Духовная помощь григория журавлева

(Из сборника "По следам журавлевских икон).
  Лет десять назад жарким июльским утром  в Свято-Троицком храме села Утевка Нефтегорского района Самарской области велись  съемки фильма об уникальном иконописце Григории Журавлеве. Знакомимся: режиссер Борис Григорьевич Криницын, оператор Геннадий Мякишев – работают от российской киностудии документальных фильмов «Отечество» с благословения епископа Самарского и Сызранского  Сергия.
   В Москве, разумеется, давно знали об уникальности творчества Журавлева, несколько лет заявка  на создание фильма лежала невостребованной из-за недостатка средств и вот, наконец-то, свершилось! Хорошему должно быть всегда  доброе продолжение…
   …Под высокими нежно голубеющими сводами храма тихо и покойно. Местные прихожанки помогают в наведении порядка - на улицу выносятся дорожки, паласы, коврики: какие помыть, какие просушить. Настоятель церкви отец Анатолий вместе с матушкой и чадами отдыхает на своей малой родине. Здесь же распоряжается его помощник, тихо заметивший, что без головного платка в храм входить не следовало бы. Замечание правильное, и нам бы надо знать такие вещи. Да и многому другому следует поучиться, проникнуться, быть может, понять самое главное – что же управляет человеком  в его поступках, намерениях, деяниях?
    Борис Григорьевич Криницын, человек, как я заметила, набожный, искренний, глубоко переживающий за судьбу православной  России. Не скрывая восхищения, он рассказывает о великолепных работах директора киностудии, известного режиссера-документалиста Бориса Леонидовича Карпова, создавшего многосерийный фильм «Под благодатным покровом». Особенной пронзительной силы  получилась кинолента  о репрессиях над священнослужителями, которая называется  «Надеющиеся на тя да не погибнем». Буквально за несколько месяцев разошлись копии фильма  еще одного  талантливого режиссера Рыжкова «Великая княгиня Елизавета  Федоровна». Запомнили зрители и лирический фильм о художнике-самородке из российской глубинки «Вот вспыхнуло утро».
У самого Криницына, как он сам считает, наиболее удачной получилась работа о судьбе великолепного памятника деревянного зодчества – северных церквей –    «И крест сей бережно храним».
   Фильм о Журавлеве задуман как притча, куда вошли кадры старых киносъемок, - для того, чтобы приблизить зрителя ко времени, в котором жил и творил художник.
- Тема «Творчество, время, таланты» - самая неисчерпаемая,- размышлял Борис Григорьевич. И в этих размышлениях снова и снова обращался к образу Журавлева: - Нам всем кажется, что родиться с каким-то увечьем, недугом – горе неизбывное. А многие физически крепкие и здоровые проживают свою жизнь увечно. Мне же  хочется показать в этом фильме, какой огромной  силой духа обладал этот человек, отыскавший единственный способ быть полезным людям, Богу, обществу, государству,- взяться зубами за кисть и карандаш, создать не только иконы, портреты, но еще и проект церкви. И она, его детище, несмотря на разрушительное время, и коммунистическую идеологию, устояла, выдержала, и сегодня принимает под своими сводами прихожан, странников и паломников. К Журавлеву идут на поклон, за благословением, а это, спустя целый  век  после его смерти, очень и очень много значит.
   Может быть, вы не поверите, но именно здесь, у вас мы надышались полной грудью истинно российским воздухом. Москва потихоньку превращается в город, по-обезьяньи подражающий западной  субкультуре. И только лучшие представители интеллигенции сопротивляются этому чужеземному вторжению. Поэтому и едем за тридевять земель за редкостными фактами, сюжетами, событиями. Анализируем,  показываем своими работами, стучимся в сердца и умы россиян, наших правителей. Россия должна сохранить свою самобытность, возвратить своих героев в списки лучших сынов и дочерей российских. Мы должны, мы просто обязаны рассказывать  о том, кем и чем мы всегда должны гордиться.
    Фильм о Григории Журавлеве получился художественно-публицистический, на  десять минут, но вобрал он в себя все то, что мы не досказали, что не успел написать Кузьма Емельянович Данилов – первооткрыватель имени этого иконописца. А также  то, что  еще рождается в творческих замыслах Александра Малиновского,  вовремя подхватившего эстафету поисков журавлевского наследия у своего учителя и земляка Данилова. Кстати, напомню, что наш самарский журналист и писатель Виталий Добрусин также снял фильм о Журавлеве, посвященный 150-летию со дня его рождения.
    В тот памятный день мы сердечно распрощались с москвичами, пообещав, что займемся с сотрудниками Детского музея поисками работ Журавлева. Но только спустя год  мы с Аллой Ижедеровой, тогдашним директор музея, отправились снова в Утевку, чтобы сфотографировать потускневшие и осыпающиеся фрески, выполненные более сотни лет назад самим Григорием Николаевичем. Увы, только на нескольких  отчетливо и зримо просматривались Иоанн Богослов, митрополиты московские Петр и Алексий, апостол Андрей Первозванный. Более всего нас поразил купол, на котором изображены Святая Троица и семь Архангелов …
За несколько дней мы побывали еще и в Малой Малышевке, соседней с Нефтегорском Алексеевке, где расспрашивали служителей местных храмов, жителей о том, что знают они или слышали об иконах нашего земляка. Поездка получилась интересная, насыщенная встречами, беседами и новыми открытиями, находками.
    Наиболее удачные фотографии вместе с путевыми заметками «По следам журавлевских икон» опубликовали в районной газете «Луч». Потом были еще материалы с вечера Памяти Журавлева, с ежегодных православных Варваринских чтений, на которых ребята читали свои доклады, посвященные жизни и творчеству этого уникального живописца.
    И вот однажды сын поставил на моем компьютере программу «Picasa». Как-то  неожиданно в архиве попались на глаза те самые кадры, сделанные в  утевском храме Святой Троицы. Включив все функции  этой программы, начала обработку фотографий, которые, кстати, получились, как говорят  любители, одна темнота.  И случилось чудо! Буквально за секунды все кадры этой самой мутноты  стали светиться каким-то неземным сиянием. На одной из фресок вдруг проявились – на самом лике – темные бороздки, похожие на мироточение. Может быть, это просто потеки краски, когда ремонтировали купол? Определить может только специалист.
    Более всего нас поразил купол, на котором изображены Святая Троица и семь Архангелов. …Но опять же, не это главное. Главное в том, что работы этого художника даже в таком ветхом состоянии живут и излучают свет. Обычным глазом многие из них  уже трудно различить, ухватить. Цифровая  аппаратура  позволила обрести нам это второе зрение и увидеть то, что было изначально в первые десятки лет, пока храм еще жил и там молились люди. Потом, оскверненный в 1932 году, он долго пребывал в запустении и разорении.   … Сегодня  здесь, кроме  полуистертых фресок, вы увидите немало икон этого удивительного талантливого мастера. Великолепен и Троицкий храм, увенчанный большим синим куполом со звездами,  сияющим  крестом.  Возводился он  по проекту Григория Журавлева.  Только человек уникального, божеского дара и таланта сумел спроектировать здание так, что при большом пространстве, высоких сводах, в нем нет ни одной колонны. Поэтому все пространство можно обозреть с любого места – это тоже одна из особинок утевской церкви. А восстанавливал  полуразрушенное здание  настоятель,  протоирей Анатолий Копач.  В 1989 году, на Крестовоздвижение, он отслужил в этом храме первую службу.
     Мы сразу заметили, что здесь замечательная акустика, говорят, что для достижения наилучшего эффекта были  встроены  в стены, наверху, специальные горшки.  Прихожане рассказали нам, что когда храм заполнен, особенно на великие православные праздники, - звуки, голоса как бы  сами по храму витают. Видно по всему, что  у его создателя Григория Журавлева  душа и сердце были открытыми, светлыми.
   Несколько лет назад, когда в Детском музее открылась самая первая интерактивная выставка «Се Человек»,  одновременно с этим был начат сбор подписей по канонизации утевского иконописца. Для этого нужно представить подтверждение совершенных им нескольких чудес. Так пояснил нам отец Анатолий, который считает, что самое главное чудо то, что храм восстановлен, причем, всем миром, да еще в самое трудное время, когда  невозможно было достать цемент, кирпич, краску.  А пришел день – обновили купол и крест на самом храме,  построили колокольню, поставили купол, водрузили крест. И  во всех этих переменах и обновлениях проявляется духовная и чудесная  помощь Григория Журавлева.


Рецензии