Семьи новомучеников

   XX век для России – это время, ознаменованное падением самодержавия и повсеместным вероотступничеством. Массовые репрессии против верных чад Церкви выбрали «соль» нации, защищавшую ее от нравственного  и морального разложения, что поставило народ перед угрозой уничтожения. Семья как созидающая государство ценность была сброшена с пьедестала. И то, как извращено само понятие семьи в наши дни, – закономерное следствие социальных процессов прошлого века. Каково же значение семьи в обществе с точки зрения Православия и святоотеческого наследия? Об этом беседа  корреспондента Елены Выборновой с архивариусом Курского Свято-Троицкого женского монастыря инокиней Иларией (Трофимовой), выступившей на Знаменских Дамиановских чтениях в марте этого года с докладом: «Образ православной семьи на примере святых новомучеников Российских».


   - Матушка Илария, что является идеалом семьи и кем установлен институт брака?

   - Брак установлен Самим Богом. Бесспорно, идеалом брачного союза мужчины и женщины является христианская семья, потому что только она способна хранить и созидать общество благодаря  воспитанию понятий о добре и зле,  исполнению заповедей Божиих. Только в такой семье, как ее называют, малой церкви, возможно  воспитание детей на христианских идеалах, сохранение связи поколений, духовно-нравственных традиций. Таким образом, родители - христиане обеспечивают благочестие общества. Именно благодаря семьям, сохранившим верность христианским ценностям, и устояли идеалы Православия  во время страшных гонений ХХ века. Это - самое трудное испытание, но только так и проверяется истинность убеждений и нравственных  ценностей.

-     Сохранились ли какие-то свидетельства о том, какими были семьи новомучеников? Ведь это – уникальная возможность  лучше узнать личность святых, научиться на их примере  самому сложному – межличностным отношениям с самыми близкими людьми.

   - В многотомных житиях новомучеников, которые составил игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, дано множество примеров подобных семей. Достаточно рассмотреть несколько описаний житий святых мучеников. Речь пойдет о священниках Тихоне Архангельском, Валериане Новицком, Александре Парусникове, Николае Восторгове и их супругах. Биографии новомучеников сходны. Все они происходили из семей сельских священно- и церковнослужителей. Родились в 70-90-е годы XIX века. В родительских домах бережно хранились и передавались христианские традиции воспитания детей. Отец и мать были для детей примерами для подражания.
Будущие священномученики получили духовное образование, приняли священнический сан. В их семьях было много детей. В годы репрессий батюшки претерпели гонения со стороны властей, аресты или ссылку, однако решительно встали на путь исповедничества, не отреклись от веры и сана.  (Это был излюбленный прием палачей: принуждение к отречению от священнического сана взамен на сохранение жизни).

 
         Священномученики закончили свой земной путь или в лагерях, или были расстреляны в тюрьмах в возрасте от 38 до 62 лет. Их супруги во всем поддерживали их и жертвенно помогали. Родственники  также подвергались беспощадным гонениям и лишениям. Священномученики и исповедники Российские  канонизированы Русской Православной Церковью в 2000–2001 годах.


     - Какие общие черты личности характеризуют этих священников как супругов?

 - Прежде всего все они были заботливыми мужьями, любящими отцами. Все  они были людьми образованными и культурными. Их отличали замечательные человеческие качества: доброта, ласковость, приветливость, миролюбие. Это были терпеливые, смиренные, покорные, немногословные и сдержанные люди. В отношении к труду они проявили себя как нестяжательные, добросовестные и ответственные. Общие черты их пастырской деятельности – это укрепление пасомых в вере, воспитание чад Церкви силою собственного примера в духе молитвенности, ревностности и любви к Богу и людям.


 Кроме того им были присущи решительность, твердость, смелость, отвага, сознательный выбор священнического поприща в годы гонений.  Священномученик Валериан Новицкий, принимая священство в 1923 году, мотивировал свой выбор так: «Надо спасать веру»! Все эти святые жили подлинно духовной жизнью, были далеки от политики. И хотя их обвиняли в антисоветской деятельности, они на допросах отрицали эту вину, держались мужественно, отстаивали достоинство Церкви и свои христианские принципы, открыто свидетельствовали о своей вере, не отреклись от священнического сана во время испытаний.
9 августа 1937 года сотрудники НКВД пришли арестовывать отца Тихона (Архангельского). Один из них спросил батюшку:
       - Оружие есть?
      -  Есть! – ответил священник. – Крест и молитва!
По ночам отца Александра Парусникова часто вызывали в НКВД и однажды сказали:
        - Уходи из церкви, ведь у тебя десять детей, а ты их не жалеешь.
       - Я всех жалею, но я Богу служу и останусь до конца в храме, – ответил священник.


    - Как учит Евангелие, муж и жена – одна плоть. Жены тоже разделяли участь своих гонимых мужей?

    - Да, именно так. Матушка верна супругу до смерти, так же как и верна Христу и Православной Церкви. Во время испытаний, жизненно важных обстоятельств супруга решительно и бесстрашно принимает исповедничество, свидетельствует о своей вере, о принадлежности Православной Церкви, то есть, по сути, жертвует собой.


    В житии священноисповедницы Хионии Архангельской Рассказывается о том, как она готовилась к тюремной ссылке: «Надо собираться, – сказала она. – Я уже чувствую, что возьмут. А я прятаться ведь не буду. И уж раз вызывали, я сама лучше пойду к ним». Она оделась, приготовившись к аресту, собрала необходимые вещи, и они вместе с дочерью Еленой пошли в сельсовет. Это был вечер 12 декабря 1937 года.
Жена священника покорна воле Божией, смиренна, кротка, терпелива, незлобива, совестлива. Хиония Архангельская безропотно приняла тюремное заключение: «Теперь я на себе испытала, как слово Спасителя ни едино не пройдет не исполнено. Я в жизни своей всегда имела грех судить, других осуждала без всякого на то права, и вот теперь сама попала под суд, а если б никого не судила, была бы не судима. Была властна, все делала, как мне угодно, вот теперь лишили свободы, без разрешения и на двор не ходим, а терпим от раннего вечера до полного рассвета, что некоторым мучительно, поэтому приходится больше говеть и меньше есть и пить».


   На очередном допросе следователь пригрозил Хионии Ивановне:
– Вы у меня дождетесь лагеря, я вас в лагерь упеку!
– Воля ваша, а я жизнь жила, грешила и должна понести наказание за грехи.


     - Что известно из житий новомучеников о принципах воспитания детей?

    - Примером христианской жизни для младших членов семьи  были родители. Воспитанием детей занималась, как правило, мать. Основой семьи была религиозность. Родители с раннего детства закладывали в детях любовь к Богу и Церкви, к ее Таинствам. Молиться Богу, посещать богослужения, жить церковной жизнью, читать религиозные книги в кругу семьи считалось основным занятием.


   В семье Архангельских воспитанием детей занималась Хиония Ивановна. Она была женщиной глубоко религиозной и благочестивой и научила детей молиться и при всех трудностях обращаться к Единому Богу. Во все большие и малые церковные праздники дети вместе с нею шли в церковь. Она приучила их поститься в соответствии с церковным уставом. В посты откладывалось чтение светских книг, и читался лишь Закон Божий. Прочитанное дети рассказывали отцу или матери.


     С раннего детства воспитывались трудолюбие, хозяйственность, бережливость. Отцу Тихону Архангельскому выделили землю, и большая семья жила тем, что они получали от занятий сельским хозяйством. Участок земли был не лучшим, засорен камнями, и пришлось приложить много труда, чтобы его очистить. На земле работали все старшие дети, что приучило их ко всякого рода труду и помогло впоследствии перенести обрушившиеся на них испытания. Любовь к детям выражалась не в баловании, а в строгости:
Священник Николай Восторгов вспоминал: «В семействе меня очень любили, так как я из всей семьи был один только сын, а были четыре сестры, и вот потому-то меня очень любили, но надо сказать, что баловства никакого мне не позволяли, так как отец и мать были очень религиозные и строгие в дело, но никак не зазря. Никогда они не позволяли мне и прочим сестрам, чтобы прогулять всенощную или проспать заутреню и обедню, это было недопустимо. Хотя действительно, иногда и не хотелось вставать рано, но, боясь гнева родителей, встаешь и идешь».


     - То есть с ранних лет детей приучали к труду и покорности воле Божией, и это помогло им в дальнейших трудностях и испытаниях?


    - Да. В детях воспитывались трудолюбие, кротость, смирение и верность Богу, веру в помощь Божию и благодарность Богу не только за хорошее, но и за попускаемое зло. Семья священника Александра Парусникова держала корову, которая, как и во многих семьях тогда, была кормилицей. Однажды представители властей увели ее со двора. Отец Александр был в это время в храме. Вернувшись домой, он увидел пришедших в смятение близких и спросил, что случилось. Александра Ивановна сказала:
– Корову увели у нас со двора.
– Корову увели? Пойдемте быстренько, все детки, вставайте на коленочки. Давайте благодарственный молебен отслужим Николаю Чудотворцу.
Александра Ивановна с недоумением посмотрела на него и воскликнула:– Отец?!
– Сашенька, Бог дал, Бог взял. Благодарственный молебен давайте отслужим.
С тех пор как у них не стало коровы, каждый день на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Старшие дети долгое время дежурили у окна, выходящего на крыльцо, чтобы узнать, кто приносит им хлеб и молоко. Бывало, до глубокой ночи высматривали, но так им и не удалось увидеть благотворителя. Это чудо помощи Божией по молитвам святителя Николая Чудотворца продолжалось в течение довольно долгого времени.


     - А на каких принципах были организованы внутренние отношения в семье между детьми?

     - Старшие должны были подавать пример младшим, а младшие слушаться старших. Ребята обязаны были заботиться о родителях и друг о друге.
Вот что писал отец Александр Парусников из тюрьмы: «Дети мои, всех вас целую и крепко прижимаю к сердцу. Любите друг друга. Старших почитайте, о младших заботьтесь. Маму всеми силами охраняйте. Бог вас благословит».
Родители проявляли заботу о настоящем и о будущем детей; давали им целомудренные наставления в отношении супружества; заботились о нравственности и целомудрии (то есть о чистоте души и тела ребенка), с жалостью относились к детям, избравшим богоборческий путь.
Матушка Хиония Архангельская писала из тюрьмы: «Дорогих Мишу и Володю очень жалею, но если они женятся в такое трудное время, то еще больше жалею; но если не могут не жениться, то выбирайте жену с благословения Божия, а по-собачьи не сходитесь».
Отец Николай Восторгов, будучи дьяконом, в силу обстоятельств, поселился в доме невесты еще до свадьбы. «Хотя и неудобно было, – пишет он, – но не было квартиры, так как погост Горицы находился отдельно от селений, здесь жило одно духовенство: священник, диакон, псаломщик; была церковная сторожка и более домов никаких – ввиду этого и пришлось стать в дом невесты. Очень, очень неудобно было проживать, но, благодаря братьям невесты, привык, хотя глупостей ни с той, ни с другой, впрочем, стороны не было, а жили так, как и подобало по всем правилам закона жить: честно, благородно и богобоязненно».
Мученичество, исповедничество, смерть за Христа – это логическое завершение жизни российских новомучеников, прямой путь к святости. А если супруги вместе избрали кратчайший путь ко спасению, то они вместе достигли Славы Небесной. Для нас они и созданные ими семьи - захватывающий дух пример того, как можно и нужно любить Христа Спасителя. Наши новомученики и исповедники - это наши национальные герои, фундамент для возрождения религиозной и национальной жизни русского народа.
                Беседовала Елена Выборнова.
Курский Свято-Троицкий женский монастырь собирает материалы по истории своей обители и ее насельницах, о Курске (в частности, о колодезе преподобного Феодосия Печерского, о Никитском кладбище и др.). Если у вас есть такие сведения, просим сообщить инокине Иларии по телефону 8 910 312 43 97 или по электронной почте kstgm@mail.ru. Так же просим оказать материальную помощь на восстановление и ремонт монастыря.
Наши реквизиты:
     Обслуживающий банк:    Курский филиал ОАО «Банк Москвы» г. Курск, ул. М. Горького, д. 34
     ИНН/КПП                4629039793 / 463201001
     Расчетный счет                40703810700520000329
     Корр. счет                30101810000000000728
БИК                043807728
               


Рецензии
Какие светлые и великие люди!
С уважением. Алиса


Алиса Орлова-Вязовская   28.09.2010 20:40     Заявить о нарушении
Спасибо! Так Алиса или Елена? Я тоже полюбила этих святых людей.И ведь подумать только, сколько святых было на Руси, о которых мы даже еще и не знаем.Скоро будет вторая часть - о том, как воспитывали детей в Царской семье. Заходите. Всегда рада!

Елена Выборнова 2   28.09.2010 21:24   Заявить о нарушении
С удовольствием загляну. Удачи Вам. С уважением.
P.S. Действительно меня зовут Алиса.


Алиса Орлова-Вязовская   28.09.2010 23:03   Заявить о нарушении
Тоже хорошее имя. А Елена - псевдоним или это - христианское имя?

Елена Выборнова 2   29.09.2010 16:22   Заявить о нарушении
Мое настоящее имя больше похоже на псевдоним)))) Я Алиса Орлова-Вязовская. Звучит красиво, но с претензией. Вспомнила, что скромность украшает))))

Алиса Орлова-Вязовская   29.09.2010 16:29   Заявить о нарушении
Действительно, похоже на псевдоним. Раз Вы так решили, значит, так лучше. ВЫ к Воронежской области имеете какое-то отношение? У нас был директор завода Вязовский, а его дочь Галина училась с нами в школе.

Елена Выборнова 2   29.09.2010 16:38   Заявить о нарушении
Нет, я родилась и живу в Москве. Одна из моих бабушек из Сибири, вторая из Польши. История моей семьи очень интересна, может когда-нибудь я попробую об этом написать.

Алиса Орлова-Вязовская   29.09.2010 20:01   Заявить о нарушении
Понятно! Жду интересную историю!

Елена Выборнова 2   29.09.2010 20:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Вам. С уважением. Алиса

Алиса Орлова-Вязовская   29.09.2010 20:52   Заявить о нарушении