Акира Куросава

Акира Куросава родился в марте 1910 г. в пригороде Токио Такикаве в семье кадрового офицера, потомственного самурая. В восемнадцать лет он поступил в школу живописи, и некоторое время работал художником. В одном из своих поздних интервью Куросава сказал: «Я вырос на серьезной и глубокой базе  японской культуры (искусство, литература, театр, в первую очередь театр Но). И на этой японской базе я подвергся западному влиянию. Это позволило мне его судить, отделять то, что мне казалось лучшим, то, что мне подходило, не забывая никогда о японской традиции». В 1936 г., с честью выдержав большой конкурс на место помощника режиссера, Акира был принят в компанию «PCL», преобразованную вскоре в студию «Тохо». «Меня прикрепили к группе Кадзиро Ямамото, - вспоминал позже Куросава. – Он был настоящим учителем. Благодаря ему я нашел свое призвание, и кино стало делом всей моей жизни. Он учил меня работе на всех этапах - писать сценарии, монтировать и так далее – всей азбуке режиссуры».

В 1943 г. Куросава снял свой первый фильм «Легенда о дзюдо» . В нем рассказывалось о соперничестве в XIX веке двух школ японской борьбы, джиу-джитсу и дзюдо. «Легенда» была поставлена с большим мастерством и принесла Куросава известность, однако сам режиссер объявил своей первой по-настоящему самостоятельной картиной только четвертый фильм «Пьяный ангел» (1948). И действительно, после него творчество Куросава приобрело неповторимое своеобразие. Каждый следующий его фильм неизменно поражал зрителя  силой чувства, необычностью композиции и яркостью человеческих характеров. Широчайшее признание пришло к Куросава после его ленты «Расёмон» (1950).

«РАСЁМОН». Фильм поставлен по двум новеллам Акутагава – «Расёмон» и «В чаще». Японская деревня, Х век. Ливень загнал под своды  полуразрушенных городских ворот дровосека, буддийского монаха и бродягу. Завязывается беседа. Дровосек и бонза вспоминают судебный процесс, в котором переплелись четыре противоречивых изложения одного кровавого события – на самурая и его жену, гулявших в лесу, напал разбойник с большой дороги, свирепый Тайомару. Муж погиб при  невыясненных обстоятельствах, и неизвестно, была ли жена изнасилована, или это совершилось с ее согласия. И какова была судьба мужа – бежал ли он или покончил с собой, чтобы избежать бесчестия? История о том, как разбойник убил самурая и овладел его женой, рассказывается на экране четыре раза: самим разбойником, женой самурая, случайным прохожим и духом убитого,  вызванным колдуньей. Дровосек тоже видел эту сцену и излагает ее по-своему. И каждый раз перед глазами зрителя разыгрываются не просто различные события, но он видит совершенно других людей. Эти рассказы, опровергая друг друга, свидетельствуют о сложности жизни, о невозможности постижения истины. Отсюда вывод – всякая правда относительна и непостижима. Картина произвела сенсацию на европейском континенте и была премирована Золотым львом на кинофестивале в Венеции. В 1951 г. «Расёмон» получил «Оскара» в номинации лучший иностранный фильм.  После этого Куросава стал всемирно известным режиссером, подлинным «императором японского кино». 

«ЖИТЬ» (1952). Начальник  гражданского отдела  городской управы Ватанабе узнает, что у него рак желудка и что жить ему осталось три-четыре месяца. Четверть века он занимался никому не нужной рутинной работой, не сделал ни одного по-настоящему доброго дела, не испытал глубокого чувства, не жил, как хотелось. Последние дни своей жизни Ватанабе посвящает сооружению скверика для детей в одном из бедных районов города. В день, когда скверик наполняется голосами малышей, Ватанабе умирает, раскачиваясь на качелях. Великий моралист Куросава, пожалуй, нигде не ставит с такой остротой вопрос о смысле человеческого существования. Фильм крайне прост и традиционен по киноязыку, лишен какой-нибудь многозначительности.


«СЕМЬ САМУРАЕВ» (1954). Япония, XVI век. Междоусобные войны. Многочисленные банды терроризируют крестьян. Чтобы защититься от бандитов, жители небольшой деревушки решают нанять нескольких самураев. Обедневший самурай  Камбей собирает группу из шести смельчаков, согласившихся служить только за еду, и не ожидающих от бедных крестьян никакого вознаграждения. К шестерке присоединяется бывший крестьянин Кикучио, мечтающий о карьере воина. Самураи строят в деревне защитные укрепления, обучают крестьян владеть оружием, совершают вылазки в стан врага. В решающем сражении за деревню самураям и крестьянам удается полностью истребить бандитов. Но при этом гибнут трое самураев и Кикучио. Фильм завершается сценой посадки риса. Крестьяне уже забыли о своих избавителях, все их мысли обращены к будущему урожаю.  «Самураи» Куросава - редкий случай, когда один фильм вобрал в себя черты триллера, эпоса и философской притчи. Великолепно сняты батальные сцены и сцены поединков. Фильм получил «Серебряного Льва»  на Венецианском кинофестивале 1954 года. 

 «ТРОН В КРОВИ ИЛИ ПАУЧИЙ ЗАМОК» (1957). Своеобразная экранизация шекспировского «Макбета». Действие перенесено в средневековую Японию. Во время одной из междоусобных войн победители мятежников Васидзу и Микки  оказываются в таинственном лесу, где встречают старую ведьму-прорицательницу. Она предсказывает им успех в ближайшем будущем, но чего-то недоговаривает. Властитель делает Васидзу наместником одного из уделов, а Микки – своим первым генералом. Честолюбивая жена Васидзу  Асадзи подговаривает мужа убить приехавшего к ним в гости властителя. После этого Васидзу при содействии Микки захватывает замок. Асадзи беременна. Чтобы обеспечить трон своему будущему ребенку, она заставляет Васидзу убить Микки и его сына. Но наемный убийца приносит только голову Микки: его сыну удалось бежать. Асадзи рождает мертвого ребенка и сходит с ума. Вскоре замок Васидзу осаждает армия, возглавляемая сыном Микки. Васидзу вновь отправляется к колдунье. Она говорит ему, что он останется непобежденным, пока Паучий лес стоит на месте. Успокоенный Васидзу возвращается в замок. Утром осажденные замечают, что на них движется лес. Это воины Микки срубили деревья и укрылись за ними. В замке вспыхивает мятеж. Солдаты расстреливают Васидзу из луков.

В 1959 г. Куросава основал свою собственную киностудию «Куросава про». Здесь был снят его известный фильм "Красная борода".

«КРАСНАЯ БОРОДА» (1965). Япония, 20-е гг. ХIХ века. Молодой врач Ясумомто приезжает работать  в бесплатную городскую больницу для бедных. Вскоре он вступает в конфликт с главным врачом Нийде по прозвищу «Красная борода». Ясумото кажется, что тот – диктатор и шарлатан, способный не столько лечить, сколько калечить людей. Но понаблюдав, как в условиях антисанитарии, полного отсутствия лекарств, нехватке обслуживающего персонала доктор Нийде ведет изнурительную борьбу с человеческими страданиями, нищетой и убожеством, молодой врач становится соратником и последователем Красной Бороды. Главное в этом фильме Куросавы – активное утверждение принципов добра, человечности, чуткости к чужой беде и страданиям, безграничная вера в силу величие человеческого духа, способность всю свою жизнь без остатка посвятить служению людям. Картина, стоившая Куросаве как режиссеру и продюсеру двух лет тяжелой работы, огромных средств, как личных, так и взятых в долг, не окупила расходов. Кинокомпания «Акира Куросава филмз продакшн» перестала существовать.

«ДОДЕСКА-ДЕН» (1970). Серия эпизодов из жизни обитателей трущоб, объединенных общим местом действия – поселком для бездомных на городской свалке. «Додеска-ден! Додеска-ден!» - выкрикивает лишенный рассудка  подросток  Рокутян, который носится по свалке, воображая себя трамваем. Каждый живущий в поселке: и двое пьяниц-рабочих со своими женами, и хромой служащий, пытающийся сохранить человеческое достоинство, и бездомный архитектор с сыном, кормящийся подаянием, и девочка-подросток, терпящая унижения от своих родственников, - все они живут мечтой о собственном доме в городе, о достатке и счастье. Но эта мечта неосуществима. В первой цветной картине Куросавы особо ощущается влияние любимого писателя режиссера – Достоевского. Фильм проникнут жгучим состраданием к униженным и оскорбленным, людям без настоящего и будущего, бессильным перед болезнями и всесильным роком.


 «ДЕРСУ УЗАЛА» (1975). Фильм был снят в СССР на киностудии «Мосфильм» по мотивам нескольких произведений русского писателя и путешественника Владимира Арсеньева и с участием русских актеров. Начало ХХ века. Этнограф Владимир Арсеньев возглавляет большую экспедицию в дебри Уссурийского края. У истоков реки Лефы он встречает опытного таежного охотника Дерсу Узала, который становится проводником и другом Арсеньева. Старый охотник  раскрывает перед ученым  бесконечное разнообразие, красоту и сбалансированность окружающего мира. Во время следующей экспедиции, встретив Дерсу, Арсеньев видит, что тот уже начинает слепнуть от старости. Путешественник забирает Дерсу в Хабаровск, но старик не в состоянии приспособиться к жизни в большом городе. Он уходит вместе с ружьем, подаренным  ему Арсеньевым. Вскоре в тайге находят труп Дерсу. Очевидно, его убили, чтобы завладеть оружием… Работа над фильмом продолжалась четыре года. Главными героями картины стали природа, одухотворенная присутствием доброго человека, и человек, живущий в добром согласии с природой.  В 1975 г. «Дерсу Узала» получил «Оскара» как лучший иноязычный фильм. 

«СМУТА» (1985). Историческая драма, имеющая много перекличек с шекспировским «Королем Лиром». 1578 г. Хидетора, глава рода Ишимонджи, во время охоты на кабана чувствует себя старым и уставшим. Пятьдесят лет он побеждал соседние кланы и захватывал их земли. Теперь основные владения должны перейти к старшему сыну Таро. Этому противиться младший сын Сагуро, но отец прогоняет его. Предчувствия Сагуро вскоре начинают сбываться. Таро под влиянием своей жены Каеде начинает  терроризировать отца. Хидетора отправляется в замок второго сына, Джиро, но сын не пускает отца к себе. Хидетора остается одно – отправиться в третий замок. Его воины уходят к Сагуро. Таро объявляет отца изгнанником и запрещает ему помогать. Таро и Джиро нападают на третий замок и после жестокой битвы захватывают его. Хидетора удается спастись, однако он сходит с ума. Джиро коварно убивает Таро. Сагуро переходит реку и вступает с ним в братоубийственную войну. Джиро погибает. Когда Сагуро находит умирающего отца, он гибнет от случайной стрелы. Так кончается история могущественного рода Ишимонджи. Здесь Куросава поставил проблему непродолжительности, неустойчивости человеческих начинаний, капризами судьбы  возвышающих и унижающих человека.

Умер Куросава  в сентябре 1998 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
Додеска-дэн - это "Под стук трамвайных колес"? Мне этот фильм очень понравился. Ему удастся такие новеллы. "Сны" тоже с удовольствием пересматривала. Но любимый у Куросава все-таки Расемон. Этот фильм меня буквально потряс, до сих под впечатлением.

Оксана Куправа   16.09.2020 13:12     Заявить о нарушении
Да, этот фильм упоминается под двумя названиями. На меня неизгладимое впечатление произвели "Самураи".

Константин Рыжов   16.09.2020 20:12   Заявить о нарушении
А меня Семь самураев особо не тронули, хотя именно с него начиналось мое знакомство с большим японским кино. Понравилось, да, но вот сейчас и не помню особо, о чем фильм.

Оксана Куправа   16.09.2020 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.