В послевоенном городе

Во время войны немцы сначала сильно бомбили Воронеж. Потом им удалось занять большую часть города, расположенного на правом берегу реки Воронеж. На левом берегу были наши войска. И вот немцы расстреливали наши укрепления на левом берегу, а наши немецкие укрепления на правом. Воронеж был разрушен практически полностью. Говорят, что в Воронеже тогда побывал Геббельс, и он заявил «Русские не восстановят Воронеж и за 50 лет». Воронеж был восстановлен значительно раньше, но всё-таки, когда наша семья в 1949 году приехала в Воронеж, то он ещё практически весь лежал в развалинах. На кирпичных  остовах домов висели батареи центрального отопления, которые мы мальчишками сбивали и оттаскивали в металлом. До сих пор помню, что килограмм железа стоил 6 копеек, а чугуна – 9 копеек. На вырученные деньги я покупал мороженое (фруктовое мороженое стоило 36 копеек) и марки, которые я тогда собирал.

Этот город мне стал как чужой –
я иду по нему незнакомцем.
Чересчур он сегодня большой –
не заглянешь, как раньше, в оконца.

Иногда ещё снятся мне сны –
я себя вижу мальчиком ушлым.
Тогда сразу же после войны
тут ютились землянки, конюшни.

Бомбы город пустили на слом –
оккупантам немецким во славу.
Мы тащили чугун в металлом,
батареи сбивая с развалок.

На уроках о Сталине петь
заставляли зимой нас и летом.
Умудрялись мы фильмы смотреть,
проникая в кино без билетов.

Лупцевали Чижовские нас,
уркаганы творили делишки.
Пётр Лещенко пел им романс,
под ногами болтались мальчишки.

Этот город мне стал как чужой –
я иду по нему незнакомцем.
Чересчур он сегодня большой –
не заглянешь, как раньше, в оконца.

23 сентября 2010 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.