Алексей Матиевич

Национальный герой - автор Гимна Молдовы
                Зенд – Авеста

          г.Санкт-Петербург                23 сентября 2010 г.

                Имена автора  страницы :
                В Стихах, Прозе - Новая  Авеста
                В  Стихах  ру. – Глаз  Сокола  Востока
                В  Прозе  ру.   – Митра-88



            Поместить  настенную  живопись…
                «Лебеди, солнце, звезда…»

            Кандидатская  диссертация  студента  4 курса
                Императорской
                Киевской  Духовной  Академии
 
                Алексея  Матиевича
          

                «Религиозно -  философское
                миросозерцание   Фехнера»
       
            № 2285                14.06.1914г.

                Краткое  изложение  содержания  диссертации
      осуществлено    Зенд-Авестой  в  августе  2010 г.  в  музее
      Алексея  Матиевича  в г.Кайнары   Каушанского  района
      Молдовы.

                Вступление: Алексей  Матиевич  родился  16 марта
1888 года  в  селении  Кайнары  Каушанского  уезда  Бессара –
бии  -  Молдавии.
        Окончил  Кишиневскую  духовную  семинарию.
       В  1914 году  окончил  Киевскую  духовную  Академию.
Владел  несколькими  языками  в  совершенстве.  Этнограф.
Фольклорист.  Он  перевел  все  собственные  сочинения
немецкого   физика, психолога, медика, философа, сатирика
Густава  Теодора  Фехнера.  За  кандидатскую  диссертацию
ему присвоена  степень  кандидата  наук.  Национальный
Герой – автор  гимна  Молдовы. 13 августа  1917 года его
жизнь  оборвалась.

          
              Гимн   Молдовы  -  Наша  речь
Наша  речь  -  сокровищ  груды,
Целый  склад  в  ее  глубинах.
Там  хранятся  изумруды,
Малахиты  и  рубины.
           В ней  огонь  души  народа
           Долго  тлел  и  вспыхнул  разом,
           Чтобы  обрести  свободу
           Славным  витязем  из  сказок.
Наша  речь – напев  раздольный,
Голос  дойны  на  просторе,
Стая  молний  -  сильных,  вольных
В  черных  тучах,  в  синих  зорях.
            Наша  речь – волнение  нивы,
            Что  с  дыханием  ветра  слита.
             Тех  колосьев  переливы –
             Потом  прадедов  политы.
Наша  речь – листвы  зеленой
В  кодрах  вешнее  волнение,
Нистру  славный  и  спокойный,
Отразивший  звезд  свеченье.
             Речь – избранница  возводит
             К  небесам  высоким  славу.
             В  храм  и  дом  она  приходит
             Словом  истин  величавых.
Наша   речь  -  старинных  грамот
Пожелтевшие  страницы.
Прикоснешься  к  ним  губами –
Станет  сердце  чаще  биться.
           Наша  речь  -  строка  писаний,
           Тех  молитв,  что  не  истлели,
            Испокон  веков  крестьяне
            Плакали  на  ней  и  пели.
Заржавевшие  засовы
С клада  древнего  сорвите.
Пыль  забвения  глухого
С  потускневших  слов  сотрите!
             Соберите  самоцветы –
             Зажжены  их  грани  солнцем,-
             И  тогда  потоком  света
             Речь  ожившая  прольется.
И  тогда  не  будет  жалоб
На  убогость  речи  нашей.
Вы  увидите,  что  стала
И  щедрей она,  и  краше.
              И  тогда  ее  глубины,
              Распахнувшись,  явят  глазу,
              Изумруды  и  рубины,
              Малахиты  и  алмазы.


                -  Бессарабцам –
Так  знайте: ежели  меж  вас  не  сыщется  пророк,  тогда
Придет  расплата  в  должный  час и  отвернет  лицо  судьба –
                И  не  поможет  вам  мольба…
Из  ваших  слез,  терзаний,  бед,  из  гнева  тяжкого,  глухого,
Из  ожиданья  долгих  лет  возжечь  он  должен  будет  свет.

И  вас  в  душе  обнять,  и  слово  произнести,  пойдя  путем
Шипами  устланным,  лишь  с  теми, 
   Кто  различит  пророка  в  нем. И с  ним  пойдет, оставив дом.

Так  Дух,  что  жаждет  обновленья,
                вас  поведет  на  избавленье.
Печаль  полей  он  соберет  в  слезе  одной,
Лоза  и  колос  озарят  вас  живой  водой –
                В  ней  кровь  людская,  пот  людской.

И  пить  Вы  будете  по  капле -  и  ваши  беды  утекут.
Ведь  капли  те  в  стране  сожгут  вражду  и  ненавись,
И  зло,  и  клеветничество,  и  фальшь.

И  бывшие  враги  на  вас светло  посмотрят,
И  пошлость  не  омрачит  уж  их  чело.
И  все  вы  будете  одним  понятьем.
Именем  одним  вы  назоветесь.

Вслед  за  ним  шагнете  в  день  грядущий.
Он  счастливой  жизнью  озарен -  ее  вы  создадите!

Но  коль  не  сыщется  меж  вас  пророк,  не  жалуйтесь  тогда.
Придет  расплата  в  должный  час –
И  переменится  судьба,  и не  поможет  вам  мольба…


                Густав   Теодор   Фехнер  -  немецкий  мыслитель  19
века   занимает  особое место.  Он – философ.   В  Лейпцигском
университете  он  посвящает  себя  изучению  медицины.  Его
призвание  -  естествознание.  Период  религиозно-философско-
го  развития – это  философия  древне-индийской  религии
«живое слово» -  «светлого  взгляда»,  в  чем  отражается  выс-
ший    морально-религиозный   смысл. 
       Все  произведения  Фехнера  носят  глубокий  отпечаток  его  личности -  вдумчивость  и  осмотрительность  натуралис-
та,  способность  свои  стремления  доводить  до  последней
степени  очевидности  и  любовь  к  спокойному  созерцанию.
Его  научная  черта  характера – тяготение  к  независимости
мысли  и  прокладыванию  новых  путей.  Пытливый  ум,  ни-
когда  не  останавливающийся  на  чем-то  достигнутом,  или
на  чужом.  Любые  темы  он  исчерпывал  до  конца.


         …Рукопись  № 2285  обнаружена  в  апреле  1981 года в
Центральной  научной  библиотеке  Академии  Наук  Украины.
Молдаванин  читал  по  немецки  и  писал  по  русски…
Во  всех  работах  древних  философов  А.Матиевич  искал следы
влияния  на  Фехнера -  стремился  в  поисках  вероятного и
невероятного  источника  влияния  на  формирование  взгляда
немецкого  мыслителя…

                Кандидатская  диссертация  «Зенд – Авеста»…
       С  точки  зрения  естествознания  книга  названа  так  от
древне  индийской  религии  «живого  слова»  Зенд-Авесты,
возрожденной  Зороастром.   Зороастр – пророк  и  реформатор,
древне-иранской  религии  под  названием  зороостризма.  Время  его  жизни  10-7 век  до  новой эры.  Составитель
древнейшей   книги  части  Авесты  под  названием  Гаты. Она
представляет  собой  главное  религиозно-философское  сочи-
нение  Фехнера,  распространяющее  указанный  принцип
самосознания  или  одушевленности  на  планете  Земля – нашей
матери.
        Взгляд  древних  пантеистических  естественных  религий:
Бог – душа,  сознание  и  жизнь  мира.

                Новая  Зенд-Авеста  «Психофизика»  Фехнера – 1860г.

                Глава – 1
        Главные  предположения  философской  системы :
А -  к  универсальному  параллелизму
Б -  к  единству  всеобщей  связности
В -  к  реальности  сознания,  осуществляющего  это  единство –
       над  жизнью,  над  природой,  психического  над  физичес –
       ким.

                Глава –  2
                Космолого-психологическая  проблема.
        Космология – всеобщий  закон  движения,  учения  о природе.  Всеобщий  всесвязывающий  закон,  по  которому  происходит   все  в  космосе.
        Когда  в  мире  наступают  одинаковые  отношения  и  об-
стоятельства,  повторяются  и  те  же  последствия,  когда  и  где
наступают  различные  обстоятельства – наступают  и  различ –
ные  последствия.  Действует  закон  причинности.  Сила  отож-
дествляется  с  тем  же   всесвязывающим  законом – единство
мировой  системы.  В  законе  проявляется  реальность,  сущ-
ность  силы.  Закон  единства  сознания  в  основании  универ-
сального  сознания.
         Всеобщий  закон  причинности  выступает  в  принципе
стремления  к  устойчивости.  Определенная  система  была бы
абсолютно  устойчива,  если бы  ни  одна  часть  не  меняла бы
своего  положения  и… абсолютно  неустойчива  при  лишении
связности  единства.  В  природе  невозможно  наблюдать  пол-
ную   устойчивость.

        Учение  психофизики  об  отношениях  между  природой
и  духом.  Высшие  организмы  эволюционируют  из  низших.
Каждый  психический  процесс  имеет  своего  носителя  в  том
физическом  движении,  которое  ему  всегда  сопутствует.
        Психофизика  пытается  установить  «отношение»  духов-
ного  к  телесному  или  к  внутреннему  телесному  миру,  с  ко-
торым  духовное  стоит  в  ближайшем  отношении.  Все  физи –
ческое  в  природе  имеет  параллельный  психический  коррелят.
        Движения,  с  которыми  связано  сознание,  происходит  не
только  в  нас,  но  и  вне  нас.  Сознание – коррелят  физичес –
кого.  Психический  также  коррелят.  Физическое  и  психичес-
кое  тождественны.  Являемая  ими  сущность  есть  связываю-
щий  их  закон.   Общее  им  существо  представляет  лишь  эту
зависимость.  Эти условия  нераздельны и  заключаются  в  единстве  божественного  сознания.  Различие  материального и
духовного  объясняются  разными  точками  зрения.  Матери –
альное  -  это  внешняя  точка  зрения,  а  духовное – внутрен –
няя.   Чужой  дух  наблюдать  не  возможно – только  свой, т.к.
духовное – это  самоявление.
        Солнечная  система,  наблюдаемая  с  земли  и  солнца,
имеет  совершенно  различный  вид. Связность  всех  психофи-
зических  систем  мира  можно  представить  одной  волнооб-
разной  схемой  универсального  сознания.  Для  этого  сознания
очевидна  и  духовная  связь  всех  существ.  Так  объясняется
психофизическая  постепенность  всей  вселенной.  Сознание
на земле -  волны  земли,  сознание  солнечной  системы – волны
солнечной  системы.  Все  эти  волны -  единая  и  нераздельная
волна.  Единство  нижнего  сознания  заключается  в  единстве
высшего,  а  единство  всех -  единство  Универсального  созна-
ния.
         Для  Верховного  Сознания  нет  порога  сознания,  един –
ство   сознания  и  самосознания  для  него  совпадают.  Разли-
чие  сознаний  заключается  в  пороге  различной  высоты
волны.  Развитие  человека  направляется  к  сознательным
целям.  Для  Универсального  сознания  существует  лишь  вы-
сокое  духовное.  Космос  представляет  собой  закономерное
связное  замкнутое психическое  духовное…
         Взгляните  на  берег  моря – одна  волна  набегает  на  дру-
гую  подобно  стаду  волн -  сила  вселенной  гонит  их,  подни-
мает  волны  то  выше, то ниже,  в  том  же  направлении  тянут-
ся  тучи,  волны  из  жизни  земли,  частью  которой  есть  твоя
жизнь.  Связь  со  вселенной  строго  закономерна – она  заклю-
чает  и  причинность  и  целесообразность, т.е.  «Единое  во  мно-
гообразном  и  многообразное – в  Едином.»  Связь  каждого
индивидуального  сознания  с  космосом – причинная.  Природа
и  дух  неотделимы.

         Философия  Фехнера  делится  на  три  отдела:
Учение  о душе.  Учение  о месте  души  в  телесном  мире.
Учение  о  всеобщей  одушевленности.
         Сознание  есть  безостановочный  процесс  смены  перемен.
Сознание  во  всем  мире  или  в  индивидууме  не  имеет  устой-
чивости  в единстве  -  это  есть  вечный  поток  закономерных
процессов.  Единство  заключается  в  самосознании – самоявле-
ния  «я =  я»  как  самое  достоверное -  постоянное  во  времени
и  пространстве  из  всего  того,  что  дается  опытом.  Я  есть
носитель  явления  сознания – его  душа.  В  духе  и  сознании
она  есть  вечная  устойчивость.  Понятие  души  шире  понятия
сознания.
        Понятия  души  и  сознания  совпадают  - душа  дана  лишь
в  сознании.  Низшие  души  по  отношению  к  высшим  играют
роль  отдельного  самостоятельного  душевного  явления.  Душа
есть  организм – одно  без  другого  мыслить  нельзя.  Душа  есть
принцип  жизни  каждого  отдельного  организма,  объединен –
ная  причиной  и  целесообразностью.  Как  субстанции -  и тело
и душа  едины. Телесный  организм  связан  слабее  и  подлежит
распаду,  а  единство  души  вечно  и  не  распадается.  Мир  не
распадается,  т.к.  космос  одушевленный.

                Глава 3 – всеобщая  одушевленность.
-  одушевленность  растений
-  одушевленность  земли
-  одушевленность  планет  солнечной  системы
         Одушевленность  растений  доказывает  следующее:
                -  аргумент  аналогии
                -  дополнения
                -  постепенность
                -  взаимоотношения
                -  причинности
                -  целесообразности
         У  растений  наблюдается  восприимчивость  к  различным
раздражениям,  живость  движений,  направление  к  свету,
и т.п.  Растению  свойственна  низшая  душевная  жизнь.  Вос –
приятие  света,  воздуха  и  влажности  у  растений  гораздо
глубже  и  острее,  чем  у  человека.
 
        Аргументация  в  пользу  одушевленности  Земли – так  же,
как  тело  человека,  животных  и  растений,  но  в  гораздо  выс-
шей  форме  представляет  собой  связное  целое,  индивидуаль –
но  обособленное.  Земля  есть  высший  организм – вода и  воз-
дух  принадлежат  ей,  для  нее  существует  лишь  высшая  за-
висимость  от  солнечной  системы.  Любой  земной  организм
проходит  и  разрушается -  организм  же  Земли  пребывает
как  вечный  источник  своих  существ.  Только  Земля  ни  с  чем  не  связана  -  она  свободно  носится  по  небу,  подчиняясь
всеобщему  закону  Универса.
         Шар – форма,  наиболее  свойственная  высшей  телесной
организации. Земля  свободно  носится…  купаясь  в  эфире,
черпая  в  нем  энергию  для  своих  существ,  играя  всеми  пе-
реливами  своих  красок  в  немеркнущем  свете.
         Для  стихии  эфира  сознательными  существами  могут
быть  только  Земля  и  планеты  солнечной  системы.  Небесное
море  эфира – самая  чистая,  тонкая,  прекрасная  универсаль –
ная  стихия,  волны  которой   образуют  свет,  дающий  жизнь
вселенной.  Достойными  обитателями  такой  стихии  могут
быть  только  высшие,  сверхчеловеческие  духовные  существа.
В  мире  сознания  наблюдается  постепенность.  Высшею  ду –
шою  является  дух  Земли.  Пути  взаимоотношения  между
людьми – звук,  свет,  пути  сообщения  от  общего  одушевлен-
ного  организма.   Так же  как  люди  беседуют  посредством
колебаний  эфира,  то  также  наша  планета  беседует  со
своими  спутниками.
        Причинность – все  живое  и  одухотворенное  произошло
от  Земли.  Земля  родила  наши  тела,  дух  земли  произвел
наши  души.  Земля – наша  мать.  Целесообразность  представ-
ляет  аналогию  разновидности  причинности.  Процессы  Земли
приспособлены  к  поддержанию  сознания.  Только  организм
Земли  вечен.
         Астрономически  -  Земля  движется  вокруг  солнца  вмес –
те  с  людьми,  животными  и растениями.  Метеорологически –
воздух  земли  является  дыханием  всех  ее  живых  существ,
давление  удерживает  кровь  в  жилах,  закон  сохранения  жи-
вых  сил  земли  предполагает  тесное  взаимоотношение.  Чело-
век  связан   с  землей  гораздо  теснее, т.к.  постоянно  находит-
ся  в  психофизическом  обмене  со  своей  матерью.
         Какова  психология  духа  Земли? -  душа  земли  приводит
в  единство  мысли,  ощущения,  представления  и  чувства
земнородных.  Дух  земли  постоянно  обнаруживает  очевидное
стремление  к  примирению  всех  противоречий  жизни.  Дух
земли  примиряет  в  высшем  единстве  общность  земного
чувства.  Спокойное  и  верное  круговращение  в  небе  есть
самое  совершенное  движение,  какое  только  можно  предста-
вить.

         Одушевленность  земли  является  исходным  и  опорным 
пунктом.  За  нашей  индивидуально  одушевленной  солнечной
системой  должна  быть  другая,  за  нею – следующая  и так да-
лее…  Вся  одушевленная  совокупность  солнечных  систем
объединяется  в  высшей  сфере.  Дух  солнечных  систем  в  еще
большей   мере,  чем  дух  земли,  определяет  и  объединяет
проявления  подчиненных  ему  светил.  Звездная  система
охватывает  весь  Млечный  Путь. Расширяя  свой  кругозор
мы  в  конце  концов  придем  к  Высочайшему  личному  Духу
живого и  необъятного  Универса.  Этот  Дух  есть  Бог.


                Глава 4 – Учение о Боге
                -  философия  религии
                -  Бог  в  своем  существе
                -  Бог  и мир
        Как  личный сверхмирный   Дух  универса,  Бог  включает
в себя  всех  остальных  духов,  чем и  обусловлено  его  воздей-
ствие  на  высшее  духовно-разумное  существо  земли  человека.
Бог  в  природе,  и  природа  в  Боге.  Бог  есть  высшая  Лич-
ность,  Высшее  «Я»  и  первою  ступенью  веры  в  него  явля –
ется  наше  собственное  «Я».  Метод  превращения  мотивов
веры в основание  сводится  к  тому,  чтобы  проследить  их  за-
висимость  от  Высшего  Существа,  вызывающего  веру  в  че-
ловека -  на  высшей  ступени  мотивы  становятся  основани –
ями.
         Практический  принцип  в  том,  что  люди  верят  в  своего
Небесного  Отца – Бога,  потому  что  он  приносит  им  счастье,
спасенье,  утешение  и  укрепление.  Весь  вред,  происшедший
в  человечестве  от  религиозной  веры  зависит  от  того,  что
было  ложно  истолковано  в  вере.  История  учит -  не  было
народа  без  религии.  В  поддержке  общественного  строя  и
социальной  жизни,  религия  играет  главенствующую  роль.
Ее  не  могут  заменить  ни  принципы  гуманности,  ни  чувство
человеческого  достоинства.  Отверженность  и  атеизм  одно –
значимы.
          Очищенная  от  всяких  наслоений -  вера  в Божественное
сверхмирное  Существо  встречается  у  всех  народов.  Языч-
ники  не  обожествляли  материю – они  считали  ее  только
носительницей  скрытой  духовной  силы,  подобной  человечес-
кой,  но  превосходящую   последнюю.  Это  уже  не  заблужде –
ние,  а  зерно  истины.  Принцип  жизнепонимания  в этике  -счастье  является  высшей  целью  человеческой  жизни.
          Наш  духовный  микрокосм  есть  лишь  часть  Великого
Духовного  Макрокосма -  Универсальной   Личности  косми  -
ческого   «Я»  -  явление  в  высшем  смысле.  Основным  чув –
ством   духовного -  это  Любовь :  источник,  защита,  связь
любви  всех  духов…   Несправедливо  отделять  Бога  от  при-
роды,  служащей  Ему…  Язычество  имело  полное  право  воп-
лощать  Бога  в  космосе.  Бог  есть  существо  бесконечное –
сверхмирное.  Дух  Божий  включает  в  себя  всякое  изменение,
все  время  и  пространство.  Бог -  действительно  есть  Бог  Света  и  своим  светом  он  наполняет  вселенную.
        Причинность -  вполне  самостоятельный  принцип  много-
образия,  целесообразность  -  исконный  принцип  единства все-
ведения  Божия,  а  в  целом -  закон  его  развития  в  мире.  В
идеях  истины,  красоты,  блага  заключается  высшее  выраже-
ние  Божественного  Существа,  а  отношение  человека  к  Богу   в вере,  надежде, любви.  Истина  -  есть   откровение  любви,  красоты,  блага -  ее  исполнение  в  мире,  поэтому  и истин-
ная  вера  в  Бога  всегда  приносит  лишь  радость,  счастье,
спасение.   Потому  то   все  стремления  морали  и  жизни  идут  к  тому,  чтобы  утвердить  и  сохранить  благоденствие
человечества.
        Божие  всемогущество  есть  совместное  действие  в  мире  законов  божественного  сознания – законов  целесообразности
и  причинности,  являемых  в  мировом  законе  тяготения.
        Сущность  происхождения  и  смысл   мирового  зла  сво –
дится  к  следующим  основным  положениям:  зло  в  мире  бы –
вает  трех  видов- физическое,  моральное  и  интеллектуальное.
Физическое  зло  состоит  в  телесных  разрушениях  и  страда –
ниях,  моральное  зло – в эгоизме,  безнравственности,  грехов –
ности.  Интеллектуальное  зло  имеет  корень  в  человеческой
ограниченности  и  заключается  в  глупости,  ошибках,  безу –
мии.  Зло,  хотя  и  происходит  в  Боге,  но  не  по  Его  воле.
         Высшая  воля  в  Боге -  всеблагая,  зло  же  есть  низшее
стремление.   Зло  возникает  в  низших  областях   Божествен –
ного  Существа.  В  бесконечном  и  Едином  Боге  нет  и  не
может  быть  зла.
         Между  основанием  возникновения  зла  и  противодей –
ствующей   тенденцией  нет  никакого  противоречия,  посколь-
ку   зло  действует  снизу,  т.е.  от  частного  и  отдельного,  а
тенденция   противоречия -  сверху  от  всеобщего  и  целого.
Зло  позднее  превратится  само  в  пособие  к  всеобщему  улуч-
шению  мира,  посколько  оно  будет  разрушено  противобор –
ствующей   силой  и  после  этого  станет   источником  новых
благ  -  что  без   предшествовавшего  зла  не  могло   про -
изойти.   Воля  Божия  стремится  к  уничтожению  зла…!
 

                Глава 5
                Высшее   благо   и  нравственность.

         Принцип  стремления  к  гармонии  осуществляется  Ду-
хом  Божиим.  Сущность  чувства  всегда  состоит  в удовольст-
вии  или  в  страдании.  Стремление  души -  к  уменьшению
страдания.  Чувство  удовольствия – основа  жизни: от  формы
раздражения  зависят  эти  чувства.  Принцип  стремления  к
устойчивости  и  гармонии.
                Дисгармония  -  страдания !
          Гармоническое  состояние  представляет  собою  извест-
ную   степень  духовной  ценности,  связанную  с  универсаль-
ной  волей  Божией  -  как  мировой  принцип  стремления  к
гармонии.  Бог  осуществляет  вечную  гармонию,  наслажде –
ния,  счастья.  Бог  реализует  вечное  влечение  к  устранению
мирового  зла  и  восстановлению  божественного  блаженства.
Высшее  моральное  благо  есть  и  благо  религиозное.
        Мировой  принцип  стремления  к  гармонии, ставящий  в
основу  моральных оценок  эстетические  переживания  пред –
ставляются   регулирующим  принципом  в  мире  духовных
ценностей,  а  также  источник  в  сознании  Божества. Высшая
гармония,  высшее  благо – смысл  жизни – конечная  цель
всего  человечества.   Мораль  «светлого  взгляда»  имеет  отли-
чительную  черту  -  она  определяет  нравственную  ценность
известного  действия.  Настроение  к  действию  порождает  волю  к  его  совершению.  Такая  воля  не  уничтожает  свободы
ценности  всего  благого  и  прекрасного  в  мире: любовь, дружба,  надежда  на  Бога,  закономерности  в  области  нрав-
ственного  есть  нравственный  закон.
        Обычно  совесть  обозначают  просто  как  нечто  прирож –
денное.  Развитие  совести  у  отдельной  личности  вполне
анологично  развитию  во  всем  коллективе  высших  духовно-
разумных  существ  на  земле  во  всем  человечестве.   Чистая,
ясная   и  праведная  совесть  всегда  будет  рассматриевама,
как  часть  божественного  света  и  наслаждения,  но  человек
должен  сначала  возвыситься  до  определения  этой  высшей
ценности  и  может  радоваться,  что  миропорядок  и  его  дух
заключают  в  себе  средства,  приводящие  его  к  этому: однако
он  не  должен  думать,  что  этот  высший  дар  заранее  ему  по-
дарен,  иначе  он  его  не  достигнет.
        Совесть – божественное начало  в  человеке.  Нередко  она
заглушается  стремлениями   невысокой  нравственной  цен –
ности.   Заповеди  сводятся  к  завету  о  любви  к  Богу  и  ближ-
ним.  Этот  завет  есть  высший  принцип  божественной  бла-
гости  и  правосудия – как  всеблаженному  и  вселюбящему
личному  Духу – источнику  счастья  для  человека  и  челове-
чества.  Без  любви  к  Богу  мир  и  человечество  не  устояли
бы.
        Высокое  удовлетворение  -  радость  и  мир  совести -  выс-
шее   внутреннее  благо – истинное  блаженство.  Надежда  на
земное -  скоро  постигает  конец,  но  надежда  уповающая  к
Богу – безконечна.  Любовь  от  ближнего  к  ближнему  смертна,
Любовь  к  ближнему  в  Боге – безсмертна.   Пусть  человек
радуется,  что  Бог  избрал  его  своим  отражением  в  более  вы-
соком  смысле,  чем  многие  низшие  существа.  Цветок  расцве-
тает,  семя  из  тьмы  пробивается  к  свету,  но  только  челове-
ком  в  будущем  обозначается  высшее  бытие  в  светлом  сол-
нечном  Боге.
        Высокое  божественное  назначение  человека  должно  быть  основанием  его  любовных  отношений  ко  всему  миру
в  людях – братьям  в  Боге.  Человек  должен  стараться  при-
нести  в  мир  совокупность  времени  и  пространства -  вели-
чайшее  счастье -  таков  принцип  религиозно-нравственных
отношений  к  миру  и  людям.
       Творящий  зло,  т.е.  понижающий  удовольствие  мира,  вре-
дит  не  только  другим,  но  прежде  всего  себе,  т.к.  по  закону
божественного  правосудия  всякое  зло  неминуемо  влечет  за
собою  свое  наказание  и  уничтожение,  после  чего  наступает
его  обращение  в  добро.  Надо,  заботясь  о  себе,  не  попирать,
а,  напротив,  всячески  поддерживать  интересы  ближнего –
тогда  исполнение  заповедей  Божиих  обеспечено.
         Нравственность  не  отделима  от  религии,  как  и  религия
от  нравственности.  Переход  последствий  в  будущую,  поту-
стороннюю  жизнь  вытекает  из  того,  что  сама  загробная
жизнь  не  что  иное,  как  прямое,  естественное  продолжение
настоящей.

                Глава 6  -  Бессмертие  души.
         Согласно  философии  «светлого  взгляда»,  наше  «я»  объ-
единяет  в  себе  многообразие  космических  явлений  не  толь-
ко  в  пространстве,  но  и  во  времени.  Природа  причин  всюду
определяет   природу  следствий…
         Каким  образом  вся  земная  природа  заменяет  нашему
бессмертному   духу  в  потусторонней  жизни  смертный  мозг
и  тело?  Телесная  и  духовная  сторона  обусловлена  единством
существа.  Поток  духовного  есть  самоявление  телесного
потока.
         Причинное  продолжение  деятельности  прежнего  тела,
связывавшее  с  ним  наше  прежнее  «я»  лишь  отчасти  лежит
в  нашем  нынешнем  теле.  Отчасти  относится  к  внешнему  миру.  Все,  что  действует  в  нас  внутренно  и  скрещивается
во  всех  последствиях,  но  нити,  крепко  натянутые  в  узком
теле,  вытягиваются.   Таким  образом,  пробуждается  к  жизни
тело  будущего,  путем  воздействия  нашего  духа  на  внешний
мир.
         Разрушенное  наше  тело  есть  основание  сознания,  пере-
ходящее   на  его  продолжение.  Если  в  потусторонней  жизни
дух  сохраняет  свою  индивидуальность,  то  узел  нашего  тела
«я»  не  поглощается  внешней  природой,  а  пребывает  с  нею
в  законченных  связях.  Каждая  причина  сохраняет  свои
последствия,  как  вечное  достояние.  При  нашей  жизни  обра-
зуется  бессознательное,  ждущее  лишь  пробуждения  для  но-
вой  жизни.
        Бессмертие  нашего  личного  духа  глубоко  обосновано  в
личности  Божией,  в  которой  находимся  мы  и  весь  окружа-
ющий  нас  космос.   Где  нет  особого «я»,  там  и  следствия  не
могут  ничего.  Но  возникновение  особого «я»  низшей  ступени
обосновано  в  причинном  взаимоотношении  высокого  порядка.   Отпадение  нашей  нынешней  телесной  оболочки
является  восхождением  из  низшей  в  высшую  область  су-
щества  Божия,  приближение  к  Его  отеческому  лону.
         Потусторонняя  жизнь  есть  высшая  степень  соединения
с  Богом  для  человеческой  личности.  Посредником  в  этом
соединении  служит  высшее  духовно-телесное  существо  са –
мой  Земли -  Ангела  человечества.   Если  Земля  более  высо-
кое  одушевленное  тело,  чем  теперь  ты,  то  и  высшее  разви-
тие  твоей  жизни  может  корениться  в  ней  и  даже  служить
ее  собственному  развитию.   Так  открывается  глубочайшее
взаимоотношение  между  жизнью  Земли  и  нашей  собствен –
ной  будущей  жизнью  с  духовной  и  телесной  стороны.
        Будущая  жизнь  будет  иметь  место  на  этой  же  земле,
на  которой  проходит  настоящая  жизнь,  а  сама  Земля  есть
небесное  тело.   Так  высший  человек  потусторонней  жизни
может  приобресть  понимание  сознательных  сношений  су-
ществ,  которое  его  носит,  с  другими  небесными  существами  и  сам  может  выступить  орудием  этих  сношений.
         Загадка  нашего  духовного  бытия -  жажда  искания  истины…  стремление  каждого  праведного  духа  создавать
произведения,  полезные только  для  потомства: совесть  с  рас-
каянием,  вселяющая  нам  необъяснимый  страх  дурных  пос –
тупков,  даже  не  приносящих  нам  здесь  вреда,  -  все  это  про-
исходит  из  предощущений  и  предчувствий,  которые   перей-
дут  с  нами  в  тот  мир,  где  плод  нашей  самой  малой  и  тай-
ной  деятельности  проявится,  как  часть  нашего  существа.
         Потусторонние  духи  всегда  с  нами  здесь  на  Земле,  с
той  лишь  разницей,  что  они  одною  ступенью  сознания
ближе  к  Богу,  чем  мы.  Внутреннее  раздвоение  человека – не
что  иное,  как  борьба  чужих  духов  зла  и  добра.  Хороший
человек  принял  в  себя  много  добрых  духов…  Плохой  чело-
век  принял  в  себя  много  злых  духов  и  легче  он  совершенно
погибает.   В  потусторонней  жизни  в  один  момент  человек
увидит  все,  что  есть  в  нем  самом -  единства  и  противоре –
чия,  гармония  и  дисгармония…  и  все  это  станет  очевидным
для  всех  духов и…  каждый  почувствует  силой  общего  духа,
с  какою  мы  стороны  - телесные.
         Будущая  жизнь  есть  высшее  развитие  высшего  позна –
ния.   Воспоминания  рождаются  из  внутреннейших  и  сокро –
венных  его  глубин  и  лишь  в  воспоминаниях  наш  дух  полу-
чает  совершеннейшею  свободу,  о  которой  мы  не  можем  и
мечтать.  Вся  поэзия  жизни  по  эту  сторону  есть  только  ма-
лый  рефлекс  высшей  потусторонней  действительности – это
то же  зрение,  слышание,  чувствование,  предчувствия  чрез
далекие  расстояния  и  преграды.
         Высшая  действительность  во  всякое  время  есть  и  выс-
ший  расцвет,  но  во  взаимоотношениях  со  своим  корнем  она
будет  развиваться  в  более  высокое  совершенство.  Потусто-
роняя  действительность  есть  мир  высшей  справедливости,
гармонически  сочетающейся  с  благостью  Божией -  царство,
где  единственно  торжествует  высшее  моральное  благо  и
преодолевается  всякое  зло.
         Ни  один взгляд  не  может  выразить  эту  истину  строже,
полнее,  неотразимее,  естественнее,  чем  философия  учения
«светлого  взгляда»  о  последствии  деяний.  По  этому  учению-
«что  каждый  внутренне  посеял,  то  он  внутренно  же  и  пож-
нет»,  а  что  он  внутренно  пожал – дает  ему  внешние  новые
посевы,  и что  он  внешне  пожинает,  то  же  он  пожнет  внут-
ренно…
         По  природе  же  блага  и  зла -  благо  то,  что  совершает-
ся  в  смысле;  худо  то,  что  против  смысла  высшей  воли,
господствующей  над  миром.  Благое  деяние  со  своими  по –
следствиями  должно  встретиться  с  повышающими,  худое  же
- с  пресекающими  и  наказующими  действиями  этой  Воли  и
подчиненного  ей  миропорядка -  если  это  происходит  не
сейчас,  то непременно  произойдет  рано  или  поздно,  т.к.  пра-
восудие  исполняется  не  сразу,  но…  со  временем.
         Наши  дела,  таким  образом,  последуют  за  нами  в  за –
гробный  мир  и  произведут   там  суд  над  нами.  Это  великое
правосудие  творения  -  каждый  сам  себе  создает  условия
своего  будущего  бытия.  Горения  грешников  будет  заклю -
чаться  в  ужасных  муках  совести.  Их  страсть,  их  ненависть,
их  эгоизм,  их  зависть,  их  гнев  следуют  за  нами  и  хотят
удовлетвориться  там,  где  находят  удовлетворение  лишь
добродетельный  человек.  То,  что  они  опустошили  в  себе  и
вокруг  себя,  в  них  и  вокруг  них  пусто -  ибо  небесное  бла-
женство  имеет  вкус  лишь  для  небесно  настроенных – послед-
ствия  их  худых  дел  все  больше  и  больше  дадут  себя  чув –
ствовать.
         Теперь  они  еще  спокойны – пока  совесть  спит,  но  отку -
да  возьмется  у  них  спокойствие,  когда  совесть  станет  про –
буждаться,  тем  более – чем  глубже  она  спала…  и  наказание
собрала  тем  больше,  чем  дольше  оно  медлило…  Так  охва –
тывает  их  внутренняя  и  внешняя  мука – непрерывная – веч –
ная  мука, т.е.  такая,  что  не  дает  им  ни  минуты  покоя,  пока
последний  геллер  их  вины  не  заплачен,  а  их  злой  дух  унич-
тожен  до  основания.
                Поэтому,  будьте  готовы  и  бодрствуйте!
         Только  элементы  истины,  красоты,  справедливости
спасают  человека  от  потусторонних  мук.   Праведники  будут
ощущать  покой,  ясность…  они  будут  создавать  все  прекрас-
нее отношения  неба,  действуя  силами,  познаниями,  способ –
ностями,  настроениями,  приобретенными  ими  по  эту  сторо –
ну.   Все  духи,  все  члены  срастаются с  Высочайшим  духом –
с  Богом.  Мир  духов  не  собрание,  а  древо  духов,  корень  ко-
торого  врос  в  землю,  а  крона  достигает  небес.
        Культ  мертвых  составляет  достояние  древнейших,  пер-
вобытнейших  религий  человечества.  Какое  глубокое,  живое
значение  приобретают  поминовения  и  памятники,  посвящен-
ные  живыми  мертвым,  поэтому  и  молитвенное  призывание  усопших  святых,  сохраняют  свое  религиозно-нравственное
значение – все это  есть  среда  сохранения  самих  усопших  в  связях  сознания  между  живущими.
         Форма  учения  Христа  -   достояние  потому,  что  само
содержание  от  учения  Христа.    Форма  заключается  не  в     отступлении  от учения  Христа,  а  лишь  в  том,   что в заклю –
ченном  учении   выявляет  и  открывает  путь  знания  и  путь  веры.

                Глава 7
                Философия  «светлого  взгляда»   и  христианство.
       

               











            
      


    


Рецензии