Семьи новомучеников
- Матушка Илария, что является идеалом семьи и кем установлен институт брака?
- Брак установлен Самим Богом. Бесспорно, идеалом брачного союза мужчины и женщины является христианская семья, потому что только она способна хранить и созидать общество благодаря воспитанию понятий о добре и зле, исполнению заповедей Божиих. Только в такой семье, как ее называют, малой церкви, возможно воспитание детей на христианских идеалах, сохранение связи поколений, духовно-нравственных традиций. Таким образом, родители - христиане обеспечивают благочестие общества. Именно благодаря семьям, сохранившим верность христианским ценностям, и устояли идеалы Православия во время страшных гонений ХХ века. Это - самое трудное испытание, но только так и проверяется истинность убеждений и нравственных ценностей.
- Сохранились ли какие-то свидетельства о том, какими были семьи новомучеников? Ведь это – уникальная возможность лучше узнать личность святых, научиться на их примере самому сложному – межличностным отношениям с самыми близкими людьми.
- В многотомных житиях новомучеников, которые составил игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, дано множество примеров подобных семей. Достаточно рассмотреть несколько описаний житий святых мучеников. Речь пойдет о священниках Тихоне Архангельском, Валериане Новицком, Александре Парусникове, Николае Восторгове и их супругах. Биографии новомучеников сходны. Все они происходили из семей сельских священно- и церковнослужителей. Родились в 70-90-е годы XIX века. В родительских домах бережно хранились и передавались христианские традиции воспитания детей. Отец и мать были для детей примерами для подражания.
Будущие священномученики получили духовное образование, приняли священнический сан. В их семьях было много детей. В годы репрессий батюшки претерпели гонения со стороны властей, аресты или ссылку, однако решительно встали на путь исповедничества, не отреклись от веры и сана. (Это был излюбленный прием палачей: принуждение к отречению от священнического сана взамен на сохранение жизни).
Священномученики закончили свой земной путь или в лагерях, или были расстреляны в тюрьмах в возрасте от 38 до 62 лет. Их супруги во всем поддерживали их и жертвенно помогали. Родственники также подвергались беспощадным гонениям и лишениям. Священномученики и исповедники Российские канонизированы Русской Православной Церковью в 2000–2001 годах.
- Какие общие черты личности характеризуют этих священников как супругов?
- Прежде всего все они были заботливыми мужьями, любящими отцами. Все они были людьми образованными и культурными. Их отличали замечательные человеческие качества: доброта, ласковость, приветливость, миролюбие. Это были терпеливые, смиренные, покорные, немногословные и сдержанные люди. В отношении к труду они проявили себя как нестяжательные, добросовестные и ответственные. Общие черты их пастырской деятельности – это укрепление пасомых в вере, воспитание чад Церкви силою собственного примера в духе молитвенности, ревностности и любви к Богу и людям.
Кроме того им были присущи решительность, твердость, смелость, отвага, сознательный выбор священнического поприща в годы гонений. Священномученик Валериан Новицкий, принимая священство в 1923 году, мотивировал свой выбор так: «Надо спасать веру»! Все эти святые жили подлинно духовной жизнью, были далеки от политики. И хотя их обвиняли в антисоветской деятельности, они на допросах отрицали эту вину, держались мужественно, отстаивали достоинство Церкви и свои христианские принципы, открыто свидетельствовали о своей вере, не отреклись от священнического сана во время испытаний.
9 августа 1937 года сотрудники НКВД пришли арестовывать отца Тихона (Архангельского). Один из них спросил батюшку:
- Оружие есть?
- Есть! – ответил священник. – Крест и молитва!
По ночам отца Александра Парусникова часто вызывали в НКВД и однажды сказали:
- Уходи из церкви, ведь у тебя десять детей, а ты их не жалеешь.
- Я всех жалею, но я Богу служу и останусь до конца в храме, – ответил священник.
- Как учит Евангелие, муж и жена – одна плоть. Жены тоже разделяли участь своих гонимых мужей?
- Да, именно так. Матушка верна супругу до смерти, так же как и верна Христу и Православной Церкви. Во время испытаний, жизненно важных обстоятельств супруга решительно и бесстрашно принимает исповедничество, свидетельствует о своей вере, о принадлежности Православной Церкви, то есть, по сути, жертвует собой.
В житии священноисповедницы Хионии Архангельской Рассказывается о том, как она готовилась к тюремной ссылке: «Надо собираться, – сказала она. – Я уже чувствую, что возьмут. А я прятаться ведь не буду. И уж раз вызывали, я сама лучше пойду к ним». Она оделась, приготовившись к аресту, собрала необходимые вещи, и они вместе с дочерью Еленой пошли в сельсовет. Это был вечер 12 декабря 1937 года.
Жена священника покорна воле Божией, смиренна, кротка, терпелива, незлобива, совестлива. Хиония Архангельская безропотно приняла тюремное заключение: «Теперь я на себе испытала, как слово Спасителя ни едино не пройдет не исполнено. Я в жизни своей всегда имела грех судить, других осуждала без всякого на то права, и вот теперь сама попала под суд, а если б никого не судила, была бы не судима. Была властна, все делала, как мне угодно, вот теперь лишили свободы, без разрешения и на двор не ходим, а терпим от раннего вечера до полного рассвета, что некоторым мучительно, поэтому приходится больше говеть и меньше есть и пить».
На очередном допросе следователь пригрозил Хионии Ивановне:
– Вы у меня дождетесь лагеря, я вас в лагерь упеку!
– Воля ваша, а я жизнь жила, грешила и должна понести наказание за грехи.
- Что известно из житий новомучеников о принципах воспитания детей?
- Примером христианской жизни для младших членов семьи были родители. Воспитанием детей занималась, как правило, мать. Основой семьи была религиозность. Родители с раннего детства закладывали в детях любовь к Богу и Церкви, к ее Таинствам. Молиться Богу, посещать богослужения, жить церковной жизнью, читать религиозные книги в кругу семьи считалось основным занятием.
В семье Архангельских воспитанием детей занималась Хиония Ивановна. Она была женщиной глубоко религиозной и благочестивой и научила детей молиться и при всех трудностях обращаться к Единому Богу. Во все большие и малые церковные праздники дети вместе с нею шли в церковь. Она приучила их поститься в соответствии с церковным уставом. В посты откладывалось чтение светских книг, и читался лишь Закон Божий. Прочитанное дети рассказывали отцу или матери.
С раннего детства воспитывались трудолюбие, хозяйственность, бережливость. Отцу Тихону Архангельскому выделили землю, и большая семья жила тем, что они получали от занятий сельским хозяйством. Участок земли был не лучшим, засорен камнями, и пришлось приложить много труда, чтобы его очистить. На земле работали все старшие дети, что приучило их ко всякого рода труду и помогло впоследствии перенести обрушившиеся на них испытания. Любовь к детям выражалась не в баловании, а в строгости:
Священник Николай Восторгов вспоминал: «В семействе меня очень любили, так как я из всей семьи был один только сын, а были четыре сестры, и вот потому-то меня очень любили, но надо сказать, что баловства никакого мне не позволяли, так как отец и мать были очень религиозные и строгие в дело, но никак не зазря. Никогда они не позволяли мне и прочим сестрам, чтобы прогулять всенощную или проспать заутреню и обедню, это было недопустимо. Хотя действительно, иногда и не хотелось вставать рано, но, боясь гнева родителей, встаешь и идешь».
- То есть с ранних лет детей приучали к труду и покорности воле Божией, и это помогло им в дальнейших трудностях и испытаниях?
- Да. В детях воспитывались трудолюбие, кротость, смирение и верность Богу, веру в помощь Божию и благодарность Богу не только за хорошее, но и за попускаемое зло. Семья священника Александра Парусникова держала корову, которая, как и во многих семьях тогда, была кормилицей. Однажды представители властей увели ее со двора. Отец Александр был в это время в храме. Вернувшись домой, он увидел пришедших в смятение близких и спросил, что случилось. Александра Ивановна сказала:
– Корову увели у нас со двора.
– Корову увели? Пойдемте быстренько, все детки, вставайте на коленочки. Давайте благодарственный молебен отслужим Николаю Чудотворцу.
Александра Ивановна с недоумением посмотрела на него и воскликнула:– Отец?!
– Сашенька, Бог дал, Бог взял. Благодарственный молебен давайте отслужим.
С тех пор как у них не стало коровы, каждый день на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Старшие дети долгое время дежурили у окна, выходящего на крыльцо, чтобы узнать, кто приносит им хлеб и молоко. Бывало, до глубокой ночи высматривали, но так им и не удалось увидеть благотворителя. Это чудо помощи Божией по молитвам святителя Николая Чудотворца продолжалось в течение довольно долгого времени.
- А на каких принципах были организованы внутренние отношения в семье между детьми?
- Старшие должны были подавать пример младшим, а младшие слушаться старших. Ребята обязаны были заботиться о родителях и друг о друге.
Вот что писал отец Александр Парусников из тюрьмы: «Дети мои, всех вас целую и крепко прижимаю к сердцу. Любите друг друга. Старших почитайте, о младших заботьтесь. Маму всеми силами охраняйте. Бог вас благословит».
Родители проявляли заботу о настоящем и о будущем детей; давали им целомудренные наставления в отношении супружества; заботились о нравственности и целомудрии (то есть о чистоте души и тела ребенка), с жалостью относились к детям, избравшим богоборческий путь.
Матушка Хиония Архангельская писала из тюрьмы: «Дорогих Мишу и Володю очень жалею, но если они женятся в такое трудное время, то еще больше жалею; но если не могут не жениться, то выбирайте жену с благословения Божия, а по-собачьи не сходитесь».
Отец Николай Восторгов, будучи дьяконом, в силу обстоятельств, поселился в доме невесты еще до свадьбы. «Хотя и неудобно было, – пишет он, – но не было квартиры, так как погост Горицы находился отдельно от селений, здесь жило одно духовенство: священник, диакон, псаломщик; была церковная сторожка и более домов никаких – ввиду этого и пришлось стать в дом невесты. Очень, очень неудобно было проживать, но, благодаря братьям невесты, привык, хотя глупостей ни с той, ни с другой, впрочем, стороны не было, а жили так, как и подобало по всем правилам закона жить: честно, благородно и богобоязненно».
Мученичество, исповедничество, смерть за Христа – это логическое завершение жизни российских новомучеников, прямой путь к святости. А если супруги вместе избрали кратчайший путь ко спасению, то они вместе достигли Славы Небесной. Для нас они и созданные ими семьи - захватывающий дух пример того, как можно и нужно любить Христа Спасителя. Наши новомученики и исповедники - это наши национальные герои, фундамент для возрождения религиозной и национальной жизни русского народа.
Беседовала Елена Выборнова.
Курский Свято-Троицкий женский монастырь собирает материалы по истории своей обители и ее насельницах, о Курске (в частности, о колодезе преподобного Феодосия Печерского, о Никитском кладбище и др.). Если у вас есть такие сведения, просим сообщить инокине Иларии по телефону 8 910 312 43 97 или по электронной почте kstgm@mail.ru. Так же просим оказать материальную помощь на восстановление и ремонт монастыря.
Наши реквизиты:
Обслуживающий банк: Курский филиал ОАО «Банк Москвы» г. Курск, ул. М. Горького, д. 34
ИНН/КПП 4629039793 / 463201001
Расчетный счет 40703810700520000329
Корр. счет 30101810000000000728
БИК 043807728
Свидетельство о публикации №210092400474
С уважением. Алиса
Алиса Орлова-Вязовская 28.09.2010 20:40 Заявить о нарушении
Елена Выборнова 2 28.09.2010 21:24 Заявить о нарушении
P.S. Действительно меня зовут Алиса.
Алиса Орлова-Вязовская 28.09.2010 23:03 Заявить о нарушении
Елена Выборнова 2 29.09.2010 16:22 Заявить о нарушении
Алиса Орлова-Вязовская 29.09.2010 16:29 Заявить о нарушении
Елена Выборнова 2 29.09.2010 16:38 Заявить о нарушении
Алиса Орлова-Вязовская 29.09.2010 20:01 Заявить о нарушении