Деликт и подростки
Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для самих детей, так и для будущего общества. В стране расширяется спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, социальную дезадаптацию ребенка.
Исследование проблемы отклоняющегося поведения показывает, что социальная дезадаптивность имеет исторические причины и своеобразное культурно-детерминированное проявление. Повседневные отношения людей в области личных контактов пронизаны конфликтами, соперничеством, противоречиями в сфере интересов. Решение конфликтов может носить как созидательный, так и разрушительный характер. С этой точки зрения формы дезадаптивного поведения представляют собой антиобщественные образцы решения конфликта.
А.Л. Салагаев, А.В.Шашкин провели опрос при помощи «вороночной» и самоидентификационной модели и выяснили: «Московские школьники в 2 раза чаще, чем казанские «нормализуют» (считают нормальной) противозаконную деятельность неформальных групп, в которые они входят. На основании ответов респондентов оказалось, что члены группировок в Москве совершают делинквентные поступки примерно в 3 раза чаще, чем в Казани… Наиболее «популярными» действиями являются: распитие алкогольных напитков, драки, рисование и граффити (30%,21%,14%). Угрозами и шантажом занимаются – 6%, повреждением чужого имущества -18%, нанесение побоев 4%, потреблением наркотиков 18% причем, о 2/3 до молодежных правонарушителей совершают в группах» (А.Л Салагаев, А.В.Шашкин. Молодежные группировки – опыт пилотного исследования . Социс. № 9.2004.с 56)
В последние годы в связи с общественным кризисом общества интерес к проблеме проступочного (делинквентного) поведения подростков значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, статики и динамики этого нарушения поведения и крайней степени его – криминального (преступного) поведения., поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных (в том числе и психологического консультирования), реабилитационных и других. Это стимулировало заметное развитие теории психологии деликта и необходимость знакомства с её основами более широкого круга специалистов – психологов, социальных работников, педагогов, юристов, социологов, медиков и др.
К.Роджерс писал: “Независимо от того, как люди себя называют, - психологи, школьные или семейные консультанты, психиатры или социальные работники …у каждого из них существует свой подход к установкам клиента…Специалист такого рода имеет дело с неприспособленными или растерянными людьми, неудачниками или правонарушителями, и если они уходят от терапевта, став более приспособленными и подготовленными к конструктивной встрече с жизненными реалиями, то приемы и техника такого специалиста представляют для нас живой интерес» (Карл Роджерс. Консультирование и психотерапия. «Психотерапия» М. 2008. с.10).
Умственно отсталые дети не всегда способны полностью усваивать правовые ограничения, и по всей видимости, в меньшей степени способны усваивать правовые ограничения и не всегда могут предвидеть последствия своих поступков, чем дети со средним интеллектом. И вероятно, на них в большей мере оказывают влияние сверстники. склонные к деликту. Кроме того. такой ребенок может чувствовать к себе особое отношение, особенно в случае, если другие члены семьи более развиты (13-14).
Деликт инициальный (лат. delinquo - проступок, правонарушение; initialis - начальный)[Жмуров В.А. с.143 ].
У подростков с деликтом, часто отмечается большая способность к формированию и поддержанию устойчивых эмоциональных отношений со сверстниками. Стремление получить одобрение у сверстников полагаются на них. Они признаются в необходимости положиться на кого-то. В отношениях же со взрослыми, делинквентные подростки склонны игнорировать или даже открыто отвергать возможность получать помощь и поддержку.
Идентификация с делинквентной группой облегчает для них освоение антиобщественных форм поведения. В этом случае они не только овладевают новыми и более эффективными проступочными техниками , поскольку могут иметь возможность имитировать чужое поведение и получать прямые инструкции, но и так же учится и на ошибках других членов группы. Более того, они получают одобрение и восхищение своих товарищей, которое перевешивает страх перед возможностью наказания.
Тэги: проступок, коррекция
Свидетельство о публикации №210092501164
для формирования нравственно-волевых качеств у подрастающего поколения и своевременная помощь педагога-психолога доступна для всех..
У каждого специалиста есть свои наработки приёмов и техник ,что помогает человеку стать более приспособленным и подготовленным к конструктивной встрече с жизненными реалиями и помогает ему стать более успешным в социуме..
Желаю Вам Алексей успехов в Вашей миссии в здоровье-сбережении учащихся
Выражаю искреннюю благодарность за своевременную
помощь детям с отклоняющимся поведением ..
С уважением ,Таисия Олеговна Кучина
Прокомментируйте!
Таисия Кучина 27.09.2010 00:11 Заявить о нарушении