Алексей Матиевич
Зенд – Авеста
г.Санкт-Петербург 23 сентября 2010 г.
Имена автора страницы :
В Стихах, Прозе - Новая Авеста
В Стихах ру. – Глаз Сокола Востока
В Прозе ру. – Митра-88
Поместить настенную живопись…
«Лебеди, солнце, звезда…»
Кандидатская диссертация студента 4 курса
Императорской
Киевской Духовной Академии
Алексея Матиевича
«Религиозно - философское
миросозерцание Фехнера»
№ 2285 14.06.1914г.
Краткое изложение содержания диссертации
осуществлено Зенд-Авестой в августе 2010 г. в музее
Алексея Матиевича в г.Кайнары Каушанского района
Молдовы.
Вступление: Алексей Матиевич родился 16 марта
1888 года в селении Кайнары Каушанского уезда Бессара –
бии - Молдавии.
Окончил Кишиневскую духовную семинарию.
В 1914 году окончил Киевскую духовную Академию.
Владел несколькими языками в совершенстве. Этнограф.
Фольклорист. Он перевел все собственные сочинения
немецкого физика, психолога, медика, философа, сатирика
Густава Теодора Фехнера. За кандидатскую диссертацию
ему присвоена степень кандидата наук. Национальный
Герой – автор гимна Молдовы. 13 августа 1917 года его
жизнь оборвалась.
Гимн Молдовы - Наша речь
Наша речь - сокровищ груды,
Целый склад в ее глубинах.
Там хранятся изумруды,
Малахиты и рубины.
В ней огонь души народа
Долго тлел и вспыхнул разом,
Чтобы обрести свободу
Славным витязем из сказок.
Наша речь – напев раздольный,
Голос дойны на просторе,
Стая молний - сильных, вольных
В черных тучах, в синих зорях.
Наша речь – волнение нивы,
Что с дыханием ветра слита.
Тех колосьев переливы –
Потом прадедов политы.
Наша речь – листвы зеленой
В кодрах вешнее волнение,
Нистру славный и спокойный,
Отразивший звезд свеченье.
Речь – избранница возводит
К небесам высоким славу.
В храм и дом она приходит
Словом истин величавых.
Наша речь - старинных грамот
Пожелтевшие страницы.
Прикоснешься к ним губами –
Станет сердце чаще биться.
Наша речь - строка писаний,
Тех молитв, что не истлели,
Испокон веков крестьяне
Плакали на ней и пели.
Заржавевшие засовы
С клада древнего сорвите.
Пыль забвения глухого
С потускневших слов сотрите!
Соберите самоцветы –
Зажжены их грани солнцем,-
И тогда потоком света
Речь ожившая прольется.
И тогда не будет жалоб
На убогость речи нашей.
Вы увидите, что стала
И щедрей она, и краше.
И тогда ее глубины,
Распахнувшись, явят глазу,
Изумруды и рубины,
Малахиты и алмазы.
- Бессарабцам –
Так знайте: ежели меж вас не сыщется пророк, тогда
Придет расплата в должный час и отвернет лицо судьба –
И не поможет вам мольба…
Из ваших слез, терзаний, бед, из гнева тяжкого, глухого,
Из ожиданья долгих лет возжечь он должен будет свет.
И вас в душе обнять, и слово произнести, пойдя путем
Шипами устланным, лишь с теми,
Кто различит пророка в нем. И с ним пойдет, оставив дом.
Так Дух, что жаждет обновленья,
вас поведет на избавленье.
Печаль полей он соберет в слезе одной,
Лоза и колос озарят вас живой водой –
В ней кровь людская, пот людской.
И пить Вы будете по капле - и ваши беды утекут.
Ведь капли те в стране сожгут вражду и ненавись,
И зло, и клеветничество, и фальшь.
И бывшие враги на вас светло посмотрят,
И пошлость не омрачит уж их чело.
И все вы будете одним понятьем.
Именем одним вы назоветесь.
Вслед за ним шагнете в день грядущий.
Он счастливой жизнью озарен - ее вы создадите!
Но коль не сыщется меж вас пророк, не жалуйтесь тогда.
Придет расплата в должный час –
И переменится судьба, и не поможет вам мольба…
Густав Теодор Фехнер - немецкий мыслитель 19
века занимает особое место. Он – философ. В Лейпцигском
университете он посвящает себя изучению медицины. Его
призвание - естествознание. Период религиозно-философско-
го развития – это философия древне-индийской религии
«живое слово» - «светлого взгляда», в чем отражается выс-
ший морально-религиозный смысл.
Все произведения Фехнера носят глубокий отпечаток его личности - вдумчивость и осмотрительность натуралис-
та, способность свои стремления доводить до последней
степени очевидности и любовь к спокойному созерцанию.
Его научная черта характера – тяготение к независимости
мысли и прокладыванию новых путей. Пытливый ум, ни-
когда не останавливающийся на чем-то достигнутом, или
на чужом. Любые темы он исчерпывал до конца.
…Рукопись № 2285 обнаружена в апреле 1981 года в
Центральной научной библиотеке Академии Наук Украины.
Молдаванин читал по немецки и писал по русски…
Во всех работах древних философов А.Матиевич искал следы
влияния на Фехнера - стремился в поисках вероятного и
невероятного источника влияния на формирование взгляда
немецкого мыслителя…
Кандидатская диссертация «Зенд – Авеста»…
С точки зрения естествознания книга названа так от
древне индийской религии «живого слова» Зенд-Авесты,
возрожденной Зороастром. Зороастр – пророк и реформатор,
древне-иранской религии под названием зороостризма. Время его жизни 10-7 век до новой эры. Составитель
древнейшей книги части Авесты под названием Гаты. Она
представляет собой главное религиозно-философское сочи-
нение Фехнера, распространяющее указанный принцип
самосознания или одушевленности на планете Земля – нашей
матери.
Взгляд древних пантеистических естественных религий:
Бог – душа, сознание и жизнь мира.
Новая Зенд-Авеста «Психофизика» Фехнера – 1860г.
Глава – 1
Главные предположения философской системы :
А - к универсальному параллелизму
Б - к единству всеобщей связности
В - к реальности сознания, осуществляющего это единство –
над жизнью, над природой, психического над физичес –
ким.
Глава – 2
Космолого-психологическая проблема.
Космология – всеобщий закон движения, учения о природе. Всеобщий всесвязывающий закон, по которому происходит все в космосе.
Когда в мире наступают одинаковые отношения и об-
стоятельства, повторяются и те же последствия, когда и где
наступают различные обстоятельства – наступают и различ –
ные последствия. Действует закон причинности. Сила отож-
дествляется с тем же всесвязывающим законом – единство
мировой системы. В законе проявляется реальность, сущ-
ность силы. Закон единства сознания в основании универ-
сального сознания.
Всеобщий закон причинности выступает в принципе
стремления к устойчивости. Определенная система была бы
абсолютно устойчива, если бы ни одна часть не меняла бы
своего положения и… абсолютно неустойчива при лишении
связности единства. В природе невозможно наблюдать пол-
ную устойчивость.
Учение психофизики об отношениях между природой
и духом. Высшие организмы эволюционируют из низших.
Каждый психический процесс имеет своего носителя в том
физическом движении, которое ему всегда сопутствует.
Психофизика пытается установить «отношение» духов-
ного к телесному или к внутреннему телесному миру, с ко-
торым духовное стоит в ближайшем отношении. Все физи –
ческое в природе имеет параллельный психический коррелят.
Движения, с которыми связано сознание, происходит не
только в нас, но и вне нас. Сознание – коррелят физичес –
кого. Психический также коррелят. Физическое и психичес-
кое тождественны. Являемая ими сущность есть связываю-
щий их закон. Общее им существо представляет лишь эту
зависимость. Эти условия нераздельны и заключаются в единстве божественного сознания. Различие материального и
духовного объясняются разными точками зрения. Матери –
альное - это внешняя точка зрения, а духовное – внутрен –
няя. Чужой дух наблюдать не возможно – только свой, т.к.
духовное – это самоявление.
Солнечная система, наблюдаемая с земли и солнца,
имеет совершенно различный вид. Связность всех психофи-
зических систем мира можно представить одной волнооб-
разной схемой универсального сознания. Для этого сознания
очевидна и духовная связь всех существ. Так объясняется
психофизическая постепенность всей вселенной. Сознание
на земле - волны земли, сознание солнечной системы – волны
солнечной системы. Все эти волны - единая и нераздельная
волна. Единство нижнего сознания заключается в единстве
высшего, а единство всех - единство Универсального созна-
ния.
Для Верховного Сознания нет порога сознания, един –
ство сознания и самосознания для него совпадают. Разли-
чие сознаний заключается в пороге различной высоты
волны. Развитие человека направляется к сознательным
целям. Для Универсального сознания существует лишь вы-
сокое духовное. Космос представляет собой закономерное
связное замкнутое психическое духовное…
Взгляните на берег моря – одна волна набегает на дру-
гую подобно стаду волн - сила вселенной гонит их, подни-
мает волны то выше, то ниже, в том же направлении тянут-
ся тучи, волны из жизни земли, частью которой есть твоя
жизнь. Связь со вселенной строго закономерна – она заклю-
чает и причинность и целесообразность, т.е. «Единое во мно-
гообразном и многообразное – в Едином.» Связь каждого
индивидуального сознания с космосом – причинная. Природа
и дух неотделимы.
Философия Фехнера делится на три отдела:
Учение о душе. Учение о месте души в телесном мире.
Учение о всеобщей одушевленности.
Сознание есть безостановочный процесс смены перемен.
Сознание во всем мире или в индивидууме не имеет устой-
чивости в единстве - это есть вечный поток закономерных
процессов. Единство заключается в самосознании – самоявле-
ния «я = я» как самое достоверное - постоянное во времени
и пространстве из всего того, что дается опытом. Я есть
носитель явления сознания – его душа. В духе и сознании
она есть вечная устойчивость. Понятие души шире понятия
сознания.
Понятия души и сознания совпадают - душа дана лишь
в сознании. Низшие души по отношению к высшим играют
роль отдельного самостоятельного душевного явления. Душа
есть организм – одно без другого мыслить нельзя. Душа есть
принцип жизни каждого отдельного организма, объединен –
ная причиной и целесообразностью. Как субстанции - и тело
и душа едины. Телесный организм связан слабее и подлежит
распаду, а единство души вечно и не распадается. Мир не
распадается, т.к. космос одушевленный.
Глава 3 – всеобщая одушевленность.
- одушевленность растений
- одушевленность земли
- одушевленность планет солнечной системы
Одушевленность растений доказывает следующее:
- аргумент аналогии
- дополнения
- постепенность
- взаимоотношения
- причинности
- целесообразности
У растений наблюдается восприимчивость к различным
раздражениям, живость движений, направление к свету,
и т.п. Растению свойственна низшая душевная жизнь. Вос –
приятие света, воздуха и влажности у растений гораздо
глубже и острее, чем у человека.
Аргументация в пользу одушевленности Земли – так же,
как тело человека, животных и растений, но в гораздо выс-
шей форме представляет собой связное целое, индивидуаль –
но обособленное. Земля есть высший организм – вода и воз-
дух принадлежат ей, для нее существует лишь высшая за-
висимость от солнечной системы. Любой земной организм
проходит и разрушается - организм же Земли пребывает
как вечный источник своих существ. Только Земля ни с чем не связана - она свободно носится по небу, подчиняясь
всеобщему закону Универса.
Шар – форма, наиболее свойственная высшей телесной
организации. Земля свободно носится… купаясь в эфире,
черпая в нем энергию для своих существ, играя всеми пе-
реливами своих красок в немеркнущем свете.
Для стихии эфира сознательными существами могут
быть только Земля и планеты солнечной системы. Небесное
море эфира – самая чистая, тонкая, прекрасная универсаль –
ная стихия, волны которой образуют свет, дающий жизнь
вселенной. Достойными обитателями такой стихии могут
быть только высшие, сверхчеловеческие духовные существа.
В мире сознания наблюдается постепенность. Высшею ду –
шою является дух Земли. Пути взаимоотношения между
людьми – звук, свет, пути сообщения от общего одушевлен-
ного организма. Так же как люди беседуют посредством
колебаний эфира, то также наша планета беседует со
своими спутниками.
Причинность – все живое и одухотворенное произошло
от Земли. Земля родила наши тела, дух земли произвел
наши души. Земля – наша мать. Целесообразность представ-
ляет аналогию разновидности причинности. Процессы Земли
приспособлены к поддержанию сознания. Только организм
Земли вечен.
Астрономически - Земля движется вокруг солнца вмес –
те с людьми, животными и растениями. Метеорологически –
воздух земли является дыханием всех ее живых существ,
давление удерживает кровь в жилах, закон сохранения жи-
вых сил земли предполагает тесное взаимоотношение. Чело-
век связан с землей гораздо теснее, т.к. постоянно находит-
ся в психофизическом обмене со своей матерью.
Какова психология духа Земли? - душа земли приводит
в единство мысли, ощущения, представления и чувства
земнородных. Дух земли постоянно обнаруживает очевидное
стремление к примирению всех противоречий жизни. Дух
земли примиряет в высшем единстве общность земного
чувства. Спокойное и верное круговращение в небе есть
самое совершенное движение, какое только можно предста-
вить.
Одушевленность земли является исходным и опорным
пунктом. За нашей индивидуально одушевленной солнечной
системой должна быть другая, за нею – следующая и так да-
лее… Вся одушевленная совокупность солнечных систем
объединяется в высшей сфере. Дух солнечных систем в еще
большей мере, чем дух земли, определяет и объединяет
проявления подчиненных ему светил. Звездная система
охватывает весь Млечный Путь. Расширяя свой кругозор
мы в конце концов придем к Высочайшему личному Духу
живого и необъятного Универса. Этот Дух есть Бог.
Глава 4 – Учение о Боге
- философия религии
- Бог в своем существе
- Бог и мир
Как личный сверхмирный Дух универса, Бог включает
в себя всех остальных духов, чем и обусловлено его воздей-
ствие на высшее духовно-разумное существо земли человека.
Бог в природе, и природа в Боге. Бог есть высшая Лич-
ность, Высшее «Я» и первою ступенью веры в него явля –
ется наше собственное «Я». Метод превращения мотивов
веры в основание сводится к тому, чтобы проследить их за-
висимость от Высшего Существа, вызывающего веру в че-
ловека - на высшей ступени мотивы становятся основани –
ями.
Практический принцип в том, что люди верят в своего
Небесного Отца – Бога, потому что он приносит им счастье,
спасенье, утешение и укрепление. Весь вред, происшедший
в человечестве от религиозной веры зависит от того, что
было ложно истолковано в вере. История учит - не было
народа без религии. В поддержке общественного строя и
социальной жизни, религия играет главенствующую роль.
Ее не могут заменить ни принципы гуманности, ни чувство
человеческого достоинства. Отверженность и атеизм одно –
значимы.
Очищенная от всяких наслоений - вера в Божественное
сверхмирное Существо встречается у всех народов. Языч-
ники не обожествляли материю – они считали ее только
носительницей скрытой духовной силы, подобной человечес-
кой, но превосходящую последнюю. Это уже не заблужде –
ние, а зерно истины. Принцип жизнепонимания в этике -счастье является высшей целью человеческой жизни.
Наш духовный микрокосм есть лишь часть Великого
Духовного Макрокосма - Универсальной Личности косми -
ческого «Я» - явление в высшем смысле. Основным чув –
ством духовного - это Любовь : источник, защита, связь
любви всех духов… Несправедливо отделять Бога от при-
роды, служащей Ему… Язычество имело полное право воп-
лощать Бога в космосе. Бог есть существо бесконечное –
сверхмирное. Дух Божий включает в себя всякое изменение,
все время и пространство. Бог - действительно есть Бог Света и своим светом он наполняет вселенную.
Причинность - вполне самостоятельный принцип много-
образия, целесообразность - исконный принцип единства все-
ведения Божия, а в целом - закон его развития в мире. В
идеях истины, красоты, блага заключается высшее выраже-
ние Божественного Существа, а отношение человека к Богу в вере, надежде, любви. Истина - есть откровение любви, красоты, блага - ее исполнение в мире, поэтому и истин-
ная вера в Бога всегда приносит лишь радость, счастье,
спасение. Потому то все стремления морали и жизни идут к тому, чтобы утвердить и сохранить благоденствие
человечества.
Божие всемогущество есть совместное действие в мире законов божественного сознания – законов целесообразности
и причинности, являемых в мировом законе тяготения.
Сущность происхождения и смысл мирового зла сво –
дится к следующим основным положениям: зло в мире бы –
вает трех видов- физическое, моральное и интеллектуальное.
Физическое зло состоит в телесных разрушениях и страда –
ниях, моральное зло – в эгоизме, безнравственности, грехов –
ности. Интеллектуальное зло имеет корень в человеческой
ограниченности и заключается в глупости, ошибках, безу –
мии. Зло, хотя и происходит в Боге, но не по Его воле.
Высшая воля в Боге - всеблагая, зло же есть низшее
стремление. Зло возникает в низших областях Божествен –
ного Существа. В бесконечном и Едином Боге нет и не
может быть зла.
Между основанием возникновения зла и противодей –
ствующей тенденцией нет никакого противоречия, посколь-
ку зло действует снизу, т.е. от частного и отдельного, а
тенденция противоречия - сверху от всеобщего и целого.
Зло позднее превратится само в пособие к всеобщему улуч-
шению мира, посколько оно будет разрушено противобор –
ствующей силой и после этого станет источником новых
благ - что без предшествовавшего зла не могло про -
изойти. Воля Божия стремится к уничтожению зла…!
Глава 5
Высшее благо и нравственность.
Принцип стремления к гармонии осуществляется Ду-
хом Божиим. Сущность чувства всегда состоит в удовольст-
вии или в страдании. Стремление души - к уменьшению
страдания. Чувство удовольствия – основа жизни: от формы
раздражения зависят эти чувства. Принцип стремления к
устойчивости и гармонии.
Дисгармония - страдания !
Гармоническое состояние представляет собою извест-
ную степень духовной ценности, связанную с универсаль-
ной волей Божией - как мировой принцип стремления к
гармонии. Бог осуществляет вечную гармонию, наслажде –
ния, счастья. Бог реализует вечное влечение к устранению
мирового зла и восстановлению божественного блаженства.
Высшее моральное благо есть и благо религиозное.
Мировой принцип стремления к гармонии, ставящий в
основу моральных оценок эстетические переживания пред –
ставляются регулирующим принципом в мире духовных
ценностей, а также источник в сознании Божества. Высшая
гармония, высшее благо – смысл жизни – конечная цель
всего человечества. Мораль «светлого взгляда» имеет отли-
чительную черту - она определяет нравственную ценность
известного действия. Настроение к действию порождает волю к его совершению. Такая воля не уничтожает свободы
ценности всего благого и прекрасного в мире: любовь, дружба, надежда на Бога, закономерности в области нрав-
ственного есть нравственный закон.
Обычно совесть обозначают просто как нечто прирож –
денное. Развитие совести у отдельной личности вполне
анологично развитию во всем коллективе высших духовно-
разумных существ на земле во всем человечестве. Чистая,
ясная и праведная совесть всегда будет рассматриевама,
как часть божественного света и наслаждения, но человек
должен сначала возвыситься до определения этой высшей
ценности и может радоваться, что миропорядок и его дух
заключают в себе средства, приводящие его к этому: однако
он не должен думать, что этот высший дар заранее ему по-
дарен, иначе он его не достигнет.
Совесть – божественное начало в человеке. Нередко она
заглушается стремлениями невысокой нравственной цен –
ности. Заповеди сводятся к завету о любви к Богу и ближ-
ним. Этот завет есть высший принцип божественной бла-
гости и правосудия – как всеблаженному и вселюбящему
личному Духу – источнику счастья для человека и челове-
чества. Без любви к Богу мир и человечество не устояли
бы.
Высокое удовлетворение - радость и мир совести - выс-
шее внутреннее благо – истинное блаженство. Надежда на
земное - скоро постигает конец, но надежда уповающая к
Богу – безконечна. Любовь от ближнего к ближнему смертна,
Любовь к ближнему в Боге – безсмертна. Пусть человек
радуется, что Бог избрал его своим отражением в более вы-
соком смысле, чем многие низшие существа. Цветок расцве-
тает, семя из тьмы пробивается к свету, но только челове-
ком в будущем обозначается высшее бытие в светлом сол-
нечном Боге.
Высокое божественное назначение человека должно быть основанием его любовных отношений ко всему миру
в людях – братьям в Боге. Человек должен стараться при-
нести в мир совокупность времени и пространства - вели-
чайшее счастье - таков принцип религиозно-нравственных
отношений к миру и людям.
Творящий зло, т.е. понижающий удовольствие мира, вре-
дит не только другим, но прежде всего себе, т.к. по закону
божественного правосудия всякое зло неминуемо влечет за
собою свое наказание и уничтожение, после чего наступает
его обращение в добро. Надо, заботясь о себе, не попирать,
а, напротив, всячески поддерживать интересы ближнего –
тогда исполнение заповедей Божиих обеспечено.
Нравственность не отделима от религии, как и религия
от нравственности. Переход последствий в будущую, поту-
стороннюю жизнь вытекает из того, что сама загробная
жизнь не что иное, как прямое, естественное продолжение
настоящей.
Глава 6 - Бессмертие души.
Согласно философии «светлого взгляда», наше «я» объ-
единяет в себе многообразие космических явлений не толь-
ко в пространстве, но и во времени. Природа причин всюду
определяет природу следствий…
Каким образом вся земная природа заменяет нашему
бессмертному духу в потусторонней жизни смертный мозг
и тело? Телесная и духовная сторона обусловлена единством
существа. Поток духовного есть самоявление телесного
потока.
Причинное продолжение деятельности прежнего тела,
связывавшее с ним наше прежнее «я» лишь отчасти лежит
в нашем нынешнем теле. Отчасти относится к внешнему миру. Все, что действует в нас внутренно и скрещивается
во всех последствиях, но нити, крепко натянутые в узком
теле, вытягиваются. Таким образом, пробуждается к жизни
тело будущего, путем воздействия нашего духа на внешний
мир.
Разрушенное наше тело есть основание сознания, пере-
ходящее на его продолжение. Если в потусторонней жизни
дух сохраняет свою индивидуальность, то узел нашего тела
«я» не поглощается внешней природой, а пребывает с нею
в законченных связях. Каждая причина сохраняет свои
последствия, как вечное достояние. При нашей жизни обра-
зуется бессознательное, ждущее лишь пробуждения для но-
вой жизни.
Бессмертие нашего личного духа глубоко обосновано в
личности Божией, в которой находимся мы и весь окружа-
ющий нас космос. Где нет особого «я», там и следствия не
могут ничего. Но возникновение особого «я» низшей ступени
обосновано в причинном взаимоотношении высокого порядка. Отпадение нашей нынешней телесной оболочки
является восхождением из низшей в высшую область су-
щества Божия, приближение к Его отеческому лону.
Потусторонняя жизнь есть высшая степень соединения
с Богом для человеческой личности. Посредником в этом
соединении служит высшее духовно-телесное существо са –
мой Земли - Ангела человечества. Если Земля более высо-
кое одушевленное тело, чем теперь ты, то и высшее разви-
тие твоей жизни может корениться в ней и даже служить
ее собственному развитию. Так открывается глубочайшее
взаимоотношение между жизнью Земли и нашей собствен –
ной будущей жизнью с духовной и телесной стороны.
Будущая жизнь будет иметь место на этой же земле,
на которой проходит настоящая жизнь, а сама Земля есть
небесное тело. Так высший человек потусторонней жизни
может приобресть понимание сознательных сношений су-
ществ, которое его носит, с другими небесными существами и сам может выступить орудием этих сношений.
Загадка нашего духовного бытия - жажда искания истины… стремление каждого праведного духа создавать
произведения, полезные только для потомства: совесть с рас-
каянием, вселяющая нам необъяснимый страх дурных пос –
тупков, даже не приносящих нам здесь вреда, - все это про-
исходит из предощущений и предчувствий, которые перей-
дут с нами в тот мир, где плод нашей самой малой и тай-
ной деятельности проявится, как часть нашего существа.
Потусторонние духи всегда с нами здесь на Земле, с
той лишь разницей, что они одною ступенью сознания
ближе к Богу, чем мы. Внутреннее раздвоение человека – не
что иное, как борьба чужих духов зла и добра. Хороший
человек принял в себя много добрых духов… Плохой чело-
век принял в себя много злых духов и легче он совершенно
погибает. В потусторонней жизни в один момент человек
увидит все, что есть в нем самом - единства и противоре –
чия, гармония и дисгармония… и все это станет очевидным
для всех духов и… каждый почувствует силой общего духа,
с какою мы стороны - телесные.
Будущая жизнь есть высшее развитие высшего позна –
ния. Воспоминания рождаются из внутреннейших и сокро –
венных его глубин и лишь в воспоминаниях наш дух полу-
чает совершеннейшею свободу, о которой мы не можем и
мечтать. Вся поэзия жизни по эту сторону есть только ма-
лый рефлекс высшей потусторонней действительности – это
то же зрение, слышание, чувствование, предчувствия чрез
далекие расстояния и преграды.
Высшая действительность во всякое время есть и выс-
ший расцвет, но во взаимоотношениях со своим корнем она
будет развиваться в более высокое совершенство. Потусто-
роняя действительность есть мир высшей справедливости,
гармонически сочетающейся с благостью Божией - царство,
где единственно торжествует высшее моральное благо и
преодолевается всякое зло.
Ни один взгляд не может выразить эту истину строже,
полнее, неотразимее, естественнее, чем философия учения
«светлого взгляда» о последствии деяний. По этому учению-
«что каждый внутренне посеял, то он внутренно же и пож-
нет», а что он внутренно пожал – дает ему внешние новые
посевы, и что он внешне пожинает, то же он пожнет внут-
ренно…
По природе же блага и зла - благо то, что совершает-
ся в смысле; худо то, что против смысла высшей воли,
господствующей над миром. Благое деяние со своими по –
следствиями должно встретиться с повышающими, худое же
- с пресекающими и наказующими действиями этой Воли и
подчиненного ей миропорядка - если это происходит не
сейчас, то непременно произойдет рано или поздно, т.к. пра-
восудие исполняется не сразу, но… со временем.
Наши дела, таким образом, последуют за нами в за –
гробный мир и произведут там суд над нами. Это великое
правосудие творения - каждый сам себе создает условия
своего будущего бытия. Горения грешников будет заклю -
чаться в ужасных муках совести. Их страсть, их ненависть,
их эгоизм, их зависть, их гнев следуют за нами и хотят
удовлетвориться там, где находят удовлетворение лишь
добродетельный человек. То, что они опустошили в себе и
вокруг себя, в них и вокруг них пусто - ибо небесное бла-
женство имеет вкус лишь для небесно настроенных – послед-
ствия их худых дел все больше и больше дадут себя чув –
ствовать.
Теперь они еще спокойны – пока совесть спит, но отку -
да возьмется у них спокойствие, когда совесть станет про –
буждаться, тем более – чем глубже она спала… и наказание
собрала тем больше, чем дольше оно медлило… Так охва –
тывает их внутренняя и внешняя мука – непрерывная – веч –
ная мука, т.е. такая, что не дает им ни минуты покоя, пока
последний геллер их вины не заплачен, а их злой дух унич-
тожен до основания.
Поэтому, будьте готовы и бодрствуйте!
Только элементы истины, красоты, справедливости
спасают человека от потусторонних мук. Праведники будут
ощущать покой, ясность… они будут создавать все прекрас-
нее отношения неба, действуя силами, познаниями, способ –
ностями, настроениями, приобретенными ими по эту сторо –
ну. Все духи, все члены срастаются с Высочайшим духом –
с Богом. Мир духов не собрание, а древо духов, корень ко-
торого врос в землю, а крона достигает небес.
Культ мертвых составляет достояние древнейших, пер-
вобытнейших религий человечества. Какое глубокое, живое
значение приобретают поминовения и памятники, посвящен-
ные живыми мертвым, поэтому и молитвенное призывание усопших святых, сохраняют свое религиозно-нравственное
значение – все это есть среда сохранения самих усопших в связях сознания между живущими.
Форма учения Христа - достояние потому, что само
содержание от учения Христа. Форма заключается не в отступлении от учения Христа, а лишь в том, что в заклю –
ченном учении выявляет и открывает путь знания и путь веры.
Глава 7
Философия «светлого взгляда» и христианство.
Свидетельство о публикации №210092300954