Казнь на чужом поле, или наше с дедушкой бородино

КАЗНЬ НА ЧУЖОМ ПОЛЕ,или НАШЕ С ДЕДУШКОЙ БОРОДИНО

Историко-шахматный боевик

У меня прикольный дед. Он ничего не делает без прикола. Меня он почти никогда не называет по имени, Славка или Слава, а всё величает «внучек-сыночек».
Я возмущаюсь: «При чём тут какой-то сыночек? Я тебе внук!» А он:
– Сыночек – это чтоб роднее, – и улыбается из-под усов. – А внучек – когда жальчее…
А то дед примется возрастом своим играть:
– Ну-ка, внучек-сыночек, вспомни, сколько мне годков?
– Семьдесят восемь! – кричу я уверенно.
– Эх, ты! – укоряет меня Платон Платоныч. Это моего дедуню так зовут. И по фамилии он Платов, как тот донской атаман, что был ещё при царе… потому и любит хвастаться дед своим казацким происхождением. – Эх, ты! И за что тебе в школе четвёрки ставят? У меня бы ты из двоек не вылезал. Не «семьдесят восемь» надо отвечать, а вот так: «Тебе, дедуня, на 65 лет больше, чем мне!» Понял?
– Так точно, ваше казачество! Понял: мне на 65 меньше.
– И опять тебе, внучек-сыночек, почти двойка, – сокрушается дед, всплескивая руками. – Правильнее было сказать: «Тебе, дедушка, в шесть раз больше, чем мне, внуку».
– Так это же одно и то же, – обижаюсь я. – Гонишь, дедуня!
– Одно и то же… да не так же! Когда говорят «больше на столько» – это всего лишь вот так, – дед разводит руками в стороны. – А если во столько, это – во-о! – И он одну руку задирает вверх, другую опускает книзу. – Уразумел, двоечник?
– Да нет у меня двоек!
– Это в школе нету, а у меня бы ты не вылезал из двоек!
Но чаще всего дедуня любит прикалываться, когда мы с ним в шахматы играем. То он, наступая на меня пешками, штыковую атаку чапаевцев придумывает, то, если конями рванул, рейд Первой конной армии по тылам противника вспоминает. А если я своей ладьёй на его восьмую горизонталь залезу, он кряхтит:
– Ишь ты, танковый охват генерала Рыбалко на Днепре затеял?
А вчера дед мой и того глубже в историю войн полез.
Не спеша, не задумываясь надолго, мы разыграли начало партии. Заняли пешками центр, вывели коней, слонов:

1. d2–d4 e7–e6  2. Kg1–f3 f7–f5  3. Kb1–c3 Kg8–f6 
4.Cc1–g5 Cf8–e7 5. Cg5:f6 Ce7:f6 6. e2–e4 f5:e4 
7. Kc3:e4 b7–b6 8. Kf3–e5 0–0  9. Cf1–d3 Cc8–b7 
        10. Фd1–h5! Фd8–e7?
Вы не знаете, почему это в записи после хода белых стоит восклицательный знак, а после хода черных – вопросительный? Это значит, что белый ход хороший, а чёрный плохой. Правила такие.

На мою беду, досталось мне в этой партии играть чёрными. Раздумывая над ходом, я не уловил, что соперник мой вдруг воодушевился. Будто учуял что-то! Перед тем, как бросить ферзя поближе к моим позициям, он даже заёрзал на стуле. Я на всякий случай передвинул своего ферзя на одно поле поближе. Тут мой дедуня подпрыгнул на стуле, застучал ногами в своих вечных тапочках, размахался саблями, ну, руками, конечно. И вскричал:

– Полковник наш рожден был хватом,
       Слуга царю, отец солдатам…
– И молвил он, сверкнув очами:
– Ребята, не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой!

Дед схватил вдруг своего ферзя и хряпнул им по голове мою пешку возле короля, так что она даже слетела на пол.
А я, обрадованный, что мне почти бесплатно достается целый ферзь, тут же, со смешком, в смысле: «Ур-ря!», наддал королём пинка этому вражине, его ферзю.
 
11.Фh5:f7+ Кpg8:h7

– Ну, – вскричал мой счастливый соперник, – дрожи, земля! Лихая конница рванула в бой! – приплясывая, дедуня затараторил. – Ты и не замечаешь, сыночек-внучек, мою засаду в центре. Как на пригорке, изготовились мои гусары и казачки! А за ними прячется… ты сейчас сам это увидишь… Будто смерть твоему Буонапарте, прячется грозная «батарея капитана Тушина»!

12. Ке4:f6++ Крh7–h6

Итак, мой «атаман Платов» ударом своих гусар нагло сбил моего слона на f6, а я не смог рассчитаться с ним за это нахальство, потому что Кf6 и Сd3 объявили моему монарху двойной шах. А от такого шаха одно спасение. Делать ноги! Ни побить атакующие фигурки, ни закрыться от них нельзя, потому что их… две.
Если честно признаться, я дёрнулся было своим королём восвояси, на поле h8, но дедуня мой хмыкнул: «Хочешь мат на 13-м ходу получить? Кавалерия моя вмиг казнит тебя с поля g6». Глянь-ка!
И он  показал мне, что ждало моего короля:

12 … Крh7–h8
13. Ке5–g6х

Мне не хотелось вылетать из игры так рано, а поскольку я ещё не оторвал руку от короля, то неохотно поставил его на поле h6. Почему неохотно? Да я с первых уроков запомнил: во время боя королю не надо лезть в центр. Заклюют!
А воодушевлённый мой соперник уже «оседлал рысака вдохновения и фантазии», как он часто приговаривал, если недавно перелистал пушкинскую «Полтаву» или лермонтовское «Бородино», и пошёл просвещать меня! Даром что сам учил меня не болтать во время игры…
– А чего ты косишься на «Полтаву» и «Бородино»? – с подозрением спрашивал меня дед, цитируя строчки. – Не знаешь этих великих стихов?
– Когда мне знать-то? – оправдывался я. – Нас литераторша да историчка больше спрашивают, сколько зубов было у коня Чингисхана. Да как звали вторую жену Абылай-хана… Да какая кличка была у верной собаки Абулхаира.
– Вона как! – изумлялся дед. И продолжал своё: – Помнишь кино «Эскадрон гусар летучих»? Был там хорунжий Попов 13-й. Ну, тот, что… если уснул, не разбудишь, если сел на коня, не остановишь. Так это, внучек-сыночек, был я, твой дедушка! Когда «полковник наш, рождённый хватом», бросился на врага и сложил голову, тогда и пришла наша пора. Пора лихих моих казачков. Уж так нам хотелось словить живого Наполеона! Мы в компании с гусарами Давыдова и повели, словно на аркане, повели, «персону», Буонапартия, значит, прямиком в свой лагерь…

– Дедушка! Чё ты меня дуришь?
– Ты не спорь, смотри лучше, как оно было. И как сейчас будет:

14.Ке5–g4+ Крh6–g5

Дедуня подкрепил свои слова делом. Выскочивший, как чёрт из табакерки, Ке5 словно заарканил «персону Буонапарте» и потащил его «в омут», в стан белых! Все поля вокруг короля, кроме гиблого g5, оказались под обстрелом «гусар» (Кf6) и «батареи капитана Тушина» (Сd3). И тут моего «императора» встретили дедунины «пластуны», пехота:

15. h2–h4+  Крg5–f4
16. g2–g3+  Крf4–f3

– Дедуня, где справедливость? – вскочил я. – Ты своими шахами тянешь и тянешь моего короля к себе в лагерь. И нет у меня ни одного хода на выбор. Ты чо так?
– А знаешь, внучек-сыночек, что фельдмаршал Кутузов сказал, глядя на замученных, оголодавших французов? Не знаешь? Он сказал: «Поделом им!» В том смысле: взялся воевать, будь готов к трудностям… Пошли дальше, «француз»!

17. Сd3–е2+  Крf3–g2

Сильно играет мой боевой дед!
Ещё в середине схватки лихо жертванул ферзя, потом его кони («гусары» и «казаки») прогнали моего Буонапарте через всю доску. А там встретила его штыками тихая пехтура и бросила на шпаги «гвардейцев». Все виды белого войска ополчились против одинокого монарха чёрных!   
 – Ура, мы ломим! – кричал уже словами из «Полтавы» мой дедуня. Он то вскакивал, то опять плюхался на стул.

18. Лh1-h2+ Kpg2-g1

Хоть плачь Славка! Силой затащили твоего императора на то поле, где полагалось стоять русскому царю. И он, император, одинёшенек, не может взять на шпагу ни ладью, ни пешку, стережёт их всё тот же «хорунжий Попов, 13-й сын своих родителей»… Мой дедуня ликовал всеми своими морщинами, сиял ослабшими ещё в войну глазами. Дескать, как мы тебя, внучек-сыночек?

19.Кре1–d2х
Можно и 19. 0-0-0х

Тут меня осенило: да это же, ёлы-палы…
– Да это же не твоя победа, дедуня! – вскричал я чуть не в слезах. – Это партия Ласкера с Томасом. Нам тренер показывал её в прошлом году. Да я подзабыл… А ты заболтал меня и задурил.
Платон Платоныч Платов в ответ на это моё возмущение через стол протянул руки и обнял меня, и засмеялся громко-весело. Чего было не смеяться? Опять он меня приколол!


* * *

Заканчиваю рассказ о том, как дед с внуком будто нечаянно повторили знаменитую партию Эдуарда Ласкера с Томасом, и мелькает в голове мысль: а ведь Ласкер тоже… повторил уже известное до него. Точно так же, правда, не сверху вниз доски по линии h, а справа налево по первой горизонтали, потом по вертикали а, потом по восьмой горизонтали прогнала французов русская конница в задаче Александра Петрова «Бегство Наполеона из Москвы в Париж» (1824). Почему говорю, что Эдуард Ласкер и Джордж Томас именно «повторили»? Потому что они сыграли свою партию спустя 88 лет после появления задачи Петрова – в 1912 году. Зато как вовремя! Ровно в 100-летнюю годовщину победы над Наполеоном они как бы изобразили его разгром на шахматной доске.
Вот и получается, что шахматы не просто игра, а отражение жизни, её истории.
Знаменитая задача А. Д. Петрова приложена нами к концу рассказа «Схватка без оглядки» в этой книге. Для иллюстрации Оды о доблести Неудержимых шахматных Коней.


Рецензии