C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Схватка без оглядки

СХВАТКА БЕЗ ОГЛЯДКИ

Ода Неудержимым Коням

Как никого другого, я люблю этого соперника. Мягок, молчалив – и неукротим. Лет двадцать назад он был моим шахматным учеником, и ему редко уда¬валось выиграть у меня даже одну из пяти партий. А теперь… мне впору запеть истошным голосом: «Ка¬кая боль! Какая боль! 5:0!»
Думаю, именно боль от поражений все годы приводила его ко мне на новые сражения. Тихо улыбаясь, и, казалось,  даже не поздоровавшись, он садился за стол и тихо расставлял шахматные армии на доске. При этом все годы, как в знаменитом шах¬матном сражении неутомимого Остапа в Васюках, Кайрат не баловал меня разнообразием дебютов. Выйдет одной-двумя пешками вперёд, чтобы дать дорогу дальнобойным фигурам да освободить плац¬дарм для рокировки короля, и тут же бросает в штыковую атаку ладейную пешку. На том, естест¬венно, фланге, где облюбовал себе тёплое гнёз¬дышко мой король…
Сегодня мне остаётся лишь тешиться воспоми-наниями о победном былом. Года три я не одерживал над ним матчевых побед. Полтора-два очка вырвать у него из пяти партий – это теперь большой успех  для меня.
Кстати, он сокрушает меня всё тем же своим коронным приёмом – штыковой атакой пешки на крайней вертикали, что называется, кинжальным ударом в бок. Даже в деталях зная его маневр, я не успеваю защититься.
Этим приёмом он раздавил меня и в последнем нашем поединке три дня назад: 1:0, 2:0, 3:0. Только в 4-й партии мне удалось «уползти за ко-вёр» – уговорить его на ничью. Пятая партия, по условиям, была последней в матче и, значит, по-следним моим шансом!
– Раз ты… так, тогда и я – так! – вскричал я во¬одушевлённо.
Едва наши короли разбежались в рокировках в разные углы, на них ринулись ладейные пешки – моя по линии а, его – по h. Но моя гарцевала на ход быстрее, ведь я играл белыми.
Рубка была жуткая, и мы оба преуспели в раз-рушении королевских бастионов. Следуя выкрикну¬тому перед партией девизу, я вскрыл две широких дороги в «логово врага». Правда, для этого при¬шлось пожертвовать ладью. А Кайрат успел лихо раздеть и разуть моего короля. Когда затихли звуки схватки, возникла такая картина:

Белые: Крq1, Фа4, Ла7, Кb5, Кe6, пп. c4, d5, f5, q2 (9)
Чёрные: Крc8, Фq4, Лd7, Лh8, Сb7, Кb8, пп. b6, d6, h6, h4 (10)

Положение обоих королей впечатляюще!
Взглянешь в левый верхний угол, вспомнится знаменитая осада крепости Измаил. Вокруг чёрного «падишаха» тесно сгрудились его верные «яны-чары». А все они двойным кольцом обжаты атакую-щими!
Так и вспоминается суворовский ультиматум: «Я с войсками прибыл. 24 часа на размышление – воля. Первый мой выстрел – уже неволя. Штурм – смерть!»
Но и белым может буквально секунд не хва-тить, чтобы отдать приказ о штурме. В правом ниж-нем углу клетчатого поля готовится коварное убий-ство! Чёрной тенью крадётся к белому королю чёр-ный-пречёрный ферзь с пешкой, будто бандит с кинжалом в руке. Мгновение – и прольётся послед-няя кровь!
Но не боязнь за возможную кончину моего мо-нарха обуяла меня. Яростная жажда победы над ко¬ролём Кайрата бушевала во мне.
Не зря говорят: «и хочется, и колется, и мамка не велит!» Дрогнул я всё-таки в коленках и… пере-страховался. Но – стоп! Об этом в конце!
Была в позиции прямая тропинка к победе: моя ладья бьёт слона! А там – будь что будет…

1. Л:b7!   Л:b7

Выясняется, что всё решает тихий-тихий скачок рысака: 2. К:d6х
Красиво! «Падишах» на двойном аркане!
Но тут же мелькнула мысль, если бы мой со-перник не поспешил с переводом ферзя на g4, а ос¬лабил бы тяжкие объятия «янычар» вокруг своего «паши» ходом Са6, могло быть иначе. Хотя, по¬стойте!

1. Лс7+    Л:c7
2. К:d6 х

Вот разбушевались кони! Так и видятся их раз¬дутые в азарте атаки ноздри, сжатые, как пружины, грозные копыта, сверкающие восторгом боя глаза, пиками заостренные уши! Как обратали короля!
В хорошем коне всё прекрасно. Грация мощ-ного тела, могучий порыв движения, трепещущие ноздри, искры мечущие глаза! А в шахматах ни одна фигура не способна на такие чудеса, как конь. Бить врага через головы своих и чужих способен только он! Помните, «спёртый мат»? Это когда ко¬роль стиснут своими фигурами, а сверху – словно кара небесная! – обрушивается на него конь про¬тивника. Вы же видели этот мат в прекрасном фильме-сказке «Садко»!
Мелькнула мысль: а если бы ладью на b7 взяла не ладья, а король?  Взглянем, что получится вна¬чале и в конце…

1. Л:b7   Кр:b7
3. К:d6+   Л:d6          
2. Фа7+  Крc8…

4. Фc7 х

Жаль, конечно, что исчезает экзотичность пози¬ции, когда два коня матуют короля. Ничего, рысаки готовы разделить победу с другим воинством…
       Если вернуться к началу «штурма Измаила», может возникнуть две занятных ситуации. Скажем, чёрные захотят угрожающе «махнуть» в сторону моего короля ходом С:d5, грозя при случае дать мат следующим ходом. Но и тут кони гарцуют в смертельном вальсе: 

1…   С:d5
2. Лс7+   Л:с7
3. К:d6 х

Опять К:d6! Этот красавец-мат возникает и при другом тревожном для белых ходе – пешкой на h3:

       1. Л:b7     h3?                3. К:d6 х
          2. Лc7+  Л:c7

Все эти варианты победы открыл я уже после того, когда «шашки отсверкали, копыта отстучали». Как говорится, сильны мы задним умом! А в пылу азарта, в схватке без оглядки, много увлекательного, чудесного мы не замечаем.
Пора вернуться к той позиции, к которой пришла игра в решающей для меня партии с Кайратом, где я «перестраховался», и с которой начиналась эта Ода Коню.
Тут я заметался в желаниях – и от грозящего буквально через ход мата надо уберечься, и победить-то я обязан, срамота иначе моим сединам! В этих метаниях увиделась мне ма-а-ленькая такая ловушечка. Именно потому, что видел я хищный взор Кайрата, сверлящий, будто лазер, вожделенное поле q2, и родилась эта ловушечка!

1. Фc2   h3

В стиле блица бросил я своего «визиря» на поле с2! Тут же последовал коварный шажок пешки противника. 
Бросая затем ладью на а2, я всей физией показал противнику свой азарт и стремление защититься. Ничего более… Но задумал-то я другое! Хотя на самом дондышке души, мне кажется, я кричал Кайрату-другу : 
– Стой, Кайрат, не спеши! «Мины!» 
Но Кайрат был бы не Кайрат, если бы остановил занесённую для заключительного удара руку.

2. Ла2?  Лq8??
3. Ка7 х

А ведь придержи мой противник свой азарт: сыграй Ф:q2 вместо Лq8, партия закончилась бы банальным разменом ферзей на q2 и, вероятнее всего, не моей, а его победой – ведь лишняя ладья! Но... Поработала безоглядка в схватке!
Сколько красивого, дельного случалось бы у нас и в жизни, и в игре, если бы не забывали мы об оглядке. Но злая наша фурия, безоглядка, губит иной раз такие ещё деяния! Великий Михаил Чигорин уже в 1892 году мог принести мировую шахматную корону матери-России. Но он безоглядно схватился не за ту фигуру в последней партии матча со Стейницем и... «зевнул» мат в три хода.
Так что «зевок» моего друга Кайрата вполне простителен. Азарт в бою – как без него? Но не о «зевках» мой теперешний рассказ!
Наша Ода – в честь подвигов Неудержимых Коней. И когда у меня появилась мысль причаститься к воспеванию их, то не возможные варианты двухконевого мата в нашей с Кайратом партии были главной причиной, а неподражаемые по красоте произведения шахматных мастеров, всплывающие в памяти, стоит только увидеть на доске лихую атаку конницы. На первейшем месте стоит, конечно, уникальная задача первого русского мастера шахмат Александра Дмитриевича Петрова «Бегство Наполеона из Москвы в Париж» (1824), в которой два белых коня 14-ю ходами гонят чёрного «Наполеона» чуть не по всему периметру доски и лишь последний, матующий, ход благосклонно предоставляют белому «Александру Первому». Но это всё-таки была задача, созданная в тиши кабинета, наедине с собой. А десятью годами позже два чёрных скакуна англичанина Мак-Доннелла накинули аркан на шею белого короля француза Лабурдонне. И в наши дни в великих матчах случаются подвиги скакунов. В матче на первенство мира 1978 года в Багио Анатолий Карпов двумя конями поверг на колени короля Виктора Корчного. Поневоле воскликнешь: «Ах, кони! Что за кони!»
Согласитесь, в тех матах неприятельскому королю, которые случились в нашей партии с Кайратом, ощущается какая-то не шахматная, а живая красота, ведь изо всех шахматных фигур только конь не смотрится символом. Король на самом деле вовсе не король, ладья тем более… не лодка, слон и в самом деле больше «офицер», чем слон. А вот конь… Это – Конь! Его удары неожиданны и романтичны. Маты с его участием – картинка, экзотика!
Кстати, несколько слов вообще о матах. Шахматисты – народ поэтичный, любящий сравнения и метафоры. Матам придумали красочные названия – «эполетный», «мат от удушья» («спёртый»), «линейный мат». Есть ещё «кооперативный» – это когда побеждённый сам помогает победителю сделать мат.
…В дебрях нашей с Кайратом партии, как грибы под сухой листвой, упрятаны такие перлы! И вылезли бы на свет, если бы мой противник вместо хода Фq4 попробовал ослабить «удушье» вокруг своего короля, например, жертвами слона, коня и пожелал подключиться к «кооперативу» мату. Вернёмся к начальной картине схватки и шагнём дальше:

1…           Ка6!
2. Л:а6    С:а6
3. Ф:а6+  Лb7
4. К:d6+  Крd7
5. Ф:b7+  Кр:d6
6. Фс7 х            

4. Фа8+ Крd7
5. Ф:b7+ Кре8
6. К:d6 х

Роскошные позиции! В первой из них на «коронованную особу» водружается как бы вторая «корона» – обрамление из белых фигур, во второй – два белых аргамака буквально поставили «к стенке» истерзанного короля.
По секрету сообщу читателю: именно в варианте с ходом 1… Ка6! можно увидеть ещё один вид мата – «эполетный», правда с одной «эполетой» (см. след. диаграмму). В этом варианте чёрные могли найти и спасение вечным шахом. Но секрет раскрывать не стану. Пусть он станет изюминкой в рассказе, которую вы отыщете сами.

1.    …      К:а6     2. Л:а6 С:а6 
     3. Ф:а6+  Лb7     4. Фа8+ Лb8   
     5. Фс6х   

***
Кощунственно, конечно, местные, так сказать, «картинки» на шахматной доске завершать классикой. Но у вас наверняка свербит в мыслях: а что это за экстра-задача А. Д. Петрова о бегстве Наполеона из Москвы, о которой дважды упоминалось выше?
Давайте, кто не знал задачу ранее, познакомимся с нею: в качестве приложения к теме нашего разговора – неудержимости коней в атаке. Она находится ниже:

        А. Петров. «Бегство Наполеона
                из Москвы в Париж»

1. Kd2+   Kpc2 2.  Kc3+   Kpa3
3. Kdb1+ Kpb4 4.  Ka2+   Kpb5
5. Kbc3+ Kpa6 6.  Kb4+   Kpa7
7. Kb5+   Kpb8 8.  Ka6+    Kpc8
9. Ka7+   Kpd7          10.  Kb8+   Kpe7
11. Kc8+   Kpf8           12.  Kd7+   Kpg8
13. Ke7+   Kph8          14.  Kpg2x 

Не шахматная картинка, а пиршество ума!
Недаром помнится до сих пор задача, созданная ещё при жизни А. С. Пушкина. Кстати, первый русский шахматный учебник, созданный А. Петровым, автор подарил великому поэту.
 
* Материал подготовлен при консультациях Сергея Игнатьева, пятикратного шахматного чемпиона Казахстана по переписке


Рецензии