О поэзии и поэтах. Седьмая страница

  Назрела потребность поговорить о поэзии. Для этого следует сосредоточить внимание на содержании. Форма, как известно, органически подчинена ей.
  С перестроечного времени стали частенько использовать слово пиар. В словарях (а они - советских изданий) такого слова нет. Но по тому, как оно используется СМИ, не трудно определиться с его значением.
  Каждый человек является носителем положительных и отрицательных качеств. Кто-то подмечает негативное в ком-то и выдаёт это через СМИ. Объект возмущается, грозится судом. Конфликт обретает свой сюжет. Становится интересным следить за его продолжением. Таким образом наращивается своя армия любопытствующих. Нет пиара, нет известных имён. При этом имена могут выставляться в очень широком диапазоне. От подонков до героев.
  В советское время худшее стемились исключать из общего потока информации. Не всегда это удавалось. Кто-то из поэтов, позволял себе дерзость. Вспомним Андрея Вознесенского и Никиту Сергеевича. Несколько возмутительных слов одного против другого и это - пиар. Особого уровня пиар - международного. Андрей становится известным на западе и своей известностью обретает защищённость от возможных репрессий. К нему подсоединяются ещё несколько поэтов и они начинают собирать целые залы и стадионы своих поклонников.
  В общем-то речь шла не о каком-то ценностном содержании их стихов. Интересны были сами поэты, дерзнувшие блеснуть некими оппозиционными признаками.
  Обратимся к более раннему историческому периоду, к так называемому, "серебрянному веку". Поэты его поскромничали и не претендовали на "золотой". В чём их суть, с точки зрения пиара? Содержание создаётся из двух основных признаков: негативного и позитивного. Но они могут по-разному оцениваться. Признавая право людей на негативное (азартные игры, пьянство, разврат, мошенничество), поэты серебрянного века пиарили на этом. Они считали, таков уж свободный человек и все его признаки - естественны. Это злило большевиков и они - своими действиями - стремились принуждать творческих деятелей, средствами позитива бороться против всего негативного. В отношении Есенина и Маяковского это им (частично) удавалось.
  Анна Ахматова называла свои стихи "мусором". То есть, не стремилась отделять зёрна от плевел. Негативное и позитивное (в содержании её стихов)представлялось смесью, рудой, свалкой. Она бравировала этим и наращивала таким стилем число своих поклонников. В отношении её (как и в отношении всех остальных поэтов того века) ситуация складывалась противоборствующей. Этим они были интересны, возрастала их известность. Работали на их известность и те репрессии, которым они подвергались со стороны тех, кому хотелось абсолютной позитивности в обществе.
  Поэты, как видим, обретают своё имя не только содержанием своих стихов, но и своей социально-творческой позицией. Пусть даже она и далека от идеалов.
  Следует сказать, что серебрянный век выделился наибольшим числом своих ИЗМов. Это было время поисков, метаний, мистики, разного рода глупостей и неопределённостей. Большевики боролись своими средствами - со всем этим "мусором", "свалкой" - и принуждали всех творческих деятелей к идеологии социалистического реализма.
  И вот, то время, которым характеризовался "серебрянный век", всем своим творческим настроем, переместился в перестроечную эпоху. Снова перестали разделять негативное от позитивного и вновь стал наращиваться "мусор", "свалка", но уже в более значительных масштабах. Пиар, как реальное явление, развёл людей на обвинителей и защитников. Яркий пример тому - Ходорковский. Он как носитель двух основных признаков (положительных и отрицательных), наполовину стал героем, наполовину - незаслуженно наказанным. Люди вновь начали мыслить смесью позитива и негатива. Создавалась та оценочная неразбериха, при которой говорить о какой-то абсолютной правде и справедливости, уже не представлялось возможным. Отражательно-оценочный хаос прошёлся по всем видам человеческой деятельности.
  В советское время официально поддерживался только один тип поэтов. Тот, который был обязан воспевать героев труда и героев прошедших войн. Комсомольцы, коммунисты шли беспрепятственно в печать, имели возможность издавать одну книгу за другой. И это уже был мусор и была свалка друго содержания. Качество стихов не имело большого значения. Определяющим считался - идеологический настрой. Кто попадал в союз писателей, оказывался защищённым от критики, от недоброжелателей. Это привело к тому, что все пишущие подразделились на своих и чужих. Пришлось чужим использовать самиздат и с ним - на запад. Рождался новый тип пиара - антисоветского. Появились первые лауреаты Нобелевских  премий. А это уже пиар международного масштаба.
  Вообще-то, поэзия - редкостное явление. Не каждая страна и не каждая эпоха имела своих выдающихся поэтов. И если уж имела, то гордилась ими.
  Что касается Новосибирска, то у нас никогда не складывались условия творческого пиара. В советское время определилась своя плеяда и они воспринимались как неприкасаемые. И хотя (по существу своих творений) не были поэтами, всё же числились ими в течении полувека. Плеядно посещали колхозы, предприятия, читали свои стихи. Им, как это было принято в то время, зрители дружно оплодировали и тут же забывали о их стихах.
  Пришла перестройка, плановые встречи прекратились. Связь поэтов со зрителями утратила свой смысл. Поэты, как местные, так и столичные, оказались не у дел. С образованием многих партий, им бы разойтись по каждой. Не захотели. Даже те, которые работали на компартию, и те отшатнулись. Но, обретя свою полную творческую свободу, современные поэты оказались, попросту говоря, никем не востребованными и никому не нужными. Они ушли в себя, в мистику, в свою сексуальную озабоченность. Как социально-творческое явление, поэзия прекратила своё существование. Выродилась до одной темы - любовной. И не в возвышенно-романтическом содержании, как это было в прошлом, а в большей степени стала
приземлённой, скотской. Социалистический реализм отмирает, капиталистический - не возраждается. Поэты остались без бога, без вождей. И олигархов не хотят обслуживать. Это уже не советский застой, это капиталистический колапс.
  Заходим на местные сайты. Литература. "Студия доброго слова". Продолжая традиции советского времени, тот же настрой на доброту, на друзей. Расчитывают на приятные посиделки, но на них - немного желающих.
  Если рассуждать творчески, то доброта (в плане развития) не существует - односторонне. Одновременно должна существовать и другая сторона - не добрая, критически настроенная. Допустить такое - творчески-состязательное единство - организаторы встреч не хотят. Ну а коли не хотят, то и создать армию любителей поэзии - невозможно.
  Любая ячейка общества - диапазональна, в количественно-качественном соотношении. В любом учебном классе, впереди - отличники, сзади - отстающие. Стало быть и в поэзии, при наличии свободных творческих условий, кто-то должен быть - первым, кто-то - вторым. И если этого нет, то нет и самого творческого механизма, при котором одни могли бы вырастать до первых, до мастеров, до выдающихся.
  Объявляют в доме офицеров сбор поэтов и любителей поэзии. На сайте из года в год сообщают, что вход свободный, посетителей - ноль. Последнее сообщение: "Конкурс в 2010 году будет видоизменён, либо не будет производиться совсем". Как говорится, докатились. За десять лет не взрастили ни одного сколько-нибудь интересного поэта. Миллионный город - без поэзии, без поэтов. Тут не то что на съезд поэтов расчитывать, самую малую секту не удаётся создать. Оказывается, всё дело в пиаре. Стоит только объявить, что столица Сибири на нуле, и это тут же положит начало творческому пиару. И, начав с нуля, у людей будет возможность потом прослеживать, как пойдёт дальше творческий процесс. Соберутся скандалисты, из них выделятся наиболее способные. Сюжет обретёт свой художественный сериал. Армия любителей, поклонников будет из года в год возрастать.
  Поэзия, как и любой другой вид развития, требует не дружеских добрых посиделок, а площадки для состязаний. И если уж ты решился выйти на такую площадку, то сумей держаться на ней достойно. Без слёз, соплей и прочей постыдной жидкости.


Рецензии
Здравствуйте! Заходила к Вам узнать "про философию",а наткнулась "про поэзию". Мне представляется, что любое творчество, а особенно поэзия, - не площадка для самоутверждения, и следовательно, соревнования. "Суть творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех..." Сильные стихи у тех, кто менее всего озабочен пиаром, а площадку состязания видит в себе самом. Если ему удается одержать маленькую победу, то ему есть, что сказать другим, и людям это нужно. Согласна, что сегодня такая поэзия - редкость в силу торжества мелких ценностей, предлагаемых обществом. Но именно восстание против этих ценностей, если оно есть внутри человека, может возродить поэзию.

Галина Грайская   03.12.2015 13:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.