Тамань - смертоносные змеи, течения-убийцы и проче

«Самый скверный приморский городишко…» - наши дни, Лермонтов отдыхает

В начале сентября  на пять дней сподобило оказаться в командировке на Тамани – подготовить репортаж о строительстве грузового порта в посёлке Волна, что располагается вблизи мыса Железный Рог. От станицы Тамань, описанной М.Ю. Лермонтовым в одноименной повести и имевшей тогда статус городка, это примерно в семи-восьми километрах. Местность там представляет из себя степь с холмами и болотами, присутствуют бахчи с арбузами, много виноградников,  как следствие – в магазинах хорошее местное вино и коньяк.
Поселился в приличной пусть и недостроенной гостинице в номере с видом на Черное море, которое от меня было метрах в двухстах.
Окрестности эти хоть диковаты и пустынны, но определенное очарование в местном ландшафте разглядеть всё-таки возможно. Присутствуют кораблики на горизонте, синее-синее море и берег – смесь песка и глины, из-за этого он постоянно влажный и лежать на нём без лежака или надувного матраса некомфортно. При этом он весьма обрывистый, ступенями и террасами поднимающийся к верху. Так как он рыхлый, то легко размывается морем и многие исторически известные места и сооружения разрушаются. К примеру, уже нет того мыса, вблизи которого контрабандистка пыталась утопить нашего литературного классика. Случай описан Лермонтовым в вышеназванной повести.
Кстати о плавании в тамошних водах. Для любителей насладиться теплой морской водой (в момент посещения её температура была 23-24 градуса) при удалении от мелководья возможны серьезные проблемы, вплоть до фатальных. Течение здесь достаточно сильное, что не удивительно, так как через находящийся поблизости Керченский пролив происходит переток вод из Азовского моря в Чёрное. Переток обусловлен тем, что в Азовское море впадают две таких мощных реки, как Дон и Кубань. Помимо перетока воды сезонно здесь происходит и трафик рыбы, в том числе знаменитой кефали. Плавал я в ластах, с трубкой и маской. Там где нырял, дно оказалось абсолютно неинтересное – ровный такой песочек и ничего более. Кстати, по пояс и грудь можно стоять метров в двухстах от берега.
Из обитателей моря в избытке водятся рыбы, морские ужи, а также дельфины. Последних в данном фрагменте Черного моря вообще в избытке. Я их наблюдал как вблизи, так и в двух километрах от берега, когда осматривал причалы в порту. Там они вовсю резвились рядом со сваями.
Направление глубинных токов воды рядом с поселком Волна и Железным Рогом – это особая история. Из-за чего я бы не рекомендовал родителям оставлять плавающих детишек без присмотра. Да, берег нисходит в море ровно, без ям, дно пологое и долго идёшь по колено или пояс в воде. Однако течение не только сильное, но и малопонятной конфигурации. Это связано с крутым изгибом линии мыса Железный рог, на который натыкается течение, а также наличием неподалеку от берега рифа Кишла и нескольких морских банок, в итоге утаскивает оно зазевавшихся по дуге в открытое море. Когда я долго плыл, разглядывая через стекло маски дно, то потом всегда обнаруживал, что меня не только отнесло, но и развернуло по отношению к берегу. Местный чел рассказал, что когда здесь схлёстываются два ветра определенного направления, то совсем беда и возникает жуткая отгонная волна. Кроме того, чрезвычайно опасно плавать в шторм, так как на набегающую волну накладывается низовое течение. От того каждый год от того тонет здесь достаточно нелогичное количество человек. Нелогичное потому, что пологое песчаное дно обещает как бы небольшую опасность для плавающих граждан. Да и глубин здесь больших не наблюдается. В километре от берега всего 10 – 13 метров, а глубина в 2 метра – в метрах 300. Это не Черное море, к примеру, в районе Адлера, где идёт сразу скальный обрыв и глубины в 50-100 метров. То есть, местная пологость напрасно обнадеживает.
В момент моего пребывания на Тамани произошёл прелюбопытный случай – в кучку купающихся на хвостах плавно так въехали два дельфина. Видимо они пытались обучить неуклюжих двуногих эстетичному стилю передвижения по воде. Насладившись произведенным эффектом, то есть шальным визгом водоплавающих теток, они таким же способом отъехали в море. После этого случая я засомневался, а такие ли уж они на самом деле друзья человека, как нам рассказывают в сентиментально-сопливых книжках и фильмах? Ведь надо признать, что любить им нас особо не за что – море загаживаем, рыбу массово вылавливаем, да и вообще – шум от нас, толкотня…. Поэтому я бы поостерегся вторгаться в места их традиционных морских прогулок, ведь где гарантия, что в их круглых башках с тупыми носами присутствует обязательно доброжелательное, к гомо сапиенс, отношение?
Но самое сильное впечатление я получил в последний день, 9 сентября, когда уже было заказано такси для переезда в место другой моей командировки –  на авиасалон в Геленджик. Хотя в этот день было жутко холодно, я решил напоследок искупаться и по известному обычаю побросать в море монеток. Искупавшись и побросав, не спеша возвращался в отель. Место и обстановка для последующей драмы оказались чрезвычайно подходящими – обрыв на берегу моря, которое шебуршало в тот день всё более тоскливыми звуками и всё нарастающей волной, вдобавок дополнял обстановку тревоги и нестабильности воющий сильный холодный ветер со стороны степи. При этом как бы светило солнце. Кстати, там всегда дует ветер – или с моря, или со степи, штиля я не наблюдал ни разу.
Итак, поднимаюсь я в расслабленном и умиротворённом состоянии от моря в отель по лестнице и вблизи на обрыве наблюдаю картину. Здоровенная такая дворняга скалится на кого-то находящегося в чахлых кустах. Собака рычит, делает гавк и прыжок в сторону куста, после чего отскакивает назад, раздается ее ужасающий визг, а потом всё происходит как в замедленном фильме – пес неуклюже заваливается набок, переворачиваясь катится с обрыва, периодически застревая в росших на почти отвесной стенке кустах травы. От меня всё это происходит метрах в пяти-семи. Челюсти мелко трясутся, лапы и тело сотрясают ужасающие конвульсии. Собака не может ни выть, ни скулить и только очень тяжело и неритмично дышит. А потом через пару минут и это делать перестала. А я стою на месте удивлённо ошарашенный. Всё произошло так скоротечно, что мои умиротворённые плаванием и моционом мозги никак не желали осознавать только что произошедшую трагедию. Желание более детально осмотреть место столь смертоносной драки, учитывая мою чисто пляжную экипировку и ноги в шлёпанцах, у меня не появилось. Хотя явить злодея миру, вероятно, стоило бы. Впрочем, вряд ли бы я кого обнаружил, так как весь берег испещрён то ли норами, то ли дырками, которые наверняка являются признаком хорошего заселения данной местности пресмыкающимися.
Собак бесхозных здесь очень много, очевидно, столь безапелляционным образом местные кобры регулируют их популяцию. Ну, то есть, понятно, что не буквально кобры, но всё равно ядовитые гады. Интернет на тему ядовитых змей на Тамани выдал только кавказскую и степную гадюку, а также ещё медянку, желтобрюхого и четырёхполосого полоза. При этом медянки и полозы не ядовиты, хотя и кусаются. Прочитал про последствия гадючьих укусов – нигде не говорилось, чтобы собаки умирали практически мгновенно. Еще один чел за пару дней до происшествия сказал мне, что видел на этом обрыве двухметровую змею темного окраса. Классифицировать её он не успел – быстро уползла. Это мог быть один из вышеназванных видов полоза, но они, повторю, не ядовиты. Более того, пока они небольшого размера, на них охотятся собаки и лисы. Может пёс перепутал полоза с гадюкой и вместо утреннего завтрака получил порцию нейротоксинов? Так кто же столь смертоносно кусает на Тамани? Намного более опасная гюрза официально обитает километров на 150 отсюда, эфа – ещё дальше – в Средней Азии.
Впрочем, на полуострове не всё так ужасно. Артефакты здесь, по уверениям понимающих, валяются прямо под ногами. Типа – фрагментов битых кувшинов и прочих глиняных черепков, изготовленных много веков назад. Но это опять же только для тех, кто в теме. Само собой посетил станицу Тамань, местный музей, домик Лермонтова на берегу Таманского залива. Там, где и разыгрались события, описанные в повести «Тамань». Всё чистенько, оформлено познавательно, кстати, этот домик - новодел, воссоздан в 1970-х годах 20-го века.
Из местных напитков смело можно порекомендовать пятизвёздочный коньяк «Темрюк» - очень приличная на вкус и в плане последующего утреннего нездоровья головы вещь. То есть, голова болит не так сильно, как, к примеру, болела бы от вискаря. Побывать на Тамани обязательно стоит, хотя и нет здесь таких красот, как на Кавказе.


Рецензии
Приветствую Вас, Александр! С большим интересом и удовольствием прочёл Ваш рассказ, причём дважды. Мне это очень близко, так как я там вырос и бываю уже на протяжении ряда лет ежегодно. Изложено хорошим стилем, правдиво и подробно. Километраж вот только будет поболее на 2-3 км. Коньяк "Темрюк", конечно, неплохой, но жестковат. Будете ещё в Тамани рекомендую Шато Тамань три звезды. Приглашаю на свою страничку. Удачи во всех делах. С уважением.

Николай Мринский   09.12.2018 15:50     Заявить о нарушении