в подполье. Это страх, освящающий все наше существо.
 
- Как строить отношения с родственниками человеку, который пришел к вере уже в зрелом возрасте, а родные не понимают его, посмеиваются над его религиозными чувствами?
 
- Я сам через это прошел и скажу вам так: я никому ничего не навязываю. Человек уверовал, он по-другому смотрит на жизнь, и этот новый взгляд, он сразу чувствуется. Есть такой хороший принцип у святых отцов: говори, когда тебя спросят. Мы должны служить, как Христос, служил людям, чтобы увидели нашу веру. Чтобы родственники поняли, что я, когда уверовал, я стал, например, более внимательным, более чутким, не так груб с ними, не так заносчив. Чтоб они видели плоды нашей веры. Тогда, постепенно, все изменится. Поэтому людям, которые попали в такую ситуацию, совет один: терпите. Претерпевший до конца, спасен будет. Люди хотят, чтоб в мире были верующие, хотят, чтоб были праведники.
 
-Как быть, если один из супругов приходит к вере, а второй нет, и выступает против того, чтобы жена (муж) посещали церковь?
 
- Тут стоит набраться терпения и ждать. Если люди любят друг друга, то рано или поздно, но придет понимание. Если муж увидит, что жена, когда стала ходить в церковь, изменилась в лучшую сторону, я думаю, вряд ли он станет дальше противиться.
 
-В Библии сказано о почитании родителей. Как быть, если родители явно неправы или требуют невозможного?
 
- В каждой ситуации есть свой выход. Почему я люблю свою религию, свою веру, потому что она не предлагает готового алгоритма. Я не хочу быть биороботом. В каждой ситуации ты ориентируешься своим внутренним миром, своей интуицией.
Если родители нас отвлекают от Бога, а такие были случаи и в наше время, и в житиях святых. Святую великомученицу Варвару отец сам казнил за то, что она была верующей... Да, действительно, если родители отнимают у нас Христа, мы должны противиться, но знать, что мы противимся не им, а тому злу, которое в них. Ведь часто зло действует через людей, в том числе и через близких. Мы должны отделить человека от его зла. Это самая трудная задача. Как нас учит Господь: Люби грешника и грех ненавидь. Начальнику надо ругать подчиненных, иначе дело развалится, но при этом не хранить в сердце своем неприязни или ненависти. Ребенка наказывать надо? Надо. Жалко? Жалко. Но ведь надо! Потому что, если я не буду наказывать, он же у меня вырастет каким-нибудь поддонком. Но я не хочу, чтоб мне было стыдно за своих детей, когда они вырастут и мне приходится их вразумлять, наказывать. Ведь любовь – это не сюсюкание, это трезвый взгляд на окружающий мир, интуитивный выбор в разных ситуациях.
- Сколько у вас детей? Чем они занимаются?
 
- У меня трое. Все пока школьники. Старшему уже 15, он увлекается музыкой, играет на электрогитаре, репетирует в группе. Такой неформал. Среднему 12, занимается спортом: дзюдо, хоккей. Девочке 10, ей нравится хореография, все, что связано с музыкой, танцами.
 
-Сегодня много говорят о необходимости религиозного образования в школах. Каким оно должно быть, по-вашему?
- Религиозное образование необходимо. Хорошо, если это будет курс «Основы православной культуры». Как быть с учениками другой веры? Мне кажется, ничего плохого не случится, если, например, мусульманин узнает что-то о православии. Ведь мы живем в России, а это, прежде всего, страна с богатыми православными традициями.
 
- Детский сад для ребенка – это благо, необходимость или зло?
- Ну, это, смотря на кого вы там нарветесь. Есть сады с разным уклоном, даже с оккультным. Если в такой попасть, то ничего хорошего не будет. А если нормальный садик, где просто ребенку уделяют должное внимание, занимаются его физическим и интеллектуально-нравственным развитием… Я садики допускаю, но не с самого начала. Ребенок должен понять, что у него есть семья. Если мы с самых малых лет отдадим ребенка в садик, он может потерять главное, что в начале жизни закладывается: основы семьи. В человек должен быть семейный уклад. Семья – главный социальный институт. А вот, чтоб к школе подготовить, имеет смысл отдать, лет в 5-6. Так что, сказать, что садики - это зло, я не могу, что это какой-то абсолют – тоже. Когда по 30-40 человек группа – это само по себе зло.
 
-В современном мире очень высок уровень агрессии. Я работала в детском саду и видела, насколько агрессивны даже дошкольники. По любому поводу они готовы кинуться в драку, даже девочки, знают куда побольнее ударить… Почему так и что с этим можно сделать?
 
- В нас инерция греха, которая еще от Адама и Евы, которая умножилась, когда утратились церкви. Агрессия – это плод того, что человек не живет духовной жизнью. Дети все в себя впитывают, если они видят, что отец с матерью ругаются, они тоже будут ругаться. Если их с утра до вечера пичкают мультиками, в которых герои нещадно лупцуют друг друга, они тоже будут драться. Я покупаю детям старые добрые советские мультики, мы все смотрим их с удовольствием, и душа становится мягче…
Мы живем в агрессивном мире. В человеке сейчас процветает гордыня, и весь мир, весь социум основаны на гордыне. Мы утратили такие ценности, как любовь, смирение, терпение, милосердие, отзывчивость, ответственность. Вместо этого нам навязывается все внешнее, нас призывают к получению удовольствия. Во всем, в любой среде. Происходит самообожествление. А как истинная, настоящая личность, мы можем развиться только в Боге.
 
- Почему люди уходят в секты?
 
- Они ищут духовность. В человеке вложено такое понятие, как познание и поиск Бога. Мы ищем Бога интуитивно… Секта предлагает очень облегченный вариант, вместо Бога предлагается подобие Бога. И люди на это покупаются. Если человек по-настоящему ищет Бога, то он сразу поймет, что здесь что-то не то, а если человек ищет оправдание своим греховным страстям и это для него удобно, он придет в секту. Секта всегда основана на культивировании какого-то греха, греховной страсти. Допустим, у Виссариона люди сняли с себя всю ответственность за нравственные нормы, они там занижены, потому что провозглашается свободная любовь. Православие говорит, что это грех, а там вам скажут, что это нормально. И людей это устраивает. Заманчиво?
 
- Т.е., как говорит Андрей Кураев: легким путем попасть в царствие Божие?
 
- Да… Влезть в царство небесное через дырку в заборе… И люди туда идут. А когда попадают в секту, там происходит перемена сознания, такое духовное воздействие, что человек начинает жить маленьким узким мирком и не воспринимает окружающий мир. Вот что страшно! С сектантами очень сложно разговаривать, практически невозможно. Они как закодированные. У них отнимается свобода, они теряют себя как личности.
 
- О.Виктор, вы пишете стихи, рассказы, издано несколько ваших книг. Что для вас творчество?
- Это потребность. Ты не думаешь, для чего это тебе, но оно постоянно из тебя выходит. Я пытался не писать, не получилось.
 
- Помните, как написали свое первое стихотворение?
- В детстве, как и все, наверное. Потом в институте баловался, шутил… Помню, в школе в выпускном классе написал серьезное, как мне тогда казалось стихотворение на тему «Прощай молодость»:
Дорогу молодым я уступаю,
Вперед должны идти они!
…Потом более серьезно увлекся, ходил в литературное объединение к Аиде Федоровой, так что наших поэтов знаю неплохо. А сам себя я поэтом не называю, так, поэтик, да и стихи я свои называю «стишата».
 
- У вас много стихов об осени, вам близко это время года?
- Да, это, видимо состояние души. Стихи об осени могут написаться в жарком июле, могут в холодном январе. Плачевное свойство души, эти минорные нотки свойственны мне…
 
Наша беседа состоялась в конце августа, когда осень уже начала отвоевывать территорию у лета, исподтишка подкрашивать в рыже-желтые цвета листья на деревьях, задувать в окна прохладным ветром…Я шла из Никольского храма по узким тропинкам старого кладбища, с надгробных памятников на меня смотрели лица тех, кто уже покинул этот мир. Мир, в котором мы многого не можем понять, и который порой кажется очень несправедливым и жестоким. Мир, в котором правят гордыня и эгоизм. Мир грешных людей, наша с вами Земля, где мы должны стараться творить добро и учиться любить.


Рецензии
спасибо огромное вам...

Елена Крюкова   14.02.2012 19:21     Заявить о нарушении
Спасибо той удивительной беседе с о. Виктором...
С теплом,
Мария

Ионина Мария   14.02.2012 19:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.