Игра на гитаре для всей семьи 3

КУРС  ИГРЫ на ШЕСТИСТРУННОЙ  ГИТАРЕ для ЖЕНЩИН,  РОДИТЕЛЕЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНО  ОБУЧАЮЩИХ  СВОИХ  ДЕТЕЙ и для ВСЕЙ  СЕМЬИ  в ЦЕЛОМ.

                ЗАНЯТИЕ  3

Прошло какое-то время самостоятельных занятий (у одних из вас – 2, 3 недели, у других – 2, 3 месяца). Вы уже можете сказать про себя: «Я пробую исполнять под гитару русские-народные песни и романсы, поскольку «Во саду ли, в огороде» - русская-народная песня, а «Вечерний звон» - романс. Возможно, вы нашли и другие маленькие и простые песенки для отработки первичных навыков игры.

Прежде чем пойдём дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов по пройденным двум занятиям. Так вы будете уверены, что следующий незнакомый материал будет понятен и усвоен, а новые мелодии песен и романсов доступны.

                ВОПРОСЫ

1. Что такое диапазон звучания инструмента (в частности, гитары)? Какая, на ваш взгляд, схема его изображения удобнее (в практике): линейная или в виде таблицы (Музыкальный коллаж 2, ЗАНЯТИЕ 1, ЗАНЯТИЕ 2)?

2. Для чего нужна ТАКТОВАЯ ЧЕРТА?
     а). Для  более лёгкого запоминания нот;
     б)  является паузой;
     в). другой ответ (дайте свой ответ).

3. Чем отличаются РАЗМЕРЫ МЕТРА: 2/4 и 4/4?

4. Запишите (изобразите нотами, любыми, лучше целыми) на нотном листе (на 5-ти нотных линейках) следующую гамму До-мажор:

        5/3  4/0  4/2  4/3  3/0  3/2  2/0  2/1

5. Откуда (от основания грифа или от его головки) начинается отсчёт ЛАДОВ?

6. Какая из нот (по звучанию) выше: 1/0 или 2/0; 4/3 или 3/4; 2/0 или 2/1?

7. Попробуйте ответить (необязательно). РАЗМЕР МЕТРА в песне "Вечерний звон" 4/4, но в тактах (не считая 1-го и последнего) ноты записаны не четвертными, а, в основном, восьмыми и половинными. Как это объяснить? 

8. Как вы думаете, нужно ли настраивать гитару, которая находилась более месяца в футляре нетронутой, если до её упаковки она была настроена?

По ходу занятия вы проверите правильность ответов, однако уже сейчас можно сказать следующее. Если вы ответили на все заданные вопросы правильно, смело продолжайте самостоятельное обучение; оно вам по-плечу. Если только наполовину, не беда, просто вы нуждаетесь в дополнительном материале.


НАЧНЁМ с ПОВТОРЕНИЯ. Длительность нот (ЗАНЯТИЕ 1, коллаж,  рис. 2): целой ноты  – 1 и, 2 и, 3 и, 4; половинной – 1 и, 2 и; четвертной – 1 и; восьмой – 1; шестнадцатой – и.

Такт. Что такое такт? Отрезок музыкального произведения (любого), заключённый между двумя сильными долями. Один от другого такты отделяются вертикальными тактовыми чертами (ЗАНЯТИЕ 1, коллаж, рис.4). Тактовые черты ставятся не как попало, а строго определённо – перед новой сильной ударной долей мелодии. Например, размер метра 2/4 . Это значит, что в каждом такте этой мелодии (песни, романса) по две четверти, и ударной в нём (в такте) является каждая первая четвертная доля из двух.
Такт бывает простым (2/2, 2/4, 3/8) и сложным (4/4, 6/8, 4/8).

Размер (метра). Размер любого музыкального произведения (песни, романса, вальса и т.д.) проставляется справа от скрипичного ключа и обозначается цифрами, например, 2/4, 3/8, 4/4. Верхняя цифра означает количество долей, а нижняя – их длительность. Ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая и др. – это продолжительность долей (по времени).
Размер (метра) бывает: простым и сложным (см. Такт); двухдольным и трёхдольным. Двухдольный размер (2/2, 2/4) простой и чёткий – это ходьба человека, биение сердца, тиканье часов. Он состоит из сильной и слабой долей. Трёхдольный размер (3/8, 3/4) указывает на чередование одной сильной доли с двумя слабыми в каждом такте мелодии.

Пауза. Что такое пауза? Перерыв в звучании мелодии (ЗАНЯТИЕ 2, коллаж, рис. 5). Длительность пауз такая же, как и у нот. Если мелодия (песни, романса и др.) начинается с паузы или пауз, начинать исполнение следует с паузы (пауз), длительность которой (-ых) будет согласно проставленному изображению (знаку) этой паузы. Вернитесь к ЗАНЯТИЮ 2, посмотрите на нотное изображение мелодии романса «Вечерний звон». Она начинается с ПАУЗЫ длительностью в одну восьмую. Длительность восьмой, какая (поднимите глаза на текст выше)? РАЗ. С этого и начинайте: проговорите про себя: «РАЗ».

А теперь НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
Вернёмся к коллажу ЗАНЯТИЯ 2. Рисунок 3. Гриф гитары (на рисунке изображена верхняя его часть без головки). Головка грифа, имеющая шесть колок (по три слева и справа) предназначена для натяжения и регулировки струн. Сам гриф – для зажатия струн пальцами левой руки в определённых, нотной или аккордной записью, местах. У классической гитары на грифе 19 ЛАДОВ (у акустической 20 или 21), отделённых между собой металлическими ПОРОЖКАМИ. Верхний ПОРОЖЕК (на рисунке он подписан) не входит в этот счёт. Таким образом, ПОРОЖКАМИ ЛАДЫ заканчиваются, а не начинаются (см. рисунок). Первый ЛАД начинается сразу же под верхним порожком (см. рисунок). Для разучивания мелодий песен и романсов достаточно 9 ЛАДОВ. Их вы должны знать досконально (закрыв глаза, легко определять на грифе). Первоначально смотрите на жирные белые точки, проставленные сбоку грифа или непосредственно на ЛАДАХ, отмечающие 5, 7, 9 и 12  ЛАДЫ.
ЛАДЫ записываются римскими цифрами: v, x, а ПАЛЬЦЫ ЛЕВОЙ РУКИ – арабскими (ЗАНЯТИЕ 1, коллаж, рисунок левой руки): 1 – указательный палец; 2 – средний; 3 – безымянный; 4 – мизинец. В нотной записи порядковый номер струны проставляется справа от ноты цифрой в кружочке (открытые струны - 0 или 0 в кружочке).

ВНИМАНИЕ. Гриф классической гитары, в отличие от акустической, довольно широк, и тому, у кого короткие ладони и пальцы, будет труднее даваться игра на гитаре. Это поправимо. Во-первых, вы можете приобрести гитару меньшего размера; во-вторых, вместо классической приобрести акустическую гитару, у которой гриф уже (но учиться будет сложнее, так как у неё все струны металлические); или же – смириться с тем, что пальцы длиннее не будут, но не смиряться с тем, что играть неудобно. Со временем это неудобство перестанет беспокоить – знания и опыт сведут его "на нет".

Возьмите в руки гитару и посмотрите ещё раз на рисунок (ЗАНЯТИЕ 2, коллаж, рис. 3). На нём показаны 4 ЛАДА, вместе с ПОРОЖКАМИ (последний порожек, 4-ый, не виден, поскольку сливается с основным цветом коллажа). Все ЛАДЫ подписаны: 1 ЛАД – соответствует букве Л;  2 ЛАД – букве А;  3 ЛАД – букве Д;  4 ЛАД – букве Ы.
Расставьте пальцы левой руки соответственно ЛАДАМ: 1 палец (указательный) – на 1 ЛАД; 2 палец (средний) – на 2 ЛАД; 3 палец (безымянный) – на 3 ЛАД; и 4 палец (мизинец) – на 4 ЛАД. Все пальцы ставьте ближе к ПОРОЖКАМ,  на 1-ые или 2-ые струны ладов перпендикулярно грифу (струнам), а не под углом или параллельно. Ставьте кончиками пальцев (при разучивании и игре мелодий, - фиксируя на длительность нот). При этом давить на струну не нужно (но и едва касаться, тоже).  Здесь может возникнуть вопрос: «Какой длины должны быть ногти?»  Не маникюрной – 1-2 мм (это не относится к большому пальцу, который может быть любой длины. Сами же ногти можете раскрашивать, как угодно). Подержите так пальцы, поднимите один, другой, не убирая остальные, сдвиньте их (в той же позиции) на следующие четыре ЛАДА, обратно. Поначалу неудобно, но именно эти пальцы должны быть, при разучивании вами мелодий, на этих ладах (это значит, что на 1 ЛАДУ зажимать любую струну вы будете теперь 1-ым пальцем (указательным); на 2 ЛАДУ – 2-ым пальцем (средним) и т.д.).
Теперь вернитесь к нотной записи русско-народной песни «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» (ЗАНЯТИЕ 2, коллаж). Подпишите каждую ноту (1/1 и т.д.). Расставьте пальцы левой руки так, как только что это делали (все, кроме мизинца. Во время разучивания мелодии, либо приподнимите его, либо прижмите к безымянному пальцу). Смотрите на нотную запись: с каких нот начинается первый ТАКТ?  С двух восьмых - 1/1 и 1/1. Зажмите указательным пальцем (левой руки, только им, остальные не опускайте на струны) 1-ю струну на 1-ом ЛАДУ, и, одновременно, средним пальцем правой руки (смотрите в запись, на  m  над 1-ой нотой) извлеките звук из  первой струны. Затем, не поднимая пальца левой руки со струны на 1-ом ЛАДУ (на грифе), извлеките звук указательным пальцем правой второй раз – это и будет 1/1, 1/1. И так, согласно нотной записи, проиграйте всю мелодию (все шесть куплетов). Это правильная работа пальцев обеих рук. Запомните её, все ноты песни и, отработав, исполните кому-либо из домочадцев, друзей, знакомых. Это важно, ведь вы обучаетесь игре на гитаре не для того, чтобы сидеть вместе с ней перед зеркалом. Затем, таким же тщательным образом, проработайте ещё раз вторую песню - «ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН».  Не забудьте, в обоих случаях, и дальше, о положении большого пальца с обратной стороны грифа (Музыкальный коллаж 2, здесь же, на странице Прозы ру).

И  ЗАПОМНИТЕ:

1. прекращать зажимать струну пальцем левой руки нужно только после того, как прозвучала нота, а не раньше;

2. если две одинаковые ноты (или три) должны прозвучать подряд, при нажатии на струну (грифа) пальцем, после извлечения первого звука (ноты), зажим пальца следует ослабить, не отрывая (от струны), затем вновь зажать струну и извлечь новый звук (в песне «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» - это 1/1 и 1/1;   2/1 и 2/1;  2/3, 2/3 и 2/3;  3/2, 3/2 и 3/2).

3. длительность нот разная: у половинной она одна, у восьмой - другая. Половинная нота будет звучать длительностью в четыре восьмых. В мелодии песни "Вечерний звон" это хорошо видно. Мелодия начинается с трёх восьмых нот, затем идёт половинная, удлинённая лигой, на длительность одной восьмой (Это значит вы проигрываете и поёте: "Ве-чер-ний зво-о-о-о-он, и т.д.). Разучивайте и играйте мелодии по нотам, а не по шпаргалке. У шпаргалки только два плюса: по ней легко и быстро разучивать любую мелодию, и не нужно с собой на выход носить ноты. Мне известен случай, когда молодой бард, перед первым выходом на эстрадный "пятачок", записал свои две песни шпаргалкой на джинсах. Так и аккомпанировал себе, не отрывая глаз от правого колена. Он долго не мог сам записать свои песни нотами.

Теперь вернёмся к повышению и понижению звука (ЗАНЯТИЕ 2, коллаж, рисунок 2). На рисунке наглядно показано, какая нота выше по звучанию, а какая ниже (пример: по отношению к 3-ей открытой (a)) . Здесь может возникнуть вопрос: «Но ведь это по отношению к 3-ей открытой ноте, а вообще?»
Разберём повышение и понижение звука подробнее. Возьмите чистый нотный лист (или начертите 5 нотных линеек). Изобразите вначале (слева) нотного стана скрипичный ключ. Пронумеруйте все пять линеек (цифры, от 1 до 5, ставьте левее ключа, сверху вниз). Затем изобразите 1-ую открытую ноту (1/0. Она должна быть между первой и второй линиями). А теперь ответьте на вопрос: «Все первые ноты: 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т.д., будут звучать выше этой (открытой) или ниже? Правильный ответ: ВЫШЕ.
ИТАК, все 1-ые ноты, записанные выше открытой, будут звучать выше её (неважно, целые это ноты, половинные, четвертные или восьмые).
   Теперь изобразите 2-ую открытую ноту (2/0. Она должна быть на третьей линии). Задайте себе тот же вопрос: «Все вторые ноты, любой нотной записи, будут звучать выше этой открытой или ниже?» И ответьте: ВЫШЕ. И так в отношении всех остальных нот (3-ей, 4-ой, 5-ой и 6-ой). А теперь подумайте: все 2-ые ноты нотной записи будут выше, или ниже, всех 3-их нот, 4-ых? И опять ответьте себе: ВЫШЕ. А все 3-и, 4-ые – выше 5-ых и 6-ых? ВЫШЕ. Так какие ноты будут всегда самыми высокими в нотной записи? Правильно, 1-ые. А самыми низкими в нотной записи? Правильно, 6-ые.

ЗАНЯТИЕ 2, коллаж, рисунок 3 – повышение и понижение тона (звука) на ЛАДАХ грифа. Об этом речь пойдёт в следующей части.


                ЧАСТЬ 2

ДИЕЗЫ, БЕМОЛИ, БЕКАР.

В нотных записях песен и романсов (и др. музык. произведений) часто можно увидеть справа от СКРИПИЧНОГО КЛЮЧА один из двух знаков (смотрите коллаж, рисунок 1) – ДИЕЗ или БЕМОЛЬ. Их может быть и два, и три и шесть (но никогда вместе ДИЕЗ И БЕМОЛЬ). Это знаки альтерации (повышения и понижения звука). Если  знак ДИЕЗ, или БЕМОЛЬ, стоит рядом со скрипичным ключом (рисунок 2), он называется ключевым и имеет отношение ко всей нотной записи мелодии, если же только возле одной ноты (слева от неё), - случайным, и относится только к этой ноте и такту, в который она входит (см. Музыкальный коллаж 1, рисунки 12 и 13, здесь же, на странице Прозы ру).
Знак ДИЕЗ повышает звук, знак БЕМОЛЬ понижает его. Это значит, что если возле какой-то ноты будет стоять знак ДИЕЗ, эта нота будет звучать выше, чем её нотное изображение, если БЕМОЛЬ – ниже. То же относится и к записи всей мелодии: если возле ключа стоит ДИЕЗ (F) – определённые ноты (смотрите рисунок 3) будут звучать выше; если стоит БЕМОЛЬ (H) – ниже (смотрите рисунок 4). Знак БЕКАР отменяет повышение или понижение звука (ДИЕЗ и БЕМОЛЬ), смотрите Музыкальный коллаж 1, рисунок 13 (здесь же, на странице Прозы ру). На нём (на рисунке) первая нота - 2-ая открытая, воспроизводится как 2-ая открытая. Следующая нота записана, как 2-ая открытая, но воспроизводится, согласно знаку БЕМОЛЬ,
проставленному рядом с ней (слева), как третья на третьем ЛАДУ (3/3). Следующая нота, согласно стоящему возле неё знаку БЕКАР (отменившему знак БЕМОЛЬ), воспроизводится опять как 2-ая открытая.

Возьмём песню «РЯБИНА» (ЗАНЯТИЕ 4, коллаж, рисунок 1). Возле скрипичного ключа никакого знака альтерации не стоит, однако, в пятом ТАКТЕ, возле 3-ей открытой ноты, стоит знак ДИЕЗ. Что это значит? Это значит, что звучать эта нота должна не как 3-я открытая, а как 3-я на первом ЛАДУ (3/1, смотрите ДИАПАЗОН ГИТАРЫ). Все остальные ноты звучат так, как изображены. Попробуйте, глядя на нотную запись, наиграть мелодию этой песни, не забывая о длительностях нот и паузах. А также обратите внимание на знаки РЕПРИЗЫ – повторения какой-то части произведения (ЗАНЯТИЕ 2, коллаж, рисунок  5. Здесь начало РЕПРИЗЫ - № 6, конец - №7).

Если мелодия песни «РЯБИНА» прозвучала правильно (неважно плохо или хорошо, важно – правильно), разучите её вместе с текстом.
Дробная запись песни будет следующая:

3/2 2/1    1/0 1/1    1/0 2/3    паузы    3/1 2/0    1/1 1/0    2/3 2/1   паузы
3/2 2/1 1/0     1/5 1/3     1/3 1/1   паузы   1/3 1/1    1/0 2/3    1/0 3/2.

При разучивании, 1/3 нота в повторе (в 13 такте) может показаться лишней, но это не так.


                РЯБИНА

«Что стоишь, качаясь,            Там, за тыном, в поле,
Тонкая рябина,                Над рекой глубокой,
Низко наклоняясь                На просторе, в воле,
Головою к тыну?»                Дуб стоит высокий.

С ветром речь веду я             Как бы я желала
О своей невзгоде,                К дубу перебраться;
Что одна расту я          Я б тогда не стала
В этом огороде.                Гнуться и качаться.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: над скрипичным ключом записан ТЕМП исполнения песни (аккомпанемента) – НЕ СПЕША. Так и следует играть и петь.

Пройдёт какое-то время, прежде чем вы будете свободны для разучивания новой мелодии (песни, романса). Не набирайте себе сейчас много песен, не разучивайте две или три за один присест. Идите последовательно (от простого к сложному), не торопясь, но твёрдо и упорно. Запоминайте и исполняйте мелодии не по-принципу: тупо запомнили – тупо наиграли и напели. Попробуйте вкладывать душу в разучивание и исполнение, а не только время, усилия и нервы.
Как только песня (мелодия и слова) запомнится, будет свободно, с чувством исполняться, обращайтесь к следующей – романсу «ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА» (Музыкальный коллаж 2, здесь же, на странице Прозы ру). Попробуйте разобрать её самостоятельно и, самостоятельно же, разучить и правильно исполнить (с учётом всех нотных знаков).


                ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА

                Гори, гори, моя звезда,
                Гори, звезда приветная!
                Ты у меня одна заветная,
                Других не будет никогда.

                Сойдёт ли ночь на землю ясная –
                Звёзд много блещет в небесах,
                Но ты одна, моя прекрасная,
                Горишь в отрадных мне лучах.

                Звезда надежды благодатная,
                Звезда любви волшебных дней,
                Ты будешь вечно незакатная
                В душе тоскующей моей!

                Твоих лучей небесной силою
                Вся жизнь моя озарена.
                Умру ли я – ты над могилою
                Гори, гори, моя звезда!

Для разучивания важнее всего правильное звучание любой мелодии, поэтому, прежде чем приступать к разучиванию, послушайте песни и романсы, особенно незнакомые (а также, не имея абсолютного слуха) в исполнении заслуженных и народных певцов и певиц. Войдя в Интернет, наберите в поисковике: "гори гори моя звезда слушать" и послушайте этот романс в исполонении Татьяны Булановой, Александра Малинина или Анны Герман. Также поступайте и с другими песнями и романсами. Так вы будете двигаться вперёд в обучении гораздо быстрее и правильнее.
Продолжение следует.


Текст учебного материала является авторским. При использовании ссылки на автора и авторскую страницу обязательны.
                Т. Уланова  (лето 2012г, обучение) 


Рецензии