Страсти коммунальной квартиры

(непридуманная история)

После того, как вся группа сдала последний зачет, кто-то предложил:

- Девчонки, а давайте сегодня не в столовку сходим, а в кафе "Полевой стан". Там здорово - деревню напоминает; а то всю сессию давились котлетами да биточками из оленины.

- Давайте сходим, - согласился Хомченко Вадим, - только почему такая дискриминация? Девчонки хотят есть, а я нет?

- Да не обижайся, Вадик, - успокоила его Галка Белохвостикова, которую беззлобно дразнили Хвостиком, - ты ведь у нас один, как король. На нашем факультете одни девчонки.

- Да я не сержусь, привык. Только вот пойти с вами точно не могу, у меня жена со дня на день родит, нельзя ее одну оставлять. Хвостик, а ты их к себе домой зови, пусть соседи лопнут от злости.

- Да нет, с такой целью я не хочу, но была бы не против, если бы мы правда ко мне пошли. По-домашнему-то оно как-то лучше.

И человек десять, отоварившись в магазине, ввалились в широкий коридор коммуналки, где в одной из комнат жила Галина с мужем. Их двенадцатилетнюю дочь Риту, усмотрев в ней талант балерины, пригласили в Москву, и она уже полтора года жила в интернате на полном государственном обеспечении. Родители скучали, но будущее дочери было важнее. Они уже дважды видели дочь по телевизору и жалели, что нет такой техники, чтобы можно было сделать запись и сохранить.

Две другие комнаты занимала бездетная семья художников, где постоянно собиралась местная элита, которая вела себя безобразно, не считая соседей за людей. Виктор, Галинин муж, несколько раз собирался "разобраться" с соседями и их гостями, но жена как-то утихомиривала его, боясь, как бы соседи, имевшие большие связи, не навредили мужу, который в ранней юности уже имел отсидку за драку. И поскольку Виктор большую часть времени проводил в командировках, все шишки доставались Галине. Соседи демонстративно сбрасывали свой мусор в ее ведро, никогда в свою неделю не мыли кухню, коридор и, тем более, туалет. Галина безропотно все убирала, мыла ванную комнату после ежевечернего приема душа "аристократами", убирала картофельные и луковые очистки, которые соседка сваливала на ее кухонный стол: "Эта чурка приберет, такая уж у нее доля", - говорили прямо при ней.

Галя действительно была неизвестной соседям национальности восточного типа, но необыкновенной красоты женщиной. На нее оглядывались на улице. Невзрачную, с жидкими неопределенного цвета волосиками соседку красота и словно выточенная скульптором фигура Галины просто выводили из себя: "Все равно, чурка она и есть чурка, а рабы должны пахать". И "интеллектуалка" Фая в очередной раз сыпала свой мусор в чужое ведро, не особенно заботясь тем, что большая часть оказывалась на полу, на половине кухни Галины.

Незадолго до Нового года на коммунальной кухне произошел инцидент. Фаина на редкость в хорошем настроении начала разговор:

- Галина, потолок у нас просто неприлично грязный, вон, даже паутина в углах - побелить бы надо. Я права?

- Да, Фая, конечно, побелим, я уж сама думала.

Соседка курила в форточку.

- Это хорошо, что ты думала, - она щелчком выкинула окурок и пошла в свою комнату. - В общем, до завтра побелишь? Я на тебя надеюсь.

Когда Виктор вернулся со службы, Галина белила потолок уже на половине соседей, тщательно прикрыв газетами их стол, раковину и шкафчик для посуды. Муж, не поощрявший наглость соседей, взъярился.

- Эй ты, курица общипанная, выходи! Опять Галку подрядила на вас пахать?

- Виктор, вы хам! А ваша жена великая труженица, ей это к лицу. Пусть белит, не могу же я ей запретить, - и Фая с визгом захлопнула дверь, как раз вовремя, поскольку в ее сторону летел ботинок Виктора.

Дома у Белохвостиковых был серьезный разговор. Муж категорически запретил Галине делать работу соседей. Но она, не желая скандалов, потихоньку от мужа продолжала убирать за неряхами.

Вот и в этот раз, Галка провела девчонок в довольно просторную комнату - раздвигайте стол, стелите скатерть, а я немного кухню приберу - и побежала собирать с пола чужие огрызки и вытирать залитую чем-то скользким клеенку. Одно радовало - ее мучителей не было дома.

Подруга Галины зашла помочь.

- Давай колбасу и сыр порежу, девчонки там уже консервы разные открыли. А что, твоих змеиных соседей нет дома?

- Не надо, Надя, они, в общем-то, неплохие люди. Только с ребеночком им не везет, вот они и злятся.

- Блаженная ты, Галина. Неплохие люди! Вас-то они за людей не считают, а ты все время их оправдываешь.

И тут в коридор вошла соседка. Услышав гул голосов в комнате у соседей, пулей влетела на кухню.

- Ты что себе позволяешь, чумичка! Что за сборище в нашей квартире?

Но тут, уперев руки в бока, выступила вперед Надежда, гордость волейбольной команды "Медик". Она словно гора нависла над Фаиной:

- Ты, обезьяна облезлая, чья это квартира?! Вы со своей "элитой" ежедневно попойки здесь устраиваете, а Галина за вами убирает. Ишь, служанку нашли! А между прочим, в семьдесят пятом году лакеи не в ходу. Здесь собрались приличные люди, студенты, хоть и заочники - будущие директора магазинов и ресторанов, ясно? И еще раз попробуешь при мне хамить, я тебя по стенке размажу. Пошла вон, уродина!

Соседка мгновенно исчезла в своей комнате.

- Зря ты, Надюша, они мне теперь совсем жизни не дадут.

- А твой Витька куда смотрит? Тоже мне - мужик!

- Да они при нем не особенно хамят, а я ему ничего не рассказываю - очень он вспыльчивый... Прямо как ты.

И обе расхохотались.

Наутро Галина, желая сгладить вчерашнюю вспышку Надежды, подошла к Фаине с фотографией:

- Фая, извини за вчерашнее. Я вот тебе принесла Ритулину фотографию, сегодня с письмом получила. Смотри, это она в концертном зале Кремля танцует. Да посмотри!

- Что я, балетных пачек не видела? Да это, поди, и не Ритка. Кто такую чумичку в Кремль пустит?

Галина побледнела.

- Ты не смеешь, не смеешь так! Рита талантливая, красивая, умная! Ты просто завидуешь. Вы с мужем нас ненавидите за то, что наша дочь уже в тринадцать лет танцевала в Париже, в Милане. Какая она чумичка?!

- Дочь королевы - принцесса, а дочь чумички - чумичка, - и соседка, вздернув подбородок, гордо удалилась.

А Галя долго еще плакала в подушку, прижимая к груди фотографию ненаглядной дочери.

* * *

Соседи готовились к грандиозному приему. Решалась судьба Руслана, которому в этом году предстояла защита диплома, и при благоприятном стечении обстоятельств он мог получить направление на преподавание в Московском институте культуры. И сегодня они собирали на день рождения Фаины часть преподавательского состава, где мог быть и декан, народный художник СССР Николай Лой.

Фая впервые сама прибрала кухню и даже вынесла мусор. Но на Галину она по-прежнему поглядывала со злобой.

- Слушай, соседка, не могла бы ты сегодня уйти погулять? У нас особые гости будут. Представляешь - сам Лой собирался прийти.

- Нет, оттого и не смогу. Я хотела бы увидеть Лоя, очень люблю его пейзажи. Особенно последний, северный цикл "Голубая пурга". Не могу упустить такой случай.

Узкие глазки Фаины округлились, сделавшись похожими на две водянистые сливы. Она поначалу даже сказать ничего не могла. Но всегдашняя язвительность победила:

- Низшие слои населения начинают приобщаться к культуре - это утешает. Наконец-то слезли с деревьев. Прогресс чувствуется.

Галина молча ушла в свою комнату.

По восторженным "охам" и "ахам" соседки Галина поняла, что высокий гость прибыл. Она вышла в широкий коридор и увидела сцену приема. Лоя со всех сторон окружили местные художники, соседка пыталась снять с гостя плащ, но тот сопротивлялся:

- Ну что вы, голубушка, я же не дама, сам разденусь. Сам, сам! Только покажите, куда повесить.

И тут его взгляд упал на Галину:

- Галочка, детка моя, племяшка дорогая! Как я рад! Иди-иди, я тебя рассмотрю. Ох, хороша! Хороша! - он повернулся к впавшим в столбняк хозяевам и гостям. - Сколько раз просил ее позировать, ведь племяшка у меня такой благородной красоты - так и просится на полотно, не так ли? - Лой повернулся к художникам. - Ну, скажите, кто-нибудь из вас отказался бы писать портрет такой царицы? (Восторженный гул художников). А почему не звонили, в гости не приходили? Я ведь думал, вы в Москву перебрались, Риту дважды по телевизору видел. Кстати, знакомьтесь, дорогие хозяева, - Галя, дочь моего родного брата, в девичестве Лой Галина Георгиевна. Ну что - столы накрыты? Один лишний прибор на мою племянницу найдется?

- Найдется, конечно! - суетилась Фаина.

А Руслан подхватил соседку под локоть и пытался ввести в свои комнаты, но она сопротивлялась.

- Спасибо, я посижу у себя. А потом ты ко мне зайдешь, дядя Коля?

- Дядя Коля! - умилительно возвела очи к потолку соседка. - Галочка, порадуй нас, посиди с нами.

И Галине пришлось войти в "аристократические" хоромы, что раньше было недоступно. Правда, комнаты выглядели, если не считать нескольких картин на стенах, довольно скудно.

Веселье было в самом разгаре, когда резко просигналил звонок в коридоре.

- Я открою, - побежала именинница, - это ко мне.

Но Галина услышала басистый голос Надежды Мильковой и пыталась выйти, так как услышала: "Ее нет дома".

- Я дома, Надя! Да пустите же меня, ко мне подруга пришла.

- Вот и хорошо, - порадовался знатный гость. - Зовите ее сюда. В тесноте - не в обиде.

Надежда осмотрела недоступное доселе жилище и присела с краю, хоть и звали ее сесть рядом с Галиной.

- Конечно, поздравляю именинницу, всяческих благ и доброго сердца, но что делает здесь моя подруга, в этом зме..., простите, соседском гнезде?

- А почему бы ей здесь не быть? - удивился Николай Васильевич.

- Да потому что раньше ее на порог не пускали. И имя ее было не Галина Георгиевна, а чумичка и чурка. Пользовались ее смирением и устраивали такие гадости, какие обычный человек точно бы не стерпел. Свой мусор сыпали на ее кухонный стол! Это же уму непостижимо. А эта курица все их оправдывала: "Они несчастные, у них деток нет, оттого они такие недобрые. Их жалеть надо". А вот Галю никто не жалел. Даже гости и то покрикивали: "Эй, ты, как тебя? Помой посуду, Фае некогда", - и она мыла. Это нелюди. Вот смотрите на их рожи - ведь на них все написано. Фая даже впервые в жизни покраснела.

Гость тяжело поднялся:

- Племянницу свою я обижать не позволю, это однозначно. Но в Москву вы не поедете не из-за нее, я знаю, она будет меня упрашивать, но нет! Наш регион должны представлять достойные люди. Вы еще ничего из себя не представляете, а уже так носы задираете - "аристократы"! Студентка кооперативного института для вас чумичка, черная кость. Возомнили себя барами. В общем, так, Галина, собирай вещи, завтра пришлю машину. Зачем мне одному пять комнат? А единственная племяшка будет в коммуналке ютиться... Галя, ты меня знаешь, до обеда чтобы вещи были собраны. Мебелишку оставь, пригодится людям, кто сюда поселится. И спасибо тебе, Надюша, ты настоящая подруга. Приходи почаще к Галине, она вот жалуется, что скучает без мужа и дочери, а я, как обычно, постоянно буду в разъездах. Приходи, ты - добрый человек. И семью свою приводи, глядишь - подружимся.

А хозяевам спасибо за угощение. Не надо, не вставайте. Меня девочки проводят.


Рецензии
Прочитал с большим интересом. Очень живо написано. Главное, много деталей достоверных.

Николай Трухонин   07.02.2012 15:03     Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо, добрый человек! Творческих успехов!

Зинаида Санникова   09.02.2012 07:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.