Как мы изучали бессмертную

КАК МЫ ИЗУЧАЛИ «БЕССМЕРТНУЮ»

Рассказ одного из множества бойцов
шахматного клуба «Белая ладья».
(конец 80-х годов)

– А что я вам сегодня расскажу! Что покажу!! Все постигнут! – громогласным кличем, как тот мат-рос из кинофильма «Мы из Кронштадта», – объявил наш Тренер. Мы «закрыли фонтаны» и раззявили в удивлении рты. Он прошёл к столу, покопался в своей сумке и выволок на свет пачку листов: – Вот! Успокоительные таблетки для сонливого Руслана Хасанова! И для тех, кто распускает нюни… сбрасывает фигуры с доски, стоит невзначай зевнуть не то что ладью, а даже хромоногого коня!
Пока наш Тренер всё это высказывал, мы рас-тасовались по партам, вытащили тетрадки.
– Чаплинский, к демонстрационной доске! А все напрягите мозги! Кто такой Адольф Андерсен?
– Это ж Гитлер… Адольф! – вякнул, как всегда не к месту, наш штатный хохмач Талгат Каспаков.
– Тот Адольф нашему Адольфу, Андерсену, в смысле, в подмётки не годится! – сердито сверкнул очками Тренер. – Он сыграл полтора века назад партию, которую все шахматисты мира называют «Бессмертной»! Слышите, улавливаете? «Бессмерт-ной»? В этой партии школьный математик из Авст-рии закрутил головокружительную комбинацию в полтора десятка ходов… А кто скажет, что такое комбинация в шахматах?
– Это… – вскочил Болат Мусин, – форсирован-ный вариант с жертвой материала. Так говорил…
– Говорил многократный чемпион мира Михаил Ботвинник! – опередил брата Канат Мусин.
– Правильно! – вскрикнул Тренер. – Полтора десятка ходов Андерсен только и делал, что жерт-вовал противнику фигуру за фигурой. Ой, что это я все тайны партии раскрываю! Сами всё увидите. Занятия у нас сегодня будут строиться так: я читаю вам ходы, вы выполняете их на своих досках, а Слава, естественно, на демонстрационной доске. А все вместе в удивлении и восторге пучите глаза на невероятные прыжки андерсоновских фигур, осо-бенно его белогривых коней, и… аккуратно записываете ходы. Усекли?
– Усекли! – хором закричали мы.
– А «бессмертная» почему? – тихо спросила Та-ня Югай. Третьеклашка, а стольким всыпала!
– Потому что полтора века то один мастер шах-мат, то другой пытаются доказать, что комбинация у Андерсена могла и не получиться, сыграй соперник иначе. Но проходит время, и кто-то третий из выдающихся шахматистов опровергает их доказательства: Андерсен победил законно! Ну что, насладимся красотой игры гения-шахматиста?
И Тренер начал диктовать партию:
Войска построены,
Сигнал к началу подан…
Упорство или дерзость победят?
– Так это же стихи, – сказала Айман Имекова, сестрёнка целой команды братьев-шахматистов.
– Разве? – удивился Тренер. – Ну, ладно, стихи так стихи… Играем:
От короля – на е4.
Противник: через клетку – на е5
Коль не хотят и помышлять о мире,
Бросаются с f2 на f4.  2  … е5:f4.

– Всё ясно: сделано два хода,
в глазах вот-вот от осложнений зарябит:
уж такова игры природа,
когда берут на вооружение гамбит!

Слон на прицел f7 берёт.
Ферзь с h4+ – королю укол.
Король на f1 ушёл…

– Кто скажет наперёд,
что этот вынужденный ход
плоды победы принесёт?

… b5!: отвлечь коварного слона!
    И чёрным кажется: победа,
    столь желанная, видна!
Слон пешку бьёт (дают, так
    почему не съесть!)
    Скачок коня – с g8 на f6

Наш конь – f3: попросим-ка ферзя!
Ферзь – на шестую клетку h.
А пешечка – d3: не будем
чёрным портить раж!

– Так резво гарцевать нельзя!
Сказал однажды сам Тарраш,
Что выиграть борьбу нельзя
Наскоками единого ферзя!

Тут, кажется, сказать пора,
В какой же стадии игра.
Ходов проделав по десятку,
Противники играют, словно в прятки.
Но если Кизерицкий суетится слишком,
То Андерсен –
как кошка с мышкой!
Он вынужденно (но не робко!)
Вдруг поступился рокировкой…
А это, как у Чехова с ружьём, –
В конце концов,
да выплюнет дробьём!

Конь на h5 стремится пылко.
Чуть проморгают белые и – «вилка»!
Конь h4 захватил…

– Во-первых, охлаждая чёрных пыл,
А, во-вторых, стремясь сыграть –
с угрозой! – на f5.

А ферзь крадётся на g5:
    коня или слона поймать.
Конь – f5: всё к королю поближе!

Пешка на c6 – слону исход
     начертан роковой.

Ладья – на g1: невинное движенье…
     Пешка c – бьёт b…

 – И вот он штыковой!

На g4 – пешка в наступленье,
чтоб конь вернулся в угол свой.
Кf6, но это не спасенье…

Пешка h пришла в движенье:
h4 с ходу взяв,
она «стреножила» ферзя!
… Ферзь отходит на g6.
Но у пешек «порох» есть!

– Как сказано когда-то Филидором,
пешки – всему воинству опора.
– Когда пешки смелы и бодры,
они поистине – душа игры!

На h5 одно движенье:
грозный воин – в окруженьи!
На g6 не устоять:
Ферзь обратно – на g5.
             
– Ну, пришла пора! Смотри!

Ферзь стремительно – f3!
      А конь убрался восвояси…
Слон бьёт на f4: «Здрасьте!» –
      Вот суеты прямой исход!

Фf6 (шестой по счету ход!)

– Прыжки единым ферзем –
                лишь времени затрата!
Уже грядёт законная расплата.

Кc3! …

– Опять как будто бы невинность.
– Конь ещё будет нападать!

… А чтоб ладьёю поживиться,
 слон мчится на с5.

Кd5 – прыжок к венцу!
Ф:b2 – скорей, к концу.

– Жадность губительна, мы это знаем.
– Жаль только: разуму редко внимаем!

– Не поня-я-л! – вскочил Фарид Жантуликов, один из наших самых-самых юных. В третьем классе учится, а семиклассников только так укладывает под маты: – Я не понял. Он что, слабак был, этот  Кизерицкий, если Андерсен ему запросто фигуры отдаёт?
– Да нет, – отвлёкся от диктовки Тренер, – он в то время был одним из сильнейших шахматистов Европы. Но именно на Андерсене «нашла его коса на камень». Кизерицкий редактировал популярный шахматный журнал «Режанс» в Париже… – Тренер вдруг озорно улыбнулся: – Вообще у него было много интересного в жизни. Как и Андерсен, он был учителем математики. Звали его – ахнете! – Лионель Альберт Багратион Феликс…
– Ого! – ахнули мы. – Он что, грузино-немец?
– Нет. Родился он в Эстонии. Но о нём говори-ли: «Этот молодой русский очень силён!»… Пойдём дальше, ребятки. Прерывать хорошую партию, как и хорошую песню, не надо. Следующий ход…

Сd6… – Теперь уж три фигуры бьются.

– Тут редко у кого глаза не разбегутся…

… Ф:а1  (Похоже на расправу…)

Кре2 С:g1 (Насыться, алчность, вволю!)

– Удары, как на ринге: слева, справа…
– А сколько же осталось белых в поле?

– У Кизерицкого целехоньки войска!
– У Андерсена… почти голая доска!

А пешка – на е5! (Хоть и погибли воины,
отважный не робеет!) Конь – на а6.

– Вот, наконец, ход, рыцаря достойный –
   один спешит на помощь королю!
– Увы, он не успеет – уже возмездье зреет!

– В азарте жертвы принимая,
Нелишне бы опаску поиметь:
Не кроется ли тут стальная,
Карающая, матовая сеть?

К:g7+ (То не удар по нервам!)
Крd8 (Спаси владыку, Боже!)

Фf6+ (И что теперь поможет?)
К:f6 (Эх, поздно, брат!)

Cе7х.  «Пардон, вам мат!»

– Вокруг владыки – паутина
При полном чёрном войске!
– Роскошная картина,
И мат вполне геройский!

– Ф-фу! – прозвучал в клубе общий выдох.
– Вот это да! – дуэтом вскрикнули дружки-соперники Игорь Попов и Толя Мысловский.
– Чуть не всё поотдавал, и – ма-а-ат! Сила! – выкрикнул в восторге наш Президент Володя Пана-ев. Тот самый, что проспал начало Праздника Пио-нерии, где нашему клубу «64-54» доверили «в ли-цах» отчитаться о работе за год, и в результате ру-ководила отчётом Гуля Бажибаева. Вовка так вол-новался за предстоящее наше выступление, что за-снул только под утро, вот и… цугцванг!
– Непонятно мне чего-то… – проворчал Ержан Тусупаев, наша «первая доска», а мы все насторо-жились: если Ержан открывает рот, надо слушать. Он всегда чего-нибудь такое скажет! – Зачем это Кизерицкий на 20-м ходу конём выскочил на а6? Ход слоном, поле с8 свободно, и – нету мата!
– Ай, да молодец, Ержан! – воскликнул Тре-нер. – Великий немец Вильгельм Стейниц, который  стал потом самым первым чемпионом мира, тоже такую мысль высказывал. Но великий русский чемпион, Михаил Чигорин, сразу же опроверг этот вариант. Я ведь говорил вначале, что многие мастера долго искали опровержение бесподобной атаке Андерсена, но она так и осталась «бессмерт-ной»!
– А я предлагаю наш клуб назвать именем Ан-дерсена! – вскричал восторженно Володя Шефер. – И девиз я нам придумал: «Зевнул – не пищи!  Луч-ше комбинацию ищи!»
– А что, пойдёт! – заорали все.
– Ловлю на слове, – сказал Тренер, укладывая свои бумажки в папочку. – К следующему уроку «бессмертную» партию Андерсена знать, у доски показывать. И не пищать! – мы дружно зааплодировали. Тут Тренер хитро прищурился: – А пошевелите-ка мозгами: о чём, в конце концов, говорит «бессмертная» партия Андерсена, а?
– Как о чём? Понятно… – начал Серик Имеков.
– Так о чём всё-таки?
– Воевать надо не числом, а уменьем! – на-шлась Маринка Арепьева, самая маленькая из на-ших «гроссмейстерок». Мама не пускала её к нам, но мы проводили её, прикрывая портфелями.
– Верно! Молодец! – воскликнул Тренер.
Мы опять захлопали. Клёво прошёл урок!


Рецензии